Беглый секретарь

История спецслужб, разведки и спецопераций
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Беглый секретарь

#1 Сообщение zagadki-istorii » 26 окт 2016, 10:00

Судьба Бориса Бажанова - яркий пример успешной карьеры энергичного и предприимчивого авантюриста. Он продвигался от поста к посту, своими глазами наблюдал все послереволюционные ужасы, включая продразверстку. Но убеждал себя в том, что это лишь перегибы на местах. В конце концов, достиг высокой должности личного секретаря Сталина. И вдруг сбежал за границу.

1928 год начался с серьезных неприятностей для руководства СССР, а особенно для деятелей ОГПУ. 1 января из страны ушел еще один перебежчик. И не простой гражданин, а личный секретарь товарища Сталина Борис Бажанов. Он нелегально перебрался через советско-иранскую - или, как тогда говорили, советско-персидскую границу.

Ступеньки к успеху


Борис Георгиевич Бажанов родился в 1900 году в городке Могилев-Подольский, в небогатой интеллигентской семье. В 1918-м поступил в Киевский университет, и там сразу же окунулся в водоворот революционных событий. По словам самого Бажанова, он довольно быстро убедился в грубости и невежестве многих адептов марксистской идеологии. И все же верил в то, что они стремятся построить общество справедливости и равенства. Вскоре он вступил в партию большевиков.

Чтобы подниматься вверх по карьерной лестнице, нужно было оказаться в Москве. Бажанов поступил в Московское высшее техническое училище. Но с трудом выдерживал условия жизни и учебы: молодому партийцу вместе с одним из сокурсников выделили комнатушку в общежитии, где не было даже отопления. В столовой раз в день можно было съесть тарелку пшенной каши без масла и соли. А паек составляли ежедневные 400 граммов суррогатного хлеба и 4 селедки в месяц. От истощения студент Бажанов едва не отошел в мир иной. Но от своих честолюбивых планов отказываться не собирался. И в результате все же добился скромной должности в кремлевском аппарате.

Вскоре ему в голову пришла светлая мысль. В 1922 году, изучая устав партии, он обнаружил, что сей документ принят почти 20 лет назад, когда большевики находились в подполье. Сейчас же ситуация сложилась совсем другая, то есть устав пора было переписывать. Бажанов взялся за составление новой редакции. Он напечатал на машинке оба варианта, подчеркнув внесенные им изменения, и понес свой труд в кабинет Лазаря Кагановича, на тот момент заведующего организационно-распределительным отделом ЦК РКП(б).

Не обремененный даже средним образованием Лазарь Моисеевич после долгих уговоров все же прочитал документ. Почувствовав, что вопрос важный, отнес его в кабинет Вячеслава Молотова. Секретарь ЦК ВКП(б), усомнившись в авторстве молодого авантюриста, тем не менее отправился на доклад к Иосифу Сталину.

Генеральный секретарь в то время уже фактически руководил страной. Но формально главой государства все еще считался тяжело больной Владимир Ленин. Поэтому Сталин позвонил Ильичу и сообщил: «Мы здесь переработали устав партии, он давно нуждается в обновлении». То есть, как считает Бажанов, «отец народов» ненавязчиво присвоил себе авторство документа. Однако усилия молодого карьериста не пропали даром. Его повысили в должности: в августе 1923 года Бажанова назначили помощником Сталина.

Два вождя


Борис Бажанов некоторое время был в секретариате Сталина, а потом всю жизнь писал об этом мемуары и консультировал иностранных политиков
Эта должность позволяла быть в курсе скрытой от посторонних глаз жизни советской верхушки. По словам Бажанова, большевистские лидеры находились в состоянии непрерывной борьбы друг с другом. «Ни к одному из борющихся за власть я особых симпатий не чувствую», - писал он в своих воспоминаниях. Но при этом утверждал, что ему был нужен ответ на самый важный вопрос: верно ли, что все это делается для блага народа?

Бажанов пришел к тяжелому выводу: «Беспартийная масса, совершенно бесправная и целиком отданная во власть ГПУ... Все население дрожало от страха перед этой организацией давящего террора». Давая достаточно меткие характеристики высокопоставленным «слугам народа», главное внимание Бажанов уделял двум фигурам: Ленину, которого, правда, видел крайне редко, и Сталину.

«Когда я начал знакомиться с настоящими материалами о настоящем Ленине, меня поразила его общая черта со Сталиным: у обоих была маниакальная жажда власти», - писал Бажанов.

К Ленину автор не проявлял никаких личных эмоций. Но роль его в судьбе России описал ярко и метко: «Марксизм - ложь, но ложь необычайной взрывчатой силы. Вот на этом камне и воздвигнул Ленин свою "церковь" - в России... Резюмируя в двух словах: как наука - вздор, как метод революционного руководства массами - незаменимое оружие».

Другое дело - Сталин. Здесь беглец не скрывал своей антипатии. Он смачно описывал якобы неграмотную речь вождя, возводя в недостаток даже грузинский акцент, его неровную походку, покрывавшие лицо оспины. О натуре Сталина сообщал: «Всегда спокоен, хорошо владеет собой. Скрытен и хитер чрезвычайно. Мстителен необыкновенно. Никогда ничего не прощает и не забывает».

Дерзкий план


В итоге Бажанов понял, что ему не место в Советском Союзе. Но сбежать было не так-то просто. Для начала он добился перевода на работу в Среднеазиатское бюро ЦК ВКП(б), переехал в Ашхабад. Там выяснил, что граница укреплена недостаточно хорошо и побеги порой случаются. Но чекисты отыскивают беглецов на сопредельной территории и возвращают их в СССР. Если это не получается, то следует обращение к иранским властям, которые обычно идут навстречу. Секретарь понимал, как сильно он рискует.

В канун Нового года Борис Бажанов выехал из Ашхабада в сторону границы, якобы на охоту. Пограничники пребывали в праздничном настроении, да и высокий статус гостя внушал им доверие. Это и позволило перебежчику пересечь границу.

Как и предполагал Бажанов, советские власти не простили ему побега. Сначала резидент ОГПУ в Персии Георгий Агабеков получил задание ликвидировать беглого секретаря, затем удалось добиться согласия персидских властей на его выдачу. Зная об этом, Борис Бажанов сумел перебраться в Индию, тогда еще английскую колонию. Через некоторое время он оказался во Франции.

В 1930 году Бажанов выпустил в Париже книгу «Воспоминания бывшего секретаря Сталина», которая вызвала большой интерес и была переведена на ряд европейских языков. Затем она несколько раз дополнялась и переиздавалась. Однако, по словам историка спецслужб Александра Колпакиди, к «Воспоминаниям...» нужно относиться с известной долей осторожности. Хотя бы потому, что в секретариате «отца народов» их автор не играл уж очень большой роли.

Встреча в Берлине


В Париже Бажанов печатался в монархической газете «Возрождение», параллельно работая над своими «Воспоминаниями...». Ему счастливо удалось избежать нескольких покушений. Кстати, также сбежавший на Запад Агабеков, которому, напомним, в свое время поручили ликвидировать Бажанова, был убит чекистами где-то на франко-испанской границе. Его труп так и не нашли.

В 1939 году, вскоре после начала Советско-финской войны бывший секретарь Сталина прилетел в Хельсинки, где встретился с маршалом Густавом Маннергеймом. Бажанов хотел создать из советских военнопленных отряд, который сражался бы на стороне финской армии. Осуществить этот план не удалось: Зимняя война закончилась.

За несколько дней до начала Великой Отечественной находившийся в оккупированном немцами Париже Бажанов неожиданно получил приглашение приехать в Берлин. Там состоялась встреча с руководителем внешнеполитического управления нацистской партии Альфредом Розенбергом.

Бывший секретарь Сталина так вспоминает в своей книге детали этого разговора: «Позвольте и мне поставить вам вопрос: "Каков ваш политический план войны?" Розенберг говорит, что он не совсем понимает мой вопрос. Я уточняю: "Собираетесь ли вы вести войну против коммунизма или против русского народа?" Розенберг просит указать, где разница. Я говорю: разница та, что если вы будете вести войну против коммунизма, то есть, чтобы освободить от коммунизма русский народ, то он будет на вашей стороне, и вы войну выиграете; если же вы будете вести войну против России, а не против коммунизма, русский народ будет против вас, и вы войну проиграете».

Через некоторое время немцы предложили Бажанову вести пропагандистскую работу среди советских военнопленных - так, как он это делал в Финляндии. По словам беглого секретаря, он решительно отказался. Наш герой вернулся во Францию и до конца своих дней занимался в основном наукой и техникой. По мнению Александра Колпакиди, он больше не представлял опасности для советских властей, поэтому после завершения Второй мировой войны его уже не пытались уничтожить. Борис Бажанов скончался в Париже в 1982 году и был похоронен на знаменитом кладбище Пер-Лашез.

Давид ГЕНКИН





Вернуться в «Специстория»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость