«Поплавки» бывают опасны

История спецслужб, разведки и спецопераций
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

«Поплавки» бывают опасны

#1 Сообщение zagadki-istorii » 09 окт 2016, 21:03

Репутация техники не всегда зависит от ее объективных достоинств. До Великой Отечественной войны в Советском Союзе был накоплен солидный опыт производства плавающих танков, хотя большая часть этих машин сгорела в оборонительных сражениях 1941 года. Позже они вновь оказались востребованы, а в Третьей индо-пакистанской войне сказанное ими слово оказалось очень даже весомым.

Немногие советские танки-амфибии, которые уцелели к моменту, когда Красная армия начала свое продвижение на Запад, не вызывали особых восторгов, поскольку из-за невысокой плавучести могли разве что сами переправляться через водные преграды, но никак не перетаскивать на себе пехоту. Проблема с самоходными переправочными средствами серьезно снижала темпы советских наступательных операций, что и был учтено в послевоенное время.

Броневые амфибии


После войны предполагалось, что главной ареной боевых действий станет Европа с ее многочисленными водными преградами, так что особое внимание советское командование стало уделять плавающей технике. Оно мечтало о танке-амфибии, способном переправить на себе двадцать десантников и снабженном 76-миллиметровой пушкой. Пожелание было выполнено.

В 1951 году на вооружение Советской армии поступили ПТ-76, первая партия которых была произведена на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Герметичный корпус этих машин сваривался из броневых катаных листов толщиной 8-16 миллиметров. В башне, имевшей вид усеченного конуса, устанавливалась 76-миллиметровая танковая пушка и спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет. Движение на плаву осуществлялось при помощи гидрореактивного водометного движителя. Максимальная скорость на шоссе составляла 44 км/ч, на плаву - 10,2 км/ч.

Танк неоднократно модернизировался и в общем не вызывал серьезных нареканий. Однако по мере наращивания ядерного потенциала концепция ведения войны в Европе изменилась. «Амфибийные кулаки» в качестве ударной силы уже не считались актуальными.

По артиллерийской мощи они уступали традиционным танкам, для разведки были слишком громоздки, а в качестве средства транспортировки войск через водные преграды оказались обойдены БМП-1. Вообще в войсках к ним относились с иронией, называя «катерами с пушкой» и «поплавками».

Конечно, «пони - тоже кони», но возможности показать себя у этого «пони» не было, и в 1967 году выпуск ПТ-76 прекратили.

Зато интерес к ним проявляли друзья и партнеры Советского Союза. Правда, в Шестидневной войне 1967 года из-за бестолковости египетского командования израильтяне смогли захватить несколько десятков машин. Но эта война сама по себе не была показательной. Вьетнамцы использовали советскую технику с гораздо большим успехом. Но удачнее всего применяли ПТ-76 индийцы. Хотя и они поначалу имели основания вспомнить поговорку «первый блин комом».

Кто побьет «Чаффи»?


Бросок ПТ-76 со спецназом на борту заставил капитулировать Пакистан
В конце августа 1965 года советские машины поступили на вооружение 7-го полка легкой кавалерии, заменив британские легкие танки М3 «Стюарт», и уже через месяц участвовали в столкновениях с пакистанскими войсками в Кашмире. Этот скудный водными ресурсами штат мало подходил для подобного вида оружия. В результате несколько ПТ-76 были захвачены пакистанцами.

Через шесть лет грянула новая, третья по счету Индо-пакистанская война. Поводом для нее стало стремление Восточного Пакистана отделиться от Западного. Уроженцы восточной части именовали свою страну Бангладеш и считали себя хронически обделенными, как при дележе власти, так и при распределении государственных ресурсов.

Задача сепаратистов облегчалась тем, что обе части страны были отделены друг от друга территорией Индии, правительство которой не собиралось поощрять свободную переброску войск традиционно враждебной державы.

К тому же борцы за независимость - мукти бахини - получали поддержку оружием, сумев создать собственные речной флот и авиацию. Обозлившись, 3 декабря 1971 года пакистанские ВВС бомбили индийские аэродромы, что и привело к началу полномасштабных боевых действий. Попытка пакистанского командования сковать основные силы индийской армии на западном фронте закончилась неудачей.

Основные же события разыгрались на территории Бангладеш, где трем пакистанским дивизиям пришлось противостоять трем корпусам индийской армии и местным националистам.

Зона боев, словно кровеносными сосудами, была пронизана реками дельты Ганга, и ПТ-76 было где развернуться. Сражались они в составе 45-го кавалерийского и 69-го танкового полков индийской армии, а также в 1-м и 5-м отдельных танковых эскадронах, вооруженных также бронеавтомобилями «Феррет». Помимо трофейных ПТ-76, с пакистанской стороны действовали танки собственного производства М24 «Чаффи».

Танки против канонерок


Звездный час советской техники настал 9 декабря 1971 года, когда рота D из 1-го отдельного эскадрона прорвалась к докам стратегически важного порта Чандпур, через который шло снабжение пакистанской группировки. Взятие этого узлового пункта могло кардинально изменить ситуацию на фронте. Однако, учитывая накал боев, осуществить подобный перелом можно было, только действуя дерзко и нестандартно.

В качестве штурмовой группировки индийское командование решило использовать ПТ-76, на броне которых в качестве десанта устроились гуркхские стрелки, претендующие на звание лучшей в мире пехоты. Предвидя угрозу падения Чандпура, пакистанцы, в свою очередь, решили перебросить туда подкрепления.

Противники прибыли к месту решающих событий почти одновременно.

После стремительного прорыва танков через городские кварталы Чандпура гуркхи оказались в порту и, спрыгнув на землю, заняли позицию и открыли огонь в сторону плывших по реке Мехгне трех канонерок. На их борту находились около 450 пакистанских десантников. Однако исход боя решила не автоматная перестрелка, а противостояние канонерок и танков.

Экипажи ПТ-76 смело направили свои машины в воду и, открыв огонь из 76-миллиметровых орудий, сумели подавить артиллерию канонерок. В результате все три судна оказались потоплены. Около 180 пакистанских солдат погибли.

И хотя бой все-таки был речным, а не морским, сам факт того, что плавающие танки смогли уничтожить мини-эскадру, шокировал военных специалистов.

Показательно, что ПТ-76 снова отличились уже на следующий день на соседнем участке фронта. Здесь, впрочем, обошлось без водных сражений.

Танки из 69-го полка действовали классическим образом, снова перевозя на своей броне совершающую обходной маневр гуркхскую пехоту. Умение плавать тоже оказалось востребованным, поскольку маневр осуществлялся по заболоченным джунглям с форсированием нескольких рек. Преодолев расстояние в 55 километров, индийцы 12 декабря заняли город Богра, при штурме которого танки огнем своих пушек уничтожили танк «Чаффи» и два безоткатных орудия.

О результативности техники противостоящих сторон красноречивее всего говорит соотношение потерь: 66 подбитых «Чаффи» против 13 ПТ-76. На одну индийскую машину пять пакистанских.

Понятно, что советской техникой индийцы остались довольны, хотя далекоидущих выводов делать не стали. ПТ-76 оказались хороши в свое время и в своем месте. Как средство транспортировки войск они идеально подходили для изрезанной речными преградами дельты Ганга, а отсутствие у пакистанцев на этом фронте противотанковых орудий давало им развернуться со своими скромными 76-милиметровыми пушками.

В общем, хотя советские плавающие танки и обзывали «поплавками», боевая репутация у них сложилась вполне достойная.

Михаил ДМИТРИЕВ





Вернуться в «Специстория»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 17 гостей