Донесения из тюрьмы Шеридан

История спецслужб, разведки и спецопераций
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Донесения из тюрьмы Шеридан

#1 Сообщение zagadki-istorii » 06 фев 2017, 12:51

Прелюбопытный разговор услышал автор этих строк на встрече ветеранов Службы внешней разведки несколько лет назад. Встреча состоялась 20 декабря по случаю профессионального праздника этой организации, куда автор был приглашен как журналист.

Избежал электрического стула


- Каково теперь Гарольду в тюрьме в Орегоне? - задумчиво произнес один из ветеранов.

- Да, несладко, - поддержал его мой добрый знакомый Владимир Иванович Коцюба (фамилия по его просьбе изменена). - Это сколько ему еще сидеть? Лет двенадцать, если не помилуют.

- Будет сидеть от звонка до звонка, - вступил в беседу еще один участник встречи. - Помните, что говорилось в приговоре окружного федерального суда? Гарольд Джеймс Николсон нанес непоправимый ущерб национальной безопасности США. Могли и на электрический стул посадить...

Ветераны продолжали оживленно обсуждать судьбу Николсона. Я же, порывшись в памяти, понял, что речь идет об уникальном агенте ЦРУ, который весной 1994 года предложил свои услуги российской разведке. Подробности в свое
время поведал ветеранам старший преподаватель академии, в прошлом один из связных Гарольда Николсона в Юго-Восточной Азии. Из рассказа ветеранов за праздничным столом я постепенно составил досье на этого высокопоставленного чиновника ЦРУ.

Досье


Николсон родился в 1950 году в Александрии (штат Орегон) в семье офицера ВВС США. После окончания университета в Орегоне пошел служить в армию. Он попал в разведуправление ВВС, где дослужился до капитана. В 1980 году Николсон был завербован ЦРУ. В том же году его направили в резидентуру внешней разведки в Маниле, где Гарольд показал себя непревзойденным вербовщиком. Впоследствии он работал в Бангкоке и Токио, а в 1990 году был назначен резидентом ЦРУ в Бухаресте. После конфликтов с женой, о которых стало известно руководству, Николсона отозвали. Это, а также большие долги толкнули Гарольда на сотрудничество с российской разведкой. Руководство заподозрило Николсона в шпионской деятельности и в целях скорейшего разоблачения сделало хитрый ход: назначило его начальником контртеррористического центра (лагерь Кемп Пири в Лэнгли, штат Вирджиния). В январе 1996 года агенты ФБР зафиксировали встречу Николсона с русским резидентом в Сингапуре. Гарольд был арестован 16 ноября того же года при передаче сверхсекретных документов. В ходе допросов он стал давать признательные показания. Окружным федеральным судом города Александрия разведчик приговорен к 23 годам лишения свободы и заключен в тюрьму Шеридан. Находясь там, Гарольд продолжал шпионскую деятельность, используя свидания с сыном Натаниэлем. К его 23 годам заключения добавили еще восемь лет.

Покер со спецслужбами


- Зря, конечно, он привлек к этому делу сына, - словно размышляя вслух, произнес Коцюба. - Тот впоследствии и сдал папашу. После того как узнал, что его самого могут посадить на пять лет. А Николсон, между прочим, прежде всего хотел финансово поддержать своих троих детей. Где теперь заработанные им 300 тысяч долларов? В казне Соединенных Штатов...

Приоткроем с помощью Владимира Ивановича, знакомого с делом Николсона, завесу тайны над судьбой этого агента. Жил на свете высокопоставленный чиновник ЦРУ Гарольд Николсон. В начале 1990-х его несколько понизили в должности. И надо же случиться такому, что как раз в тот момент Гарольд сильно оброс долгами. Львиную долю забрал бракоразводный процесс. Жене надоели его постоянные зарубежные командировки, к тому же она устала жить на его «гроши». Гарольду и самому надоели семейные свары. Он уже давно задумывался над тем, где бы заработать, чтобы утолить аппетиты супруги. В один из таких безрадостных дней ему пришла на ум сумасбродная мысль: а почему бы не поделиться тайнами ЦРУ с русскими? Не даром, конечно. И он предложил свои услуги Службе внешней разведки РФ.

Гостайны на продажу


Натан и Гарольд Николсоны
Николсон встречался со своим связным далеко от родного штата Орегон и Лэнгли, где у него был офис на шестом этаже в северо-западной стороне здания - штаб-квартиры ЦРУ. Передача секретных сведений происходила во время его многочисленных командировок то в Манилу, то в Никосию, да так, что комар носа не подточил бы. Интерес к нему со стороны русских рос по мере его продвижения по службе. Разумеется, и гонорары за важные сведения уже исчислялись суммами с несколькими нулями.

В Москве постепенно узнали имена и всю подноготную агентов ЦРУ в Москве вместе с их шефом. После этого русские постепенно, чтобы не навредить Николсону, стали московскую резидентуру ЦРУ потихоньку прореживать. А когда ЦРУ лишилось самых ценных агентов в России, его руководство всполошилось: караул, в наших рядах завелся «крот»! Срочно обязали всех сотрудников Лэнгли пройти через детектор лжи. Дошла очередь и до Гарольда. Сев за стол с полиграфом, он повел себя несколько нервозно, сделал глубокий вздох, перед тем как ответить на вопрос: «Вы работаете на иностранную разведку?» Проверяющие переглянулись: «О, да мистер Николсон пытается нас провести. Он бессовестно врет!» Начальство на это подозрение отреагировало по-своему: Гарольда повысили в должности до начальника контртеррористического центра в Лэнгли. Решили его таким образом проверить. Если последуют утечки информации, ясно, что Николсон к ним причастен. Заодно занялись его счетами в банке. Они во много раз превышали его зарплату.

Контрразведка вышла на след


В кабинетах штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли Николсон считался опытным сотрудником, однако слежки за собой не замечал до последнего. Его телефон стали прослушивать, в офисе и квартире понаставили жучков. Он не заметил и того, как его сфотографировали во время встречи со связным в Сингапуре. Масла в огонь подлил и полковник-предатель Потеев. Он тогда был куратором Николсона. В середине 1990-х Потеев стал поддерживать контакты с британской МИ-6 и ЦРУ. Неизвестно, назвал ли тогда предатель фамилию Николсона или же просто предупредил, что в рядах ЦРУ завелся «крот».

Николсона засекли в 1996-м при снятии копий с секретных документов. Деваться ему было некуда. В его записной книжке при обыске нашли неопровержимые доказательства шпионской деятельности. За дело взялся специальный агент службы собственной безопасности ЦРУ Майкл Лонерган. Он выяснил, что за 29 месяцев Николсон передал Москве копии около 40 сверхсекретных документов, в том числе сообщения агентов ЦРУ о состоянии экономики России и меры, предпринимаемые руководством страны по укреплению обороноспособности, сведения о ядерном потенциале и событиях в Чечне. Все это выяснилось, когда изъяли диск из портативного ноутбука Николсона. Помимо прочего, там оказались не только имена агентов московской резидентуры, но и все кадровые перестановки в ЦРУ.

Отпираться было бесполезно. Тем более что речь шла о возможном применении к Николсону высшей меры наказания. И он стал давать показания. Да, он работает на российскую разведку с 1994 года, да, он сдал московскую резидентуру ЦРУ.

Соединенные Штаты против Николсона


- Я признаю себя виновным, ваша честь, - заявил он окружному судье. - Я стал шпионом, чтобы обеспечить финансово троих детей. Признаю, что мною двигала корысть, но я не осознавал, что своими действиями приношу ущерб национальной безопасности страны. Глубоко сожалею и прошу высокий суд о снисхождении.

Федеральный суд, учитывая, что подсудимый пошел навстречу следствию и стал давать признательные показания, то есть раскаялся в содеянном, заменил Николсону высшую меру наказания 23 годами заключения. В тот же день его в наручниках препроводили в федеральную тюрьму Шеридан.

Действительно ли шпион раскаялся в содеянном? Как показало время, не совсем.

Тайна бумажной салфетки


Во время одного из свиданий с сыном Натаном Николсона осенило, как можно помочь заработать своему отпрыску. Во время свидания он незаметно написал на измятой бумажной салфетке, куда тому следует поехать и что передать. Согласно указаниям отца, Натан отправился в Перу и встретился там с его другом. Он вначале и не подозревал, что его используют как передаточный канал, но потом, когда ему вручили 30 тысяч долларов, задумался. Кажется, отец опять взялся за свое. Но деньги остановили его колебания. Он стал регулярно выезжать за границу с посланиями отца. С 2006 по 2008 год Натан неоднократно побывал в Сан-Франциско, Перу, Мексике и на Кипре для передачи посланий отца. Так прошло три года, пока ФБР не обратило внимание на частые поездки Николсона-младшего и на то, что счет в банке последнего постоянно пополняется. Закрепленный за ним «хвост» зафиксировал встречи Натана с человеком славянской внешности. Натана арестовали при передаче очередной салфетки с написанной на ней информацией. Она и фотографии встреч стали главной уликой для обвинения.

Полковнику никто не пишет


На допросах Натан молчал. Тогда ему пригрозили длительным сроком тюремного заключения. И Николсон-младший рассказал все. Суд, приняв его признательные показания, ограничился пятилетним сроком заключения. В отношении же Николсона было произведено повторное расследование. К уже имевшемуся сроку добавили еще восемь лет.

Николсону-младшему строжайше запрещены свидания с отцом и переписка с ним. Гарольд выйдет на свободу уже стариком. Ни о каком помиловании речи не идет. Хотя, как и многие другие заключенные, Николсон надеялся, что уходящий с президентского поста Барак Обама скостит ему срок (надежды не оправдались). На все воля Господня, как говорят в таких случаях.

Иван БАРЫКИН





Вернуться в «Специстория»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей