Ты чьих будешь?

История Руси, России и СССР
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Ты чьих будешь?

#1 Сообщение zagadki-istorii » 27 сен 2016, 17:21

Согласно последней переписи населения, в настоящее время в России существует почти 400 тысяч фамилий. Большинство из них так или иначе указывают на имя, прозвище, место жительства или профессию кого-то из предков нынешних носителей. Несмотря на то что само слово вошло в русский язык только при Петре I, процесс возникновения российских фамилий начался гораздо раньше и окончательно завершился только в советское время.

От Кошкиных до Романовых


Первые русские фамилии появились в Великом Новгороде не позднее XII века. Это доказывают найденные на здешней земле созданные в XII-XIII веках поясные накладки с данными владельцев: «Петр Седов», «Руслан Могила», «Семен Дюжев» и др. А в летописном повествовании о Невской битве 1240 года, когда войска князя Александра Ярославича разгромили шведов, упоминаются новгородские граждане Костантин Луготиниц и Гурята Пинещинич.

Историки считают, что обычай называть человека не только по имени, но и по фамилии пришел в русские земли из сопредельного Великого княжества Литовского - государства, существовавшего в XIII-XVIII веках на территории современных Белоруссии и Литвы и имевшего тесные связи с Европой, где фамилии появились еще в X-XI веках.

В летописях XV-XVI веков упоминание фамилий становится привычным для всей Руси, именно так величали уважаемых людей - бояр, посадников, отличившихся воинов, богатых купцов и т.п.

Типичный процесс становления фамилии можно проследить на примере царского рода Романовых. Его основателем был живший в XIV веке московский боярин Андрей Кобыла, имевший пятерых сыновей: Семен Жеребец, Александр Елка, Василий Ивантей, Гавриил Гавша и Федор Кошка. Потомки Федора стали прозываться Кошкиными. Правнук Федора, сын его внука Захария Юрий уже именовался Кошкин-Захарьин, а его сын Роман - Захарьин-Юрьев. Следующее поколение детей - Никита Романович и Анастасия Романовна (первая жена Ивана Грозного). А потомки Никиты Романовича (сын Федор Никитич, будущий патриарх Филарет, и внук Михаил Федорович, ставший царем) именовались Романовыми в честь своего деда.

Как видим, фамилии даже самых уважаемых родов поначалу не были устойчивыми и могли меняться чуть ли не с каждым поколением.

Иногда вокруг именитых фамилий кипели нешуточные страсти. К примеру, представителям знаменитого рода Татищевых все время приходилось доказывать, что их фамилия происходит не от слова «тать» («вор», «разбойник»), а от сочетания «тать» и «ищи». То есть их предки не грабили, а, наоборот, ловили разбойников.

Откуда взялись Карамзины


Процесс обретения фамилий привилегированными слоями российского населения продолжался в течение нескольких веков. Дворянам и купцам они были необходимы для оформления документов о купле-продаже, получении воинского звания, назначении на должность и т.п. Указ Петра I от 1719 года запретил любое передвижение граждан без проезжих писем или пашпортов. Это, безусловно, способствовало тому, что фамилии для вольных людей стали в России обязательными.

Многие российские дворяне по происхождению не были русскими. Поступая на службу, они переделывали свои фамилии на местный манер: именно так появились Карамзины (от тюркского Кара-Мурза) или Фонвизины (от немецкого фон Визен).

У крестьян, составлявших большинство населения, до отмены крепостного права в 1861 году фамилий, как правило, не было. Начиная с 1718 года в государстве примерно раз в 20 лет проводились ревизии - учет крестьян для обложения подушной податью. В так называемых ревизских сказках, подаваемых помещиками, указывались имя и отчество владельца двора, а также имена членов его семьи. Фамилии там фигурировали крайне редко - и в основном только на северных территориях, где крепостного права не было (к примеру, в ревизских сказках упомянуты холмогорец Михаил Ломоносов и няня Пушкина новгородская крестьянка Арина Родионовна Яковлева).

Яко восхощет его преосвященство


Самые интересные фамилии имели русские священнослужители. Чтобы четко отличить одного попа Ивана от другого, начиная с XVIII века им сначала давали фамилию с указанием на церковь, где они служат: Рождественский, Покровский, Никольский и т.п. Но названий церквей было не так много - и для священников начали изобретать красивые фамилии: Добролюбов или Боголюбский.

Позже этот процесс переместился в духовные ученые заведения, где всем воспитанникам давали красивые, непохожие на другие фамилии. Например, по цветам: Бальзаминов, Тюльпанов, Розов; по библейским именам и названиям: Авессаломов, Иерихонов, Назаретский; по минералам: Аметистов, Бриллиантов, Изумрудов. Сами семинаристы шутили по поводу своих фамилий: «По церквам, по цветам, по камням, по скотам и яко восхощет его преосвященство».

Фамилии для будущих священников образовывали не только от русских, но и от иностранных слов: Бобров становился Касторским (от латинстого castor - «бобер»), Хлебников - Артоболевским (от сочетания греческих корней, которое означает «макаю хлеб в вино»). В архивных документах есть упоминание, что семинарист по фамилии Пьянков превратился в Собриевского (от латинского sobrius - «трезвенник»).

Борьба с неприличными фамилиями


В 1825 году император Николай I издал указ «О замене непристойных фамилий у нижних чинов», согласно которому неприличные фамилии солдат и казаков (самой безобидной из которых была Вислогузов) менялись на нейтральные - обычно образованные от имен их отцов, например Петров или Степанов.

В то же время указ не касался тех, кто не служил в армии. Известно, что купчиха первой гильдии Наталья Симеоновна, пожертвовав крупные суммы для обустройства приютов и госпиталей, обратилась к императору с нижайшей просьбой поменять свою фамилию, которую можно благозвучно воспроизвести как Семизадова. Николай I расхохотался и начертал на прошении резолюцию: «Заслуги обильны, и посему фамилию сменить - хватит и пяти!» После чего Наталья Симеоновна стала (опять же, в благозвучном воспроизведении) Пятизадовой.

Слишком много Троцких


До отмены крепостного права крестьяне не имели фамилий
Огромное количество граждан России приобрели фамилии после отмены крепостного права. Крестьяне начали получать паспорта, куда записывались все их данные.

Самым простым было образовать фамилию по имени отца или деда - и в стране появились новые Ивановы, Петровы и Сидоровы. Некоторых работников ценили за профессию - отсюда пошли Сапожниковы, Плотниковы или Телегины. Часто бывших крепостных записывали по названию деревни или фамилии прежнего хозяина - и тогда все жители Плетневки становились Плетневыми, а количество Шуваловых или Шереметьевых возросло в сотни раз.

Документы составлялись при непосредственном участии помещиков, которые могли дать волю своей фантазии, величая крестьян Косоруковыми, Дурневыми и Скотиниными.

Писари, заполнявшие паспорта, не всегда отличались грамотностью, и в результате разница в написании некоторых фамилий сохранилась до наших дней: Авдеенко и Овдеенко, Шипицын и Шипицин и т.п.

После революции 1917 года советская власть стала выдавать новые документы. От многих граждан в адрес рабоче-крестьянского правительства стали поступать просьбы о смене фамилий на более благозвучные или связанные с новыми идеями. Например, группа моряков Черноморского флота прислала коллективное письмо: Кобелев хотел стать Скобелевым, Дураков - Виноградовым, Гнилоквас - Степановым, а Севрук пожелал отныне революционно именоваться Гарибальди.

В итоге в марте 1918 года вышел указ Совнаркома «О праве граждан изменять свои фамилии и прозвища», после чего на волне идеологического энтузиазма в стране появились Октябрьские, Пятилеткины, Совдеповы, а также новые Ленины, Сталины и Троцкие (последним потом пришлось горько пожалеть о своем решении).

Правда, этот документ действовал только до начала 1930-х годов. Потом, поскольку произвольная смена фамилий сильно осложняла деятельность НКВД, к указу приняли дополнение о необходимом согласии местных органов власти, получить которое было крайне сложно.

В 1930-1940-е годы фамилии приобрели жители Средней Азии и Северного Кавказа - там к именам отцов попросту прибавили суффиксы -ов или -ев: Гамзатов, Магомедов, Абаев. А последними в нашей стране в начале 1950-х годов паспорта с фамилиями получили жители Крайнего Севера. Их имена были слишком сложными для произношения и записи - и людей переназвали по русскому образцу: был Тымнэвакат (от чукотского «шагающий куда попало») - стал Иван Петров. Хотя иногда такому человеку давали только русское имя, как, к примеру, известному писателю Юрию Рытхеу (от чукотского «неизвестный»), а прежнее имя становилось фамилией.

На сегодняшний день самая распространенная фамилия в России - Смирновы, их количество составляет почти 2% населения страны. Второе и третье места делят Ивановы и Кузнецовы - примерно по 1,5%. Правда, если к Кузнецовым прибавить «родственные» фамилии с указанием на ту же профессию (Ковалев, Коваленко, Ковальчук и другие), то вместе они составят более 3% - и уверенно займут первое место, что соответствует общей тенденции: фамилии с указанием на данный род занятий (английская Смит, немецкая Шмидт, литовская Кальвиш и т.п.) суммарно являются наиболее распространенными в мире.

Николай МИХАЙЛОВ





Вернуться в «Отечественная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя