Отряд-фантом полковника Шернхорна

История спецслужб, разведки и спецопераций
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Отряд-фантом полковника Шернхорна

#1 Сообщение zagadki-istorii » 17 дек 2016, 22:01

Еще в 1920-х годах советские чекисты часто создавали фиктивные антисоветские организации, с помощью которых из зарубежных спонсоров вытягивались деньги и материальная помощь, заманивались в ловушку вражеские агенты.

Несмотря на повторы, этот прием срабатывал снова и снова. В Великую Отечественную клюнули на него и немецкие спецслужбы. Речь, правда, шла о фиктивной германской воинской части.

В кино есть понятие мидквел - фильм, события которого разворачиваются параллельно с сюжетом ранее вышедшей ленты. Операция «Березино» стала мидквелом операции «Монастырь», сюжет для которого предложил сам Сталин.

Залог успеха - хороший сценарий


Главный герой операции «Монастырь», разведчик Александр Демьянов, был подставлен немцам как адъютант маршала Шапошникова, снабжая их в течение двух лет стратегической дезинформацией. Понимая, что количество слитой врагу «дезы» начинает зашкаливать, его начали аккуратно выводить из игры, переведя в Белоруссию.

Именно Демьянов в августе 1944 года и сообщил абверу о находящемся в районе озера Песочное сводном отряде немецких окруженцев численностью около двух тысяч человек под командованием командира 36-го охранного полка Генриха Шернхорна. На самом деле все крупные отряды немецких окруженцев в Белоруссии были уже ликвидированы, а подполковник Шернхорн находился в лагере под Красногорском. Однако немцы на информацию клюнули, выбросив в указанный район двух радистов-парашютистов.

Их встретила оперативная группа, которую курировал Наум Эйтингон (готовивший ликвидацию Троцкого). Сценарий операции составлял Михаил Маклярский; он, кстати, впоследствии писал и сценарии для кинофильмов, включая знаменитый «Подвиг разведчика».

Оба радиста были захвачены, и один из них включился в радиоигру, подтвердив существование отряда. Готовить «дезу» помогали сам Шернхорн и еще двое пленных подполковников - Вилли Эккардт и Ганс Михаэлис. Их действия контролировал Вильям Фишер, известный впоследствии как Рудольф Абель.

«Мы больше ничего не просим...»


НКВД затеяло с немцами радиоигру от имени командира 36-го охранного полка Генриха Шернхорна
В НКВД операция получила название «Березино». Немцы назвали ее «Волшебный стрелок» и связывали с отрядом-фантомом большие надежды.

Главный диверсант Третьего рейха Отто Скорцени мечтал развернуть партизанскую войну в тылу Красной армии. Позже ему пришла в голову другая идея: отряд Шернхорна под видом колонны германских военнопленных выдвигается к линии фронта и пробивает брешь в советской обороне.

Чекистам план понравился. Креативный Маклярский предложил выдать за солдат Шернхорна бойцов ОМСБОНа, которым предстояло устроить глубокий рейд по немецкому тылу. Однако ситуация на фронте складывалась таким образом, что организовать мистификацию оказалось невозможно.

Вообще успех «Березино» был обеспечен именно тщательной проработкой скармливаемой немцам легенды. Радиограммы от доблестного подполковника Шернхорна были, когда надо - точны; когда надо - эмоциональны. В них говорилось о тяжелых боях, собственных потерях, нанесенном Красной армии ущербе, взорванных мостах, сожженных складах, пущенных под откос эшелонах. И, разумеется, советская сторона заботилась, чтобы эти вымышленные подвиги подтверждались другими источниками.

С германской Большой земли в помощь окруженцам 39 раз вылетали самолеты, сбросившие 13 радиостанций, 255 грузовых тюков с оружием, боеприпасами, обмундированием, продовольствием, медикаментами и 1 миллион 700 тысяч рублей советских денег.

На связь с Шернхорном отправились и угодили в ловушку 22 агента и диверсанта. Кто-то включался в игру, другие «гибли в боях с большевиками». И всей этой «лапше» верили Скорцени, Шелленберг, Кальтенбруннер. Сам Шернхорн был награжден Рыцарским крестом и произведен в полковники.

5 мая 1945 года, когда Берлин уже пал, в эфире прозвучало: «С тяжелым сердцем мы вынуждены прекратить оказание вам помощи». Ответ: «Мы больше ничего не просим... только говорить с вами... только слышать вас... не забывайте нас...»

Можно представить, как смеялись авторы этой радиограммы.

Александр НИКОНОВ





Вернуться в «Специстория»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя