Просчёт инженера Андре

Путешественники, изобретатели, первооткрыватели и просто неординарные личности
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Просчёт инженера Андре

#1 Сообщение zagadki-istorii » 05 май 2017, 13:02

Язык не повернется назвать задуманное этой троицей безрассудной авантюрой. Да, был риск у первопроходцев, но просчитанный. Кто бы мог подумать тогда, в конце XIX века, что проект инженера Саломона Андре удастся осуществить лишь спустя 108 лет!

Насмешка високосного года

Это стало катастрофой! Казалось, злой рок преследовал его в високосный 1896 год. Хотя сначала все складывалось удачно. Руководителю шведской арктической экспедиции Саломону Андре удалось к лету подготовить команду и прибыть на Шпицберген, куда из Парижа уже доставили новенький воздушный шар и все необходимое для полета.

И вот перед стартом началось! Ветер сменил привычное для этого времени года направление и подул в сторону, противоположную Северному полюсу. Затем правая рука Андре, опытный метеоролог Нильс Экхольм, обнаружил, что утечка водорода из воздушного шара гораздо выше расчетных параметров - при таком положении дел им не преодолеть и половины запланированного маршрута. Более того, Экхольм выдвинул ультиматум: полетит только после замены всей наружной оболочки.

Для любого другого подобное развитие событий стало бы крахом, но только не для Андре. Ведь на карту была поставлена не только его репутация - дело всей жизни.

Любопытный сторож

Соломон Август Андре - шведский естествоиспытатель, исследователь Арктики
На Всемирной выставке, которая в 1876 году впервые проводилась не в Европе, а в США (в Филадельфии), Саломон Андре оказался в скромной роли сторожа павильона Швеции. Иного пути попасть сюда из Стокгольма у новоиспеченного выпускника Королевского технического института попросту не было. По ночам молодой человек выполнял свои нехитрые служебные обязанности, а днем скрупулезно изучал то, что его больше всего интересовало, - воздушные шары и дирижабли.
Именно на развитии воздухоплавания Саломон решил сделать карьеру.

Шесть лет спустя инженер Андре познакомился с Арктикой, оказавшись в составе шведской гидрометеорологической экспедиции на острове Шпицберген. Там бывалые исследователи убедили его, что на корабле или санях добраться до Северного полюса нереально - 1200 километров не осилить. Ни одна из предпринимаемых ранее попыток не увенчалась успехом. Вот тогда-то у Саломона пока еще в общих чертах родился план: добраться до «макушки Земли» на воздушном шаре, стартовав со Шпицбергена.

Еще 10 лет ушло у Андре на то, чтобы обосновать техническую сторону проекта и убедить Королевскую академию наук Швеции выделить средства на покупку воздушного шара для проверки расчетов на практике. Первый полет он совершил в 1893 году, а затем еще восемь, избороздив небо над Швецией и Балтийским морем.

В это время гремела слава Фритьофа Нансена, которому в марте 1895 года всего чуть-чуть не хватило, чтобы на собачьих упряжках достичь Северного полюса. В любом случае именно норвежцы считались лидерами в полярных исследованиях, что, конечно же, больно било по самолюбию шведов.

Вот тут-то весьма кстати в Королевской академии наук Швеции прозвучал доклад Саломона Андре, который благодаря инженерным выкладкам и ораторскому искусству убедил ученых в возможности по воздуху первыми добраться до Северного полюса. Нашлись спонсоры, выделившие деньги на покупку воздушного шара большой грузоподъемности. Львиную долю средств пожертвовал сам Альфред Нобель. Все складывалось удачно до того самого старта летом 1896-го. Ну а дальше все ожидаемо: насмешки в прессе, упреки ученых, недоумение спонсоров... Снять накал страстей удалось лишь заявлением о полете на будущий год.

То вверх, то вниз

В июне 1897 года Стокгольм торжественно провожал трех будущих покорителей Северного полюса: 43-летнего Саломона Андре, 25-летнего физика и фотографа Нильса Стриндберга и 27-летнего Кнута Френкеля - его взяли метеорологом вместо все-таки отказавшегося лететь Экхольма.

11 июля воздушный шар «Орел» поднялся над Шпицбергеном и полетел на северо-восток. По плану он должен был достичь Северного полюса, а дальше в зависимости от ветра добраться до побережья Канады или Сибири.

Однако уже с самого начала начались сбои. Отвинтились и упали тяжелые канаты, которые должны были касаться поверхности воды - это позволяло отчасти управлять шаром и не давать ему подниматься в холодные слои атмосферы. В результате «Орел» взмыл на 700 метров, а разреженный холодный воздух ускорил просачивание водорода через оболочку (ее так и не заменили!). Кроме того, в тумане шар стал впитывать влагу и, потяжелевший и затем обледеневший, стал опускаться - экипаж спешно избавлялся от балласта.

Почти 11 часов «Орел» находился в свободном полете, затем еще 41 час то поднимался, то опускался, касаясь воды, а затем и ледяного покрова. Наконец, произошло окончательное мягкое падение, при котором, к счастью, никто не пострадал. В итоге воздушный шар преодолел 480 километров, осилив чуть больше трети маршрута.

Связи с Большой землей у путешественников не было. Для всего мира «Орел» пропал - высланные спасательные экспедиции вернулись ни с чем.

Шаги на месте

За 33 года полной неизвестности вокруг этого полета родилось немало легенд и слухов, начиная с вмешательства инопланетян и заканчивая жизнью среди аборигенов Севера - такой оптимистичный вариант тоже не исключался. В Швеции, равно как и во многих других странах, троих исследователей почитали как героев. Лишь летом 1930-го норвежское тюленебойное судно «Братвааг» случайно обнаружило на острове Белый их последнюю стоянку. После сообщения о находке 5 сентября к этому месту подошло специально зафрахтованное судно «Избьёрн». Были найдены останки всех троих исследователей, различное снаряжение, а самое главное - журнал экспедиции, который вел Андре, и порядка 200 сохранившихся фотопластин. По ним удалось восстановить ход событий после крушения.

На Шпицбергене и Земле Франца-Иосифа для экспедиции были заблаговременно приготовлены запасы продовольствия, и именно там их стали бы искать. Выбрали второй маршрут - примерно 350 километров. У них для похода были лыжи, лодка и трое саней.

Однако путь оказался непростым - отнюдь не снежная целина, а ледяные торосы, через которые приходилось прорубаться. Шли очень медленно. Мешали трещины и разводья - лодкой тоже приходилось пользоваться. Каждый тащил свои сани весом около 130 килограммов.

Экспедиция шла на восток, а льды, как потом выяснилось, дрейфовали на юго-запад - по сути, путешественники топтались на месте. Наконец, их прибило к острову Белый, где было решено зимовать. У них имелись запасы консервов, канистры с керосином, ружья с запасом патронов. Правда, не было меховой одежды - только шерстяная (сказался малый полярный опыт Андре).

Но зимовка продлилась три месяца. Первым в расщелине между скал 17 октября 1897 года похоронили Стриндберга, затем умер Андре, и, наконец, Френкель - его останки нашли в стороне от палатки.

Неведомый убийца

Что стало причиной гибели? Сейчас уже почти невозможно ответить на этот вопрос. Дело в том, что тела всех троих после прибытия на канонерской лодке «Свенсксунд» в Стокгольм по желанию родных были кремированы. сохранилась лишь одежда, переданная в музей.

Первоначально выдвинутая версия об обрушении на палатку нависшей ледяной глыбы, которая укрывала жилище от ветра, не подтвердилась: никаких повреждений на останках не было, и к тому же тело Френкеля обнаружили на приличном расстоянии от палатки.

Исследование одежды Стриндберга показало, что он был убит белым медведем - имелись характерные рваные повреждения и кровь на них.

В отношении двух других членов экспедиции наиболее вероятной считается версия, выдвинутая в 1952 году датским врачом Эрнстом Трайдом: они погибли от неизвестной в ту пору болезни - трихинеллеза. Заразиться путешественники могли через мясо белых медведей и тюленей, которое, экономя консервы, употребляли в больших количествах почти сырым. В качестве доказательства Трайд провел бактериологическое исследование сохранившихся в музее вещей и обнаружил цисты червей-трихинелл. Опять же, в записях Андре есть жалобы на характерные симптомы: диарея, боль в ногах, спазмы желудка.

Выдвигались и другие версии: отравление угарным газом, ботулизм, цинга и даже самоубийство - без исследования тел и этого нельзя отвергать...

Осуществить мечту Саломона Андре - добраться до Северного полюса на воздушном шаре - удалось только в мае 2005 года. Это достижение российской экспедиции «Святая Русь» во главе с известным путешественником Валентином Ефремовым занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Да, в 1926 году до Северного полюса добрался дирижабль «Норвегия», на котором, помимо Руаля Амундсена, были еще 15 человек. Два года спустя - дирижабль «Италия» Умберто Нобиле. Но это настоящие гиганты с несколькими двигателями, а на воздушном шаре до «макушки Земли» впервые в мире добрались именно россияне: Валентин Ефремов, Виталий Газарян и Эдуард Мазур.

...Как бы кто ни относился к Саломону Андре, его нельзя упрекнуть в меркантильности или жажде славы. Он искренне верил в огромные возможности воздухоплавания и хотел их продемонстрировать. Не получилось - слишком много «но» встало не пути реализации его проекта. Однако свое имя путешественник вписал в историю: на карте мира на архипелаге Шпицберген появилась Земля Андре. Это не только дань памяти отважному шведскому исследователю, но и предостережение: к схватке со стихией нужно подходить во всеоружии и не надеяться лишь на удачу.

Олег ГАЛЛЕ





Вернуться в «Открытия, путешествия, приключения и авантюры»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя