Самодержица Анна

История Руси, России и СССР
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Самодержица Анна

#1 Сообщение zagadki-istorii » 06 сен 2016, 13:27

Когда в 1730 году умер Петр II, остро встал вопрос: кто же теперь будет править Россией? Ведь император скончался юным, не успев оставить потомства. Более того, на нем прервалась мужская линия династии Романовых. И тогда Верховный тайный совет решил, что сможет управлять державой самостоятельно. Для этого нужно лишь посадить на трон покладистого монарха, а затем править от его имени.

Виват императрица!


Сразу же после кончины Петра II члены тайного совета заперлись в «особой каморе», и начались прения, кому же надлежит передать престол. Так как мужская линия правящей династии прервалась, оставалось обратиться к женской. Первыми претендентками были дочки Петра Великого - Анна и Елизавета. К тому же сохранилось завещание его жены императрицы Екатерины I, которая называла их наследницами. Однако обе эти кандидатуры не устроили тайный совет.

- Взгляните, покойный государь Петр II оставил завещание! - вдруг заявил князь Алексей Долгоруков. - В нем значится, что власть должна наследовать его невеста!

Дело в том, что род Долгоруковых во время правления Петра II занимал в России привилегированное положение. Император даже собирался жениться на дочке Алексея княжне Екатерине, да только умер прямо накануне свадьбы. Долгоруковы надеялись все-таки возвести родственницу на трон и тем самым сохранить свое положение. Однако другие члены совета сразу поняли, что представленное Долгоруковыми завещание - подделка.

Называлось также имя и Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Но и ее кандидатура совету не подошла. Так исчерпалась и женская линия рода Петра Великого.

- Есть ведь еще прямые наследницы - царские дочери, - воскликнул князь Дмитрий Голицын, вспомнив о том, что у Петра I был брат-соправитель. - Я говорю о законных дочерях царя Ивана Алексеевича.

Старшая из них не подходит, так как замужем за иноземным государем. А вот ее сестра Анна - вдова и находится еще в таких летах, что может вступить вторично в брак и оставить после себя потомство. К тому же нам всем известны ее доброта и прекрасные качества души. Она давно живет в Курляндии, и не слышно, чтобы там против нее возникали какие-либо неудовольствия. Почему ей не быть нашей государыней?

Прибавить бы воли


Анна еще в 1710 году, когда ей было 17 лет, по воле Петра I вышла замуж за герцога курляндского Фридриха Вильгельма. Брак был исключительно политическим и недолгим. Спустя два месяца по пути в свои владения молодой супруг неожиданно умер. В курляндскую столицу Митаву молодая вдова-герцогиня приехала одна. С той поры там и жила.

Члены тайного совета согласились, что дочка Ивана V, которая уже 20 лет не была в России, а потому не имела там никакого влияния, им вполне подойдет и, наконец, провозгласили: «Виват императрица Анна Иоанновна!»

Как уже было сказано, тайный совет вовсе не собирался передавать кому-либо власть. Ему требовался вовсе не монарх, а скорее марионетка в короне.

- Выберем кого изволите, господа, только надо нам воли себе прибавить! - заметил князь Голицын.

Остальные члены совета согласились, что им не помешает подстраховаться. И тогда были составлены «Кондиции» - свод правил, ограничивающих самодержавную власть. Отныне новый правитель не имел права без согласия Верховного тайного совета ни с кем начинать войну и заключать мир, отягощать подданных новыми налогами, жаловать высоких чинов, лишать дворян жизни и отнимать их имущество, а также расходовать государственную казну. «А буде чего по сему обещанию не исполнит, - предупреждали «Кондиции», - то лишена будет короны российской».

Вся власть совету


Конечно же, члены совета понимали, что «Кондиции» нарушают действующие в России законы. Потому, посылая гонца к Анне, они повелели, чтобы тот передал ей документ без посторонних и объявил, будто бы эти правила - воля всего русского народа. Переживая, что кто-то может раскрыть их замыслы до того, как кандидатка на престол подпишет документ, русская верхушка приказала оцепить Москву караулами и на несколько дней запретила извозчикам покидать город. И все же, несмотря на меры предосторожности, верные люди доложили Анне, что затевает тайный совет.

2 февраля 1730 года члены Верховного тайного совета вновь собрались в «каморе», чтобы узнать, какой ответ привез от Анны гонец. Та объявила, что согласна взойти на престол, после чего были зачитаны все пункты «Кондиций», под которыми стояла подпись Анны Иоанновны: «Посему обещаю все без всякого изъятия содержать!»

- Видите, как милостива наша государыня! - обрадовался князь Голицын. - Какового мы от нее надеялись, таковое показала она отечеству нашему благодеяние! Отселе счастливая и цветущая Россия будет!

Однако не все члены совета разделили его восторг. Некоторым показалось странным, что Анна так безропотно согласилась на подобные условия. Нет ли в том подвоха?

Между тем слух о «Кондициях» распространился по Москве, и в столице все больше росло недовольство действиями тайного совета.

- Это значит, что верховники станут настоящими властителями, и вся Россия подпадет под иго временщиков! - роптали русские дворяне.

Совет грозил всем недовольным репрессиями и даже арестовал несколько знатных особ, но это лишь еще больше настроило против них людей. Повсюду по ночам собирались тайные кружки, и на этих встречах все чаще звучали призывные речи:

- Нам бы напасть на тайный совет с оружием и перебить всех, если не оставят своих умыслов!

10 февраля Анна Иоанновна прибыла из Курляндии в подмосковное село Всесвятское, где прожила пять дней - до даты, назначенной для торжественного ее въезда в Москву.

Кандидатку на трон повсюду сопровождал приставленный советом князь Василий Долгоруков. Несмотря на это, Анне удалось наладить тайную переписку с верными людьми, от которых она узнала о царящих в Москве настроениях. Ее обрадовали вести о том, что многие поддерживают монархию, но пока она не стала предпринимать никаких действий. 15 февраля, как и планировал тайный совет, Анна торжественно въехала в Москву и в Успенском соборе народ присягнул ей в верности. Правда, текст присяги монарха теперь был слегка изменен.

«Учинить по сему»


Анна Иоанновна разрывает "кондиции". 1730 год, Москва
Следующие 10 дней в Москве все больше росли волнения. Люди разделились на два лагеря: одни поддерживали ограничения самодержавной власти, другие настаивали вернуть монархии ее прежние права. Дошло до того, что утром 25 февраля во дворец явилась толпа монархистов и подала Анне челобитную, в которой сообщалось, что императрица в силу своей молодости и неопытности подписала документ, содержащий пункты, вызывающие беспокойство за дальнейшую судьбу России. Они предлагали пересмотреть статьи «Кондиций» и установить «правильную и хорошую форму правления».

Члены тайного совета предложили Анне не предпринимать поспешных решений и сначала все хорошенько обдумать. Императрица было согласилась, однако в этот момент в покои вошла ее сестра Екатерина с чернильницей в руках и решительно заявила:

- Нет, государыня, нечего теперь рассуждать! Вот перо - извольте подписать!

И Анна написала под челобитной: «Учинить по сему».

Это решение было встречено ликованием гвардейцев, которые стали кричать:

- Мы не дозволим, чтобы государыне предписывались законы! Она должна быть такою же самодержавною, как были ее предки!

Анна повелела принесшим челобитную дворянам удалиться в соседние покои и составить новый документ, определяющий ее права. Пока они совещались, Анна повелела пригласить всех членов Верховного тайного совета к себе на обед. Те не смогли отказать императрице и были вынуждены явиться во дворец, полный верных ей гвардейцев, которые продолжали шуметь и грозили всех противников самодержавия выбросить в окна.

Наконец, явились дворяне-челобитчики и провозгласили свое решение:

- Просим принять самодержавство таково, каково ваши славные предки имели, а присланные от Верховного тайного совета пункты и подписанные вашего величества рукою уничтожить.

- Согласны ли члены Верховного тайного совета, чтобы я приняла то, что теперь предлагается народом? - спросила Анна.

Те склонили головы.

- Стало быть, пункты, поднесенные мне в Митаве, были составлены не по желанию народа?

- Нет! - раздалось несколько голосов.

- Выходит, вы меня обманули! - заключила императрица.

Она повелела принести «Кондиции», после чего на глазах совета разорвала их в клочья. 1 марта 1730 года народ вторично присягнул Анне Иоанновне, на этот раз как абсолютной самодержице.

Донести куда следует


С первых же дней правления Анна Иоанновна показала, что за «покладистую» особу посадила на трон российская правящая элита. Уже 4 марта новая императрица издала указ о роспуске Верховного тайного совета. Впоследствии Анна избавилась от всех, кто попытался «прибавить себе воли», приглашая ее на престол. В первую очередь пострадали бывшие фавориты - Долгоруковы. Князя Алексея сослали в Сибирь, где он умер в 1734 году. Позже по обвинению в измене казнили его сына Ивана, а также двух родных и одного двоюродного брата. Еще один автор «Кондиций», князь Димитрий Голицын, скончался в застенках Шлиссельбургской крепости.

Анна Иоанновна очень боялась лишиться власти. Чтобы предотвратить новые заговоры, в начале своего правления она учредила в России Канцелярию тайных розыскных дел. С той поры все государство жило в постоянном страхе. Смерть или каторга грозили не только тем, кто неуважительно отзывался об императрице, а также любому, кто, услышав подобное, не донес куда следует. Все 10 лет, что Анна Иоанновна стояла у руля Российской империи, она жестко пресекала любые попытки ограничить ее самодержавную власть.

Олег ГОРОСОВ





Вернуться в «Отечественная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя