Одолевшие дракона повседневности

Путешественники, изобретатели, первооткрыватели и просто неординарные личности
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 332
Возраст: 37
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Одолевшие дракона повседневности

#1 Сообщение zagadki-istorii » 12 дек 2016, 15:27

Люди делятся на две категории: одни принимают жизнь такой, какая она есть, другие меняют мир под себя, создавая реальность, необходимую им для счастья. Супруги Николай и Елена Рерих были как раз из вторых, и потому мы помним их до сих пор.

Спутники и вдохновители


Семья Рерихов: Елена Ивановна, сыновья Юрий и Святослав и Николай Константинович
Общеизвестная мысль: для счастливого брака супруги должны смотреть не столько друг на друга, сколько в одну сторону. Жизнь четы Рерих служит прекрасной иллюстрацией к этим словам. Светская красавица Елена Шапошникова предпочитала общаться с людьми творческими, мыслящими и легко отличала их в кругу своих знакомых. Молва даже приписывала ей способности ясновидящей - по отзывам современников, Елена могла предсказывать некоторые события и отменно разбиралась в людях. А потому, познакомившись в поместье своей тетушки с художником, археологом и знатоком древностей Николаем Рерихом, Елена ни на секунду не задумалась, принимать ли его ухаживания. Последующие годы их совместной жизни и деятельности показали, что она не ошиблась в выборе.

Сам же Николай Константинович называл супругу ведущей и утверждал, что под его полотнами и рукописями вполне могли бы стоять две подписи - его и жены, поскольку они «творили вместе». В самом деле, она была если не соавтором, то уж
точно вдохновительницей трудов Рериха. Об этом говорит плодотворность его творчества, после женитьбы возросшая многократно. В первые годы семейной жизни Рерихи начали собирать коллекцию предметов каменного века, которая ныне насчитывает около 30 тысяч экземпляров и хранится в Эрмитаже. Одновременно Рерих публиковал труды по археологии, участвовал в раскопках, писал картины на темы истории Древней Руси и ради сохранения оставшихся следов этой истории учредил комиссию по регистрации памятников старины.

Елена Ивановна, кроме участия в делах мужа, в это время произвела на свет двух сыновей. Один из них впоследствии стал весьма авторитетным ученым-востоковедом, а другой - художником и общественным деятелем. Рерихи-младшие вспоминали, что мать всячески помогала детям осознать их склонности и затем делала все, чтобы они совершенствовались в том, что было им интересно.

Впрочем, обстановка в доме Рерихов и без того была наполнена творчеством и самопознанием, ведь в круг знакомых семьи входили Серов, Куинджи, Врубель, Бехтерев, Блок и другие таланты эпохи.

«Камни прошлого - это ступени в будущее»


Одной из главных задач, которые ставил себе Николай Рерих, было изучение и защита памятников русской культуры, пробуждение в обществе интереса к далекому прошлому отечества. Не только творческая, но и необычайно деятельная натура ученого заставила его в течение двух лет объехать около 40 городов, где сохранились памятники культуры Древней Руси. Часть церквей, монастырей и городищ была полуразрушена, и Рерих брался за их реставрацию либо старался сохранить осколки старины на фотографиях или этюдах. Вернувшись из путешествия, Николай Константинович много писал о необыкновенной ценности русской архитектуры и иконописи, призывал «из древних чудесных камней сложить ступени грядущего».

Спустя несколько лет в семье Рерих началось увлечение Востоком, и оно не было случайным. В начале XX столетия российское общество поделилось на сторонников революции и декадентов, проповедующих безысходность, упадок и смерть. Рерихи видели причину кризиса в бедности человеческого духа, утратившего связь с высшим знанием и мудростью Вселенной. По мере размышления о судьбах человечества они пришли к заключению, что философия и культура стран Востока содержит знание, которое может предотвратить мировую катастрофу. Россия же должна была стать мостом между восточной и западной цивилизациями, принести духовный свет тем, кто был его лишен. Понемногу супруги все больше погружались в изучение Индии и Тибета, особое их внимание привлекла легенда о таинственной Шамбале - месте, где веками собирались познания о человеке и главных загадках мироздания. Главной мечтой семьи Рерих стало путешествие в Шамбалу, куда не ступала еще нога европейца.

По иронии судьбы, прежде чем отправиться на Восток, чета Рерих сначала вынуждена была двигаться на Запад. Застигнутые революцией в Финляндии, супруги переправились в Швецию, а оттуда - в Лондон. Интересно, что свет Востока достиг и берегов Туманного Альбиона: именно там Елене Рерих впервые явился Махатма Мориа - живущий в Шамбале «Учитель Мудрости», со слов которого она затем два десятка лет записывала постулаты учения Живой Этики - Агни-Йоги. После нескольких лет в Лондоне Рерихи на три года отправились за океан - в США, и лишь в 1923 году исполнилось их страстное желание: они смогли организовать экспедицию на Восток. Маршрут ее был очень протяженным, он включал области Индии, Тибета, Китая, Монголии, а также российские Алтай и Сибирь (всего около 25 тысяч километров).

Современные биографы Елены и Николая Рерих расходятся в том, что было главной целью путешествия. Наиболее очевидными выглядят научно-художественные результаты похода: ученые активно собирали этнографические материалы, делали зарисовки и фотографии исторических памятников. В путевых заметках сам Николай Константинович упоминал о поездке как о посольстве к далай-ламе от «Союза Западных буддистов». Имеет сторонников и версия о том, что Рерихи действовали под покровительством Коминтерна и целью их было свержение действующего далай-ламы. Взамен они должны были способствовать объединению буддизма с советской идеологией и созданию Единой Азии - вероятно, как области СССР. Понятным было также желание супругов Рерих найти Шамбалу, а вместе с ней и ответы на многие вопросы о будущем человечества.

Но каковы бы ни были истинные цели экспедиции Рерихов, закончилась она печально. Спустя пять лет с начала долгого пути через Азию власти Тибета задержали экспедицию возле Лхасы и держали там в плену около полугода. Лишь с неимоверным трудом ученым удалось вернуться в Индию.

Высоконравственное и жизненное учение


В то время как чета Рерих замерзала на высокогорном плато Чантанг у Лхасы, первые книги по Агни-Йоге, продиктованные Елене Ивановне Махатмой, разлетались по всему миру, приобретая многочисленных последователей. Всего основа учения Живой Этики насчитывает 14 томов, повествующих о месте человека во Вселенной, законах мироздания и о том, как достичь гармонии в земной жизни.

Агни-Йогу принято сравнивать с христианством, однако это неправомерно, поскольку она не является религией. Иисус согласно Живой Этике есть не Спаситель, а лишь один из многих посланцев Белого Братства. Учение не признает посредничества Церкви и ее служителей между человеком и Богом, отвергает затверженные наизусть тексты молитв, возможность искупления грехов за деньги и гарантию райского блаженства за веру в воскресение Господа. Вместо этого приверженец Агни-Йоги может напрямую обращаться к Богу. Причем храм для этого не нужен. Человек должен лишь стремиться к личному духовному росту, отдавать силы на служение общему благу и ради эволюционного развития Вселенной. Таким образом, Живая Этика - только указание направления, а не жестко ограниченная дорога.

Это направление указывают людям Махатмы - великие мудрецы, сотни тысяч лет живущие в Шамбале. Однако они избегают напрямую вмешиваться в человеческие дела и только в случае крайней нужды отправляют к людям посланников с великими учениями. Однажды Будда посвятил людей в таинства буддизма, Иисус принес людям весть о христианстве, а пророк Мухаммед познакомил человечество с исламом. А последним наставлением, переданным людям, является Агни-Йога -учение будущего.

«Путей много, но сердце знает ближайший»


По завершении экспедиции семья Рерих поселилась в Индии окончательно, выбрав для себя долину Кулу на западе Гималаев. Повсюду, где бы супруги ни бывали, вокруг них сразу собирались единомышленники, не стало исключением и последнее их обиталище. Вскоре Рерихи основали Институт Гималайских исследований с поэтичным названием «Урусвати» (с санскрита - «свет Утренней звезды»).
Там планировалось изучать влияние Азиатского региона на общее развитие мировой культуры. Николай Константинович организовывал этнографические и археологические исследования, а Елена Ивановна сосредоточилась на проблемах философии и религий Востока. Супруги рассчитывали, что на месте «Урусвати» вырастет целый город знания, использующий достижения науки и не знающий границ между странами и народами. Их мечте не суждено было исполниться целиком, но с институтом охотно сотрудничали ученые из разных стран: Рабиндранат Тагор, Николай Вавилов, Альберт Эйнштейн и другие.

Сразу после начала Второй мировой войны Рерих делал все возможное, чтобы помочь своей родине. Он устраивал благотворительные выставки и продажи картин, средства от которых перечислял в фонд Красной армии, много выступал по радио в поддержку СССР, издавал статьи о мужестве и стойкости российского народа. Задолго до окончания войны Рерих пророчески заметил, что «всякий, ополчившийся на народ русский, почувствует это на хребте своем».

Однако родина не оценила усилий семьи Рерих. С начала 1930-х годов ученые неоднократно пытались вернуться в Россию, но советское государство отказывало им в получении гражданства. Последний запрос Николай Константинович отправил в Москву незадолго до кончины, и ответа (опять отрицательного) уже не дождался. Впоследствии его сыновья смогли приехать в СССР, но Елена Ивановна до своей кончины оставалась в Индии, продолжая управлять наследием семьи, разбросанным по всему миру.

Екатерина КРАВЦОВА






Вернуться в «Открытия, путешествия, приключения и авантюры»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость