Невоплощённые проекты Петербурга

История Руси, России и СССР
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Невоплощённые проекты Петербурга

#1 Сообщение zagadki-istorii » 01 авг 2016, 12:09

Среди проектов и планов, касающихся Петербурга, многое осталось на бумаге. Но и с этими неосуществленными идеями связано много интересных событий, острых конфликтов, столкновений интересов. Какие же проекты навсегда вошли в историю как нереализованные?

Амстердам на Неве


Основав город на Неве, Петр I вынашивал множество планов, но не всем было суждено сбыться. Одним из его самых горячих желаний было превратить Васильевский остров в новый Амстердам - создать там сеть каналов. Особенно привлекала императора идея лодочных прогулок по улицам и возможность подплыть к собственному дому или дворцу на яхте.

Эту идею начали было осуществлять, даже прорыли несколько пробных каналов. Но глинистая почва делала воду очень мутной, и от этой затеи пришлось отказаться. Плавание по такой воде не доставляло бы петербуржцам романтического удовольствия. Груз других проблем, стоящих перед строителями Петербурга, оттеснил систему каналов на задний план, а затем проект канул в Лету.

Вместо сети каналов возникли знаменитые линии Васильевского острова. Их правильная планировка - своеобразная дань памяти плану строительства русского города на воде. Несмотря на провал этого плана Петра, город все равно называют Северной Венецией.

Железная дорога до Одессы


Строительство железной дороги Москва - Санкт-Петербург с самого начала обросло мифами. Американский инженер Джордж Вашингтон Уистлер (1800-1849), приглашенный в Россию Николаем I, тщательно следил за тем, чтобы на стройку подвозились только качественные рельсы и шпалы. Известно, что Уистлер первым предложил продлить дорогу и создать масштабную железнодорожную линию Санкт-Петербург - Москва - Одесса. У него был план строительства этой магистрали и даже перечень возможных поставщиков строительных материалов.

Наличие этой магистрали было невыгодно определенным промышленным кругам: из-за легкости транспортировки товаров с юга могли стремительно упасть цены на многие изделия и виды сырья. Начались интриги, в результате которых были предприняты попытки предать забвению эту смелую идею.

Смерть майора Уистлера в 1849 году отодвинула в прошлое этот проект. Железнодорожные контакты Одессы с Петербургом появились много позже и имели совсем другую траекторию.

«Кольца» для метро


Проект Петербургского метрополитена П.И.Балинского, который так и не был реализован из-за своей дороговизны
В самом начале XX столетия Николаю II был показан проектный план петербургского метрополитена, разработанный талантливым инженером Н. Балинским. План предусматривал наличие нескольких эстакадных и двух кольцевых линий. Сохранились великолепные цветные акварели с изображением будущих станций и туннелей.

Но эта идея не была реализована. Император очень хотел иметь в России метрополитен, но проект Балинского в 1903 году был отклонен. Он был признан слишком дорогим.

Однако в период между двумя мировыми войнами по городу поползли странные слухи, что туннели уже прорыты и существует «подземный Петроград». Возникла легенда, что есть секретный туннель между Петроградом и Москвой, но это были всего лишь домыслы.

Командировка мистера Кольта


В самый разгар Крымской войны в Петербург приехал выдающийся американский оружейник Сэмюэл Кольт (1814-1862). Он пожелал встретиться с высшими чинами военного министерства. Встреча была организована, и Кольт сообщил, что Россия только что закупила уникальный винторезный станок, с помощью которого можно наладить производство ружей.

Чиновники не поняли, о каком станке идет речь. Знаменитый изобретатель не поверил своим ушам - он был очень авторитетен, никто никогда его не обманывал. Но по удивленным лицам чиновников Кольт понял, что они ничего не знают об уникальном станке. Кольт решил произвести поиски самостоятельно.

Перед самым отъездом из города он объездил склады Петербурга и на одном из заброшенных складов нашел этот станок в нераспакованном виде. Затянутый паутиной ящик стоял в незапертом сарае и никому не был нужен.

Кольт в гневе покинул город на Неве, зарекшись когда-либо еще сотрудничать с Россией. А ведь он приехал с целой серией проектов, главным «техзаданием» которых было выиграть Крымскую войну.

«Новаторство» советского времени


Когда умер В.И. Ленин, ЦК партии хотел похоронить его именно в Петрограде - городе трех революций. Было намечено и место для строительства Мавзолея - на Дворцовой площади. К этому событию решили приурочить еще одно мероприятие - заменить ангела на вершине Александровской колонны статуей Ленина.

Подготовка к архитектурным преобразованиям на Дворцовой шла полным ходом, когда в дело активно вмешался нарком народного просвещения Луначарский. Он делал все что мог для сохранения исторического облика города. Спорить с тогдашним Политбюро было трудно, но Анатолий Васильевич убедил ЦК в том, что Ленинский мемориал на Дворцовой - неудачная затея. Мавзолей решили строить в Москве, и ансамбль Дворцовой площади был спасен. Да и замена ангела Лениным стала не такой уж необходимой. Постепенно и эта «новаторская идея» забылась, ангел остался на вершине колонны навсегда.

Существовал и проект переноса административного центра города в новый район. Масштабное здание на Московском проспекте должно было стать вторым Смольным. Оно изначально строилось по образцу европейских парламентских зданий, отличалось масштабностью и монументальностью. Считалось, что вокруг этого здания вырастет новая городская среда, характеризующая социалистический Ленинград.

Однако городские власти думали и о своей безопасности. Ведь новый центр был бы размещен чрезвычайно близко к южной границе города. По этой причине в здании располагались городские учреждения, но руководство города туда так и не переехало.

В 1970 году перед зданием был открыт памятник Ленину работы Михаила Аникушина. Интересно, что Ленин почему-то указывает рукой на Запад.

Перенос Павловского дворца


1975-й вошел в историю как год разрядки международной напряженности. СССР и США обменивались делегациями и даже осуществили совместный космический полет «Союз» - «Аполлон».

Одним из событий эпохи разрядки стал визит в Ленинград вдовы президента Кеннеди - Жаклин Онассис. План госпожи Онассис состоял в том, чтобы перевезти из СССР в США... знаменитый Павловский дворец. Госпожа Онассис сообщила, что готова оплатить работы по демонтажу уникального здания и транспортировке его в США. Гигантское состояние ее мужа позволяло оплатить этот колоссальный труд.

Госпожа Онассис была серьезна в своих намерениях. Она считала, что этим оказывает чуть ли не финансовую помощь Советскому Союзу. Леди ждала от ленинградцев лишь одного: рекомендаций по поводу того, к кому следует обращаться с официальным письмом, содержащим данную просьбу, - к Леониду Брежневу или, может быть, в Министерство культуры СССР? Она была убеждена в том, что русские не устоят перед ее миллиардами.

Павловский дворец остался в России. Национальное достояние не могло быть продано ни за какие миллионы.

Музеи Лермонтова и Гоголя


В Петербурге жили многие выдающиеся писатели, но любителям изящной словесности всегда хотелось, чтобы в городе были музеи М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя. Петербург играл огромную роль в жизни двух классиков русской литературы. Сохранились дома, в которых жили писатели, а их юбилеи были отличным поводом для открытия мемориальных музеев.

Высказывалось мнение о том, что до наших дней дошло очень мало реликвий, связанных как с Лермонтовым, так и с Гоголем. Но в музеях могли бы разместиться великолепные литературные экспозиции, так как об обоих писателях написаны сотни книг и статей. Их произведения переведены на многие языки мира и проиллюстрированы крупнейшими художниками. Существуют произведения скульптуры, почтовые конверты и открытки, проекты памятников, эскизы декораций к спектаклям и афиши фильмов. Словом, имеется богатое культурное наследие, связанное с великими именами.

Но, так или иначе, эти музеи не открыли. Идеи, связанные с их созданием и структурой, остались только на бумаге.

Радикальные идеи


В 1990-е годы нередко появлялись радикальные идеи, которые, к счастью, не были реализованы. Например, был проект закопать знаменитый Обводный канал и создать на его месте ультрасовременную автомагистраль. Но этот канал, прорытый в конце XVIII века, давно стал историческим памятником и бесценным свидетельством инженерно-технической мысли. К тому же на берегах канала располагалось множество уникальных промышленных зданий, которые красиво смотрелись именно в перспективе набережных. Канал сохранен, а здания отреставрированы.

С начала 1990-х годов заговорили о другом смелом проекте: построить скоростную магистраль Москва - Санкт-Петербург. Газеты обещали петербуржцам романтические поездки, которые, скорее, походили на полеты. Создавалась иллюзия, что это будет очень скоро, так как началось рытье котлована. На Литовском проспекте пришлось снести несколько зданий XIX века, чтобы воздвигнуть здание нового вокзала. Но неожиданно проект «завис». Котлован на месте запланированного вокзала был назван «самой дорогой ямой в мире».

Андрей ДЬЯЧЕНКО





Вернуться в «Отечественная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя