Бесовский синематограф

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Бесовский синематограф

#1 Сообщение zagadki-istorii » 06 дек 2017, 17:51

Вечером 16 мая 1896 года в петербургском театре «Аквариум» в антракте между действиями оперетты «Альфред-Паша в Париже» бонусом представили новинку сезона - движущиеся картинки Люмьера.

Прибыльный бизнес


Первый же кинопоказ вызвал неописуемый восторг публики. И уже через два дня после него на Невском открыли первый кинотеатр, который назвали «Биограф». Хотя билеты были недешевы - 50 копеек при средней зарплате рабочего 13-14 рублей в месяц, публика ломилась.

Петербург и Москва заразились синематографом сразу. Тогда как в глубинке новинка приживалась дольше. Феликс Мегиш, оператор братьев Люмьер, описывал один из кинопоказов в Нижнем Новгороде в 1897 году:

«Среди этого собрания деревенщины пошли подозрительные толки. Распространился слух, что мы показываем явления нечистой силы... В конце одного представления полиция грубо разогнала угрожающие нам толпы, и только под ее охраной я мог вернуться в гостиницу».

Подобная реакция провинциалов неудивительна, учитывая, что Церковь окрестила синематограф «бесовским зрелищем», а его посещение духовными лицами считалось грехом.

И все же повальное увлечение синематографом вскоре охватило всю страну, включая окраины. Кинобизнес становился выгодным делом. Залы были рассчитаны в среднем на 100-200 посадочных мест, стоимость билета варьировалась от 20 до 50 копеек, а в день устраивалось 5-7 сеансов. При средней цене прокатной копии 100-метрового фильма в 50-60 рублей, владельцы кинотеатров быстро отбивали затраты на покупку ленты.

Парижский жанр


Основу репертуара составляли ленты продолжительностью около 5 минут. Из них склеивали программы по 6-8 лент. В первом блоке - хроника и видовые ленты, во втором - жанровое кино. Если программа шла вечером, в конце крутили эротическую продукцию. Поскольку чаще всего «клубничка» была французского производства, она получила название «парижский жанр». И когда в программе присутствовали подобные фильмы, хозяева кинотеатров повышали плату.

Правда, тогдашняя эротика - это не показ обнаженного тела. Герои на экране были в купальных костюмах либо в плотно обтягивающих трико. Плюс - эротические аксессуары (прозрачные ткани, меха, перья). Хотя порнография до революции существовала. И также французского производства.

В России роль главного цензора в кино долгое время играла все та же Церковь. «Не пускайте своих детей в синематограф!» - взывал к родителям митрополит Филарет. «Этот "немой" сильнее дурной книги, вернее худого театра развращает всех, и грамотных, и безграмотных», - вещал епископ Сарапульский Амвросий.

Уже в годы Первой мировой войны Николай II возмущался в разговоре с протопресвитером Георгием Шавельским: «Кинематограф, показывая по большей части сцены грабежа, воровства, убийств и разврата, особенно вредное влияние оказывает на нашу молодежь». И обещал разобраться с этим. Но в итоге ничего не сделал.

Казак на Пегасе


После 1905 года ситуация на российском кинорынке кардинально меняется. Западные киномонополисты стали открывать представительства в Петербурге, и теперь не требовалось мотаться за новинками за границу. А самое главное - уже и отечественные специалисты стали активно снимать свое кино. Поначалу - хронику. Зародился отечественный кинопрокат. У руля которого стояли владельцы залов и театров.

Среди них выделялся бывший казачий офицер Александр Ханжонков. В 1905 году он впервые попал на киносеанс в Ростове-на-Дону, после чего «вышел на улицу опьяненный». Хорунжий подал в отставку и взялся строить собственную киноимперию. Избрав символом своей кинофабрики изображение крылатого коня Пегаса.

15 октября 1908 года состоялся показ первого отечественного игрового фильма «Понизовая вольница» производства студии Александра Дранкова. Это был своего рода семиминутный видеоряд к песне «Из-за острова на стрежень».



И технически, и содержательно он мало чем отличался от зарубежных киноподелок, но так ведь по-другому снимать тогда просто не умели. Зато «Понизовая вольница» стала зачинателем новой киномоды. С этого момента на российском экране доминировали инсценировки сюжетов народных песен и салонных романсов, а также литературных произведений.

Большинство фильмов той поры не сохранилось. Остается лишь гадать, как выглядели немые кинорешения «Анны Карениной», «Бориса Годунова», «Чайки»...

Судя по тем фильмам, что чудом уцелели, с классикой киношники обращались вольно. Могли, например, изменить финал. К слову, наши режиссеры часто снимали сразу два финала - трагический и счастливый. Первый предназначался соотечественникам, второй был адресован зарубежному зрителю, который трагического конца на дух не переносил.

К началу 1910-х возникли российские кинофабрики (Ханжонкова, Дранкова, Ермольева, Харитонова), сопоставимые с ведущими мировыми. Это были акционерные общества с крупным капиталом, где производство фильмов поставлено на поток, в главных ролях - сплошь звезды, а дистрибуцией занимались собственные прокатные конторы.

В 1913 году в России работало 1412 кинотеатров. В одном Петербурге их насчитывалось 134 (в Москве - в два раза меньше - 67).

Даёшь импортозамещение!


С началом Первой мировой у кинобизнеса возникли новые трудности. Полиция массово запрещала фильмы, которые «могли бы вызвать нарушения общественного порядка, оскорбить религиозные, патриотические и национальные чувства». Крупным кинопромышленникам приходилось идти на разные ухищрения, связанные с обходом цензурных барьеров.

И все же война сыграла позитивную роль в развитии нашего кинематографа. В эти годы был практически вытеснен импортный продукт, некогда составлявший до 90% репертуара. Это случилось как на волне патриотических настроений, так и потому, что ввозить фильмы из-за границы стало очень сложно. Наши кинопромышленники легко справились с проблемой импортозамещения. И кинематограф начал играть много большую роль, чем театр, эстрада и даже литература.

Впечатляет и динамика роста производства фильмов: если в 1911 году было выпущено 73 отечественных фильма, то в 1916 - уже около 500. Да, среди них имелось изрядное количество «шлака». Но были и мирового уровня суперхиты.

Так, в разгар мартовских революционных событий 1917 года фабрика Харитонова выпустила блокбастер с Верой Холодной - «У камина». Эта история о семействе, погубленном богатым любовником, со смертью героини в финале превзошла успех всех
доселе снятых фильмов. Достаточно сказать, что фильм крутили вплоть до 1924 года, когда, по решению советского Главреперткома, «буржуазные сопли» убрали из проката.

Словом, к моменту гибели империи ее кинематография переживала невероятный подъем. Как писал французский кинокритик Жорж Садуль, «по количеству, а может, и по качеству картин русское кинопроизводство занимало одно из первых мест в мире».

Игорь Шаховский





Вернуться в «Разное»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость