Штурм на взлётной полосе

История спецслужб, разведки и спецопераций
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 374
Возраст: 38
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Штурм на взлётной полосе

#1 Сообщение zagadki-istorii » 18 мар 2018, 20:43

Дату 2 ноября 1973 года можно считать своеобразным днем рождения спецподразделений МВД и ФСБ, специализирующихся на штурме угнанных самолетов, освобождении пассажиров и экипажа. Действовать тогда приходилось буквально наугад.

До 2 ноября 1973 года в СССР самолеты не штурмовали, хотя попытки захвата воздушных судов случались и ранее. В апреле 1973 года была предпринята попытка захватить Ту-104 в ленинградском аэропорту. В результате погибли террорист и один член экипажа. В мае того же года в результате попытки захвата рейса Москва - Чита погиб 81 человек. На высоте 6500 метров милиционер, сопровождавший рейс, выстрелил в террориста-угонщика Тенгиза Рзаева, в руках которого была бомба. Взрывное устройство сработало, Ту-104 разрушился еще в воздухе. Тем не менее меры безопасности на воздушном пассажирском транспорте по-прежнему пребывали в зачаточном состоянии.

Обрезы из багажа


Захват самолёта 2 ноября 1973 года
В любой аэропорт можно было попасть совершено свободно - без всякого паспорта. Устройства по рентгеновскому досмотру багажа были редкостью. Все это привело к ЧП, ранее неслыханному в СССР.

2 ноября 1973 года самолет Як-40 с бортовым номером 87607 выполнял внутренний пассажирский рейс Ф-19 из Москвы в Брянск. В 10:45 с 28 пассажирами и тремя членами экипажа на борту самолет оторвался от земли в московском аэропорту Быково (был в столице и такой аэропорт, он прекратил свою работу в 2010 году) и взял курс на Брянск.

За 10 минут до посадки в пункте назначения со своих мест поднялись четверо мужчин - Виктор Романов, Владимир Жалнин, Петр Бондарев и Александр Никифоров. Старшему из них, Виктору Романову, на тот момент было 20 лет, а младшему, Владимиру Жал-нину,-всего 16.

Ни у кого не вызвало подозрений, что четверка прошла в хвост воздушного судна. Проникнув в багажное отделение, угонщики достали из своего багажа спрятанные там два охотничьих ружья, два обреза и ножи, после чего, уже вооруженные, вернулись в салон. Дальше события развивались так, как в американском боевике. Взяв на мушку пассажиров, угонщики попытались взломать кабину пилотов.

Командир корабля Иван Кашин отправил бортмеханика Николая Никитина выяснить, что происходит. Едва Никитин приоткрыл дверь кабины пилотов, в щели появился ствол ружья. Никитин схватился за него, пытаясь вырвать оружие из рук террориста, но грянул выстрел, и бортмеханик получил ранение в живот. Однако он успел выскочить в салон и захлопнуть дверь.

На помощь раненому Никитину попытался прийти один из пассажиров - Владимир Гапоненко. Он предпринял попытку обезвредить стоявшего рядом Петра Бондарева, но из-за качки самолета потерял равновесие и был ранен ножом.

Оценив обстановку, командир самолета подал сигнал бедствия на аэродром в Брянск, но наземные диспетчеры посчитали, что было ложное срабатывание. Тем временем террористам удалось взломать дверь кабины пилотов и проникнуть внутрь. Наставив на пилотов обрезы, они потребовали возвращения в Москву и выдвинули общие требования.

Угонщики пообещали отпустить пассажиров и экипаж, если им будут переданы 1,5 миллиона долларов, а самолет доставит их в Швецию.

Лайнер лег на обратный курс. Но выяснилось, что в Москве стоит туман, аэропорт Внуково (именно там была запланирована посадка попавшего в беду Як-40) не принимает.

Однако выхода не было, у лайнера кончалось горючее. Каким-то чудом - под прицелом бандитов - экипаж все-таки посадил машину.

В Москве угонщики отпустили двух раненых и сообщили план дальнейших действий. Переговоры вел ранее судимый Виктор Романов. Он передал, что в обмен на половину выкупа будет отпущена половина пассажиров. Як-40 должен быть заправлен и отправиться в Ленинград. Там террористы в обмен на вторую половину выкупа обещали отпустить вторую половину пассажиров, а дозаправленный самолет должен был доставить их в Швецию. Но все пошло совсем не так.

Спецназ добровольцев


Для Советского Союза вся эта ситуация была ЧП национального масштаба. Поэтому во Внуково лично прибыли глава КГБ Юрий Андропов и министр МВД Николай Щелоков. Было принято решение - самолет из Внуково не выпускать и предпринять штурм воздушного судна - впервые в истории советских силовых структур.

Никаких специально подготовленных штурмовых групп в СССР образца 1973 года просто не было. Поэтому первую такую группу набирали из милиционеров-добровольцев. Вызвались сотрудники транспортной милиции Михаил Ляхманов, Владимир Раков, Александр Мушкарин, Николай Капустин и Александр Попрядухин. Им удалось тайно подобраться к самолету и спрятаться под днищем, в районе переднего шасси. В это же время к захваченному лайнеру под предлогом дозаправки двинулся бензозаправщик. Машина как бы невзначай заблокировала взлетную полосу, лишая угонщиков возможности покинуть Внуково.

Через несколько часов террористам сообщили о том, что половина выкупа собрана, его готовы передать. Но тут ситуация вышла из-под контроля. Угонщики услышали движение под днищем самолета и решили, что выкуп уже доставлен. Террорист Алексанр Никифоров приоткрыл люк в салон. В этот момент из-под днища выскочил милиционер Александр Попрядухин и открыл по Никифорову огонь. Смертельно раненный угонщик свалился на летное поле, но и сотрудник милиции получил несколько пуль в грудь от Владимира Жалнина. К счастью, жизнь Попрядухина спас бронежилет.

В конце концов открытую дверь в салой удалось зафиксировать багром. При этом внимание террористов отвлекал БТР, который подъехал к самолету и выпустил по нему пулеметную очередь. Для чего было подвергать такому риску жизни заложников - непонятно. Потом в обшивке лайнера насчитали 90 пробоин. Лишь по невероятной случайности никто из пассажиров не пострадал.

В открытую дверь лайнера группа захвата бросила несколько шашек со слезоточивым газом. Но и тут возникла нештатная ситуация. Шашки застряли между креслами, загорелась их обшивка, на борту возник пожар.

Смертельно перепуганные пассажиры бросились к выходу, несмотря на окрики угонщиков. Под шумок вместе с пассажирами на аэродром выскочили и двое террористов - Бондарев и Жалнин. Главарь банды Виктор Романов, поняв, что его план провалился, остался в салоне и там застрелился.

Спрятаться оставшимся в живых террористам не удалось - их опознали спасенные пассажиры. В результате Бондарев и Жалнин стали единственными из всей банды, кто дожил до суда. Смертельно раненный Никифоров скончался в больнице.

Слепая Фемида


Владимиру Жалнину на момент суда все еще было 16 лет. Он получил максимальное для своего возраста наказание - 10 лет лишения свободы. В тюрьме ему жилось очень несладко - он стал объектом сексуального насилия и других унижений со стороны сокамерников. Он умер через два месяца после освобождения.

Что касается Бондарева, то его родителям (крупным руководящим работникам завода ЗИЛ) удалось добиться признания сына невменяемым. В результате он был помещен в психиатрическую лечебницу закрытого типа. Там он пробыл всего шесть месяцев.

Был освобожден, жил в Москве и умер в 2006 году.

За проявленное мужество 19 декабря 1973 года милиционер Александр Попрядухин и командир самолета Иван Кашин получили звания Героя Советского Союза. Второй пилот Станислав Толпекин получил орден Красной Звезды, раненый бортмеханик Николай Никитин - орден Красного Знамени.

Но самое главное - именно этот случай заставил руководство СССР в корне пересмотреть отношение к безопасности гражданских воздушных судов. Во-первых, захват воздушного судна был выделен в отдельную статью Уголовного кодекса. Во-вторых, руководство силовых структур поняло, что необходимы группы специально подготовленных людей. И такие группы начали создаваться. Сейчас они называются спецподразделениями по борьбе с терроризмом.

После событий ноября 1973 года во всех аэропортах был серьезно ужесточен досмотр пассажиров. Стало разрабатываться специальное техническое оборудование, способное определять в багаже оружие и взрывчатку. Как показала дальнейшая история - вовремя. Потому что попытки угонов самолетов стали совершаться в СССР все чаще и чаще.

Дмитрий ГРИГОРЬЕВ






Вернуться в «Специстория»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость