Чудеса Северного Афона

История мест, замков, крепостей, монастырей и пр...
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 319
Возраст: 37
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Чудеса Северного Афона

#1 Сообщение zagadki-istorii » 06 мар 2017, 20:07

Спасо-Преображенский монастырь на Валааме - самом большом острове Ладожского озера - по праву считается одним из древнейших в мире, его еще называют Северным Афоном. Верующие люди веками хранили легенды о чудесах и удивительной истории этой обители, ставшей на долгие столетия главной святыней Севера Русской земли.

Благословение апостола


Церковные предания гласят, что начало иноческой жизни на острове Валаам было положено самим апостолом Андреем Первозванным. Во время своей миссии в скифских землях ученик Спасителя услышал о далеком северном острове, наделенном тайной силой. Будто зная о незримой мощи этого кусочка суши, языческие жрецы возвели на нем огромные капища, посвященные богам Перуну и Велесу, и приносят им кровавые жертвы, а люди из ближних и дальних земель приходят на этот остров, чтобы поклониться идолам.

Узнав все это, апостол Андрей тут же решил разыскать прославленный остров в северном озере. Он прибыл в город Новгород и оттуда поплыл на реке Волхов к Ладожскому озеру, а затем достиг Валаама. Ступив на берег острова, апостол Андрей благословил его леса и скалы и предрек возведение здесь великой христианской обители, которой предстояло простоять здесь долгие века и пережить времена расцвета и запустения. Сохранились местные предания о том, что, прежде чем уплыть с Валаама, Андрей установил на острове каменный крест как знак торжества над язычеством.

Надо сказать, что слухи о том, что Валаам - непростое место, появились не случайно. И сегодня этот остров таит в себе немало загадок для ученых. Так, многочисленные очевидцы видят в небе над островом огненные шары. Но самая большая загадка острова - баррантида - мерный гул, раздающийся из-под земли. Этот звук всегда возникает внезапно и порой длится несколько часов, а иногда стихает через пару минут.

«Начальники» святой обители


Валаам. Спасо-Преображенский собор возведён над мощами основателей обители - святых Сергия и Германа
Основателями же обители на Валааме принято считать священноиноков из «восточных стран» Сергия и Германа. В первые годы после принятия православия Русской землей эти греческие миссионеры прибыли на остров, отмеченный апостолом Андреем, и основали здесь монашеский скит (пустыньку), к которому потянулись новообращенные ими христиане в поисках мирной и богоугодной жизни. К сожалению, история не сохранила житие этих святых, так как основанный ими монастырь, где оно было составлено, не раз разрушался шведами и во время одного из набегов были утеряны богатейшая библиотека и хранилище рукописей, насчитывавшие более тысячи книг.

Известно только, что после смерти священноиноки были похоронены близ основанных ими скитов, а обретение мощей основателей обители состоялось спустя несколько столетий, в 60-е годы XII века, накануне очередного шведского набега. Опасаясь за сохранность драгоценной святыни, монахи Валаамской обители отправили мощи в один из храмов Новгорода. Когда же враги были отбиты и останки старцев вернулись на остров, насельники решили надежно укрыть святыню, чтобы ей ничто не угрожало в неспокойные времена. В 1182 году в одной из скал острова был вырублен глубокий склеп, куда и поместили раку с останками «начальников» обители, которую накрыли каменной плитой. Здесь же - под спудом - мощи Сергия и Германа пребывают и по сей день. Надо сказать, что это убежище не раз доказывало свою надежность. В течение столетий остров много раз оказывался в руках захватчиков, которые разоряли скиты и сжигали храмы, а вот добраться до мощей основателей враги так и не смогли.

Ныне над мощами святых основателей обители возведен величественный главный храм монастыря - Спасо-Преображенский собор, где над местом погребения Сергия и Германа стоит огромная рака, приложиться к которой круглый год приходят верующие.

Известен также факт чудесного явления священноиноков братии. В 1789 году, когда происходила закладка каменного храма, посвященного основателям обители, некоторые монахи видели, как рядом с митрополитом Гавриилом, освящающим строительство, стояли неизвестные им два схимника, от которых шел дивный мерцающий свет.

Император-паломник


Несмотря на то что монастырь находился на границе России и Швеции, а потому постоянно подвергался набегам свеев (древнегерманское племя, жившее на территории нынешней Швеции), жизнь в обители не затухала. Напротив, в XVI веке монастырь на Валааме стал духовным островком Севера и насчитывал более 600 насельников. И все же в 1611 году, когда весь архипелаг на Ладожском озере стал владением шведской короны, обитель была разорена, ее деревянные храмы полностью сожжены, а иноки, не пожелавшие покидать монастырь, были замучены новыми владельцами.

После заключения Ништадтского мира в 1721 году Валаам вновь вернулся в состав Российской империи, и Петр I издал особый указ о восстановлении древней обители. Прошло несколько десятилетий, и Спасо-Преображенский монастырь полностью преобразился. Вскоре на месте сожженных церквей вознеслись новые храмы, которые окружило каре каменных стен.

Возрожденный монастырь посещали немало именитых гостей, и в 1819 году здесь побывал сам император Александр I. Надо сказать, что этот визит надолго остался в памяти насельников. Еще накануне своего приезда царь распорядился, чтобы ему не устраивали пышных встреч, а приняли как простого паломника.

Сойдя на берег, Александр Павлович почтительно поклонился братии и поцеловал руки старым монахам. Отстояв службу и посетив монастырскую больницу, царь пожелал осмотреть дальние скиты острова.

В пустыньке старца Николая, что находилась в нескольких верстах от обители, император задержался. Войдя в избушку монаха, царь тепло поприветствовал хозяина скита, а затем долго беседовал с ним, сидя на низкой деревянной лавке. Когда благочинный монастыря, сопровождавший монарха, заметил, что император излишне задержался в простой келье, царь резко ответил ему, что здесь благодати больше, чем во всех дворцах вместе взятых.

Угощая гостей, старец Николай принес для них овощи со своего огорода, сокрушаясь при этом, что у него нет ножа, дабы почистить нехитрую снедь. В ответ император сказал: «Ничего страшного. Я солдат - и съем по-солдатски!» - и, выбрав себе крепкую репку, легко очистил ее зубами и с удовольствием съел.

Хранители острова


Сегодня со всех уголков мира приезжают на остров Валаам паломники, чтобы поклониться мощам Сергия и Германа. Говорят, что священноиноки никогда не остаются глухи к молитвам верующих. Вот уже несколько столетий на Валааме существует обычай: прежде чем попросить о чем-то Сергия и Германа, человек должен дать обет - пообещать что-либо святым, и тогда его просьба непременно будет исполнена.

В монастырской летописи сохранилось немало записей о подобных чудесах, и одно из первых свершилось здесь еще в середине XIX века. Богатый купец Иван Старцев долго страдал от падучей болезни (эпилепсии). Лечение в столичных больницах ему не помогало, и тогда он приехал на Валаам, где пообещал святым старцам, что в случае выздоровления поработает в монастыре как простой трудник. И действительно - вскоре припадки купца прекратились, после чего он год прожил в обители, с благодарностью исполняя самые тяжелые работы.

Надо сказать, и в наши дни происходят подобные исцеления. Так, один бизнесмен из Москвы избавился от лейкоза, пообещав у раки святых никогда не произносить бранных слов. Теперь же он приезжает на остров каждый год поблагодарить святых за возвращенное ему здоровье.

Местные священнослужители говорят, что святым Валаама под силу справиться с любым недугом - и телесным, и душевным, главное, прийти в монастырь с верой, и любая молитва будет непременно услышана.

Кроме того, почитаются Сергий и Герман как хранители острова и основанной ими обители. Еще в советское время по всей округе ходи слухи о старичках в монашеской одежде, спасавших рыбаков, замерзавших на льду озера, и людей, тонувших близ Валаама. Говорят, что следят они за миром и покоем в стенах обители. Так, благодаря незримому вмешательству старцев здесь утихают конфликты и ссоры меж братией и воцаряются мир и благоденствие.

Елена ЛЯКИНА









Вернуться в «История мест»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость