Железный конь для Монголии

Всё что недавно происходило в мире
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Железный конь для Монголии

#1 Сообщение zagadki-istorii » 03 июл 2017, 19:15

Между Советской Россией и Монголией с самых первых лет сложились совершенно особые отношения. В марте 1921 года в этой восточной стране было создано Временное народно-революционное правительство, открыто провозгласившее союз с северным соседом. В июле того же года Красная армия помогла монгольским воинам освободить от белогвардейских отрядов во главе с бароном Унгерном столицу страны - город Ургу (ныне Улан-Батор). А осенью лидер монгольской революции Дамдин Сухэ-Батор приехал в Москву и встретился с Владимиром Лениным, который дал ему добро на дальнейшее движение феодальной страны прямиком к социализму.

«Шестнадцатая республика»


В советское время бытовало такое выражение: «Курица - не птица, Монголия - не заграница». В самом деле между странами тогда существовал очень упрощенный пограничный и таможенный режим. В Монголии ходили советские деньги, на ее границе с Китаем стояли советские войска, и вообще эту страну у нас в то время называли не иначе как «шестнадцатая республика СССР». Благодаря экономической и гуманитарной помощи соседа Монголия в XX веке и в самом деле достигла невиданных ранее успехов в развитии своего хозяйства. Не без основания она в то время считалась самым надежным политическим партнером Советского Союза в Азии.

Однако советских экономистов привлекали в Монголию отнюдь не только политические соображения. Еще до революции было известно, что эта восточная страна является настоящей природной кладовой с богатейшими запасами многих ценных полезных ископаемых. Однако данные геологоразведки на этот счет во многом были весьма приблизительны. И если минерально-сырьевые запасы России, особенно расположенные в Сибири и на Дальнем Востоке, в 20-30-х годах прошлого столетия для молодой советской республики стали основой для ее масштабной индустриализации, то в Монголии в это время все еще работали геологические партии, наносившие на карту контуры месторождений стратегических металлов. Разработка этих запасов была крайне необходима для оборонной промышленности СССР, в связи с чем в 30-х годах уже составлялись планы прокладки железнодорожной магистрали протяженностью (с ответвлениями) более 1500 километров из советского Забайкалья до Улан-Батора и далее на юг, до китайской границы.

Что же касается трудовых ресурсов для такого строительства, то решение проблемы было найдено вполне в духе того времени. Постановлением правительства нашей страны прокладка линии от Улан-Удэ до пограничной станции Наушки была возложена на ГУЛАГ НКВД СССР. Лишь возведение больших мостов через реку Селенгу поручалось «Мостотресту» наркомата путей сообщения, а остальную, самую тяжелую, работу выполняли заключенные забайкальских лагерей. Строительство здесь началось летом 1937 года, а рабочее движение поездов открылось уже 15 января 1939 года. Дальше железная дорога должна была перейти границу Монголии и устремиться на юг, и у разработчиков уже был готов детальный проект освоения этой местности, однако на данном этапе прокладке магистрали помешала война.

Только после ее окончания правительство СССР решило вернуться к довоенным планам освоения минеральных ресурсов восточного соседа, для чего в Забайкалье снова были развернуты гулаговские подразделения. Основанием для этой стройки стало секретное постановление Совета Министров СССР от 4 сентября 1947 года. Еще через несколько дней заместитель министра МВД Сергей Круглов подписал приказ «О строительстве железнодорожной линии Наушки - Улан-Батор», согласно которому в его ведомстве было образовано Строительство №505 под руководством генерал-майора инженерно-технической службы Федора Гвоздевского, который до этого работал начальником Западного управления БАМ. Тем самым сфера деятельности ГУЛАГа впервые за всю его историю вышла за пределы территории СССР.

Стройка века


1. Трансмонгольская магистраль
Хотя лагеря под названием «Монголлаг» официально никогда не существовало, это слово было в ходу у заключенных, которые в конце 1947 года пересекли границу СССР, чтобы продолжить рельсовую ветку от Транссиба в южном направлении. Для исполнения правительственного решения в составе Строительства №505 были образованы два лаготделения. Одно из них (Северный лагерь) располагалось в районе станции Сухэ-Батор (восемь километров от советско-монгольской границы), а второе (Южный лагерь) - близ Улан-Батора. Первоначально в них в общей сложности работали около 10 тысяч заключенных, но уже к весне 1948 года численность контингента «Монголлага» была доведена до 40 тысяч человек, из которых примерно половина были японскими военнопленными.

Вся Трансмонгольская магистраль разделялась на два неравных участка - Наушки - Улан-Батор и Улан-Батор - Дзамын-Удэ. Первый из них строился в 1947-1950 годах, второй был запланирован на 1952-1955 годы. Причем за время работы на монгольской земле силами заключенных ГУЛАГа не только был сооружен рельсовый путь, но и возведены десятки социальных объектов на станциях (здания больниц, школ, почты, телеграфа), множество служебных строений, проложены многокилометровые участки асфальтированных автомобильных дорог. В июне 1949 года было образовано советско-монгольское акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога» (УБЖД). Тогда же ему передали первый проложенный участок Трансмонгольской магистрали и ранее построенные отрезки путей. А 20 декабря 1950 года железная дорога Наушки - Улан-Батор протяженностью 399 километров точно в срок была сдана в постоянную эксплуатацию.

Многие советские заключенные, работавшие на строительстве железной дороги в Монголии, после окончания тюремного срока оставались работать на различных должностях на УБЖД. Работали здесь и вольнонаемные, но всех этих людей, конечно же, оказалось недостаточно. Необходимо было привлекать к работе на железной дороге коренное население. Главным занятием большинства граждан страны по-прежнему оставалось скотоводство. Нужно было заинтересовать людей изменить условия жизни, объяснить, чем они будут заниматься на железной дороге, дать им необходимое образование, оговорить условия проживания, сумму заработной платы и так далее.

Всех монгольских граждан, кто соглашался работать на железной дороге, перевозили на новые места за государственный счет. Многие сразу же вселялись в путейские дома при условии, что большинство членов семьи будут трудиться на дороге. Наборы проводили в основном в западных аймаках, они велись там практически до 1970-х годов. В дальнейшем всем желающим перейти работать на железную дорогу давали подъемные деньги, и при этом ставилось условие: отработать нужно было не менее трех лет.

Открытие подземных кладовых


Постановление Совета Министров СССР о продолжении строительства Трансмонгольской магистрали до китайской границы было подписано 13 сентября 1952 года, хотя прокладка путей от Улан-Батора на юг началась как минимум на полгода раньше. Это была одна из крупнейших строек за всю историю Монголии. На магистрали протяженностью 713 километров было выполнено 12 миллионов кубометров земляных работ, построено 46 тысяч квадратных метров производственных и жилых площадей, сооружено 508 мостов и туннелей, 35 станций и разъездов. На крупных и узловых станциях по советским проектам было построено шесть вокзалов, пять депо, семь электростанций, несколько насосных станций.

После смерти Сталина все гулаговские подразделения на этой стройке были довольно быстро свернуты, а почти все лагерники вывезены на территорию СССР. Окончанием же работ по прокладке Трансмонгольской магистрали вплоть до 1955 года занимались советские железнодорожные войска.

Но разработка многочисленных запасов полезных ископаемых на территории Монголии в это время только еще начиналась. Наиболее ценными для задач советской индустриализации советское правительство посчитало залежи медномолибденовой руды, еще в 30-е годы разведанной в недрах Эрдэнэтийн-овоо («гора сокровищ»). Впоследствии на базе этого месторождения на средства СССР был возведен горно-обогатительный комбинат, рядом с которым вскоре вырос город Эрдэнэт. Позже в Монголии обнаружили средние по размерам залежи вольфрама и плавикового шпата, а затем - месторождения бурого угля. На юге страны близ горного массива Табан-Толгой геологи нашли также и каменный уголь, запасы которого здесь исчисляются миллиардами тонн. Наконец, в 1951 году в Монголии нашли еще и нефть, для переработки которой недалеко от границы с Китаем советские рабочие и инженеры вскоре построили нефтеперерабатывающий завод, а при нем - городок Сайншанд.

Правда, в 1990-е годы на волне политических процессов добыча нефти в Монголии прекратилась, точно так же как и разработка ряда других месторождений полезных ископаемых. Лишь в последнее время между Россией и Монголией началось восстановление прежних экономических связей.

Валерий ЕРОФЕЕВ





Вернуться в «Современная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя