«Заклятое» богатство

Заговоры, покушения, революции, восстания
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 332
Возраст: 37
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

«Заклятое» богатство

#1 Сообщение zagadki-istorii » 11 июл 2017, 12:05

На Дону и в Поволжье ходит много легенд и преданий о сокровищах, спрятанных знаменитым казачьим атаманом Степаном Разиным. Начало этим кладам было положено весной 1667 года, когда Разин с ватагой из полутора тысяч человек двинулся в поход «за зипунами», т.е. богатой добычей с проходящих по Волге купеческих судов.

Весной 1667 года войско Степана Разина отправилось вниз по течению Волги, огнем и мечом прошлось по берегам Хвалынского моря, как тогда называли Каспий. Высадка на побережье была неожиданной для персов, и казаки доверху завалили свои струги восточными драгоценностями и дорогими товарами.

Разодетые казаки


Клады, спрятанные Степаном Разиным не найдены до сих пор
Весть о сказочной добыче неслась впереди возвращавшегося на Дон войска. Один иностранец вспоминал о встрече с разницами в Астрахани: «Казаки были одеты как короли, - в шелк, бархат и дорогие одежды, отделанные золотом». Говорили, что награбили вольные казаки Разина столько добра, что сразу потратить все не могли, а копить привычки не имели. Поэтому закапывали добычу по крутым прибрежным холмам. В бывшем Царицынском узде (ныне Саратовская область), недалеко от села Песковатки, есть высокий курган, в котором, по легенде, Стенька спрятал целый корабль, до краев набитый золотом и серебром. Атаман по воде завел корабль на мель, а когда вода ушла, «наметал курган». Для приметы на макушке посадил вербу. И накрепко «заклял» свой клад: при любой попытке раскопать склон и добраться до сокровищ из кургана выскакивала разнообразная нечисть и терзала воров. Стенькино колдовство пытались одолеть с помощью молитв, однако тщетно. В последний момент кто-нибудь обязательно портил дело неосторожным словом или движением, и клад снова уходил под землю.

После начала восстания Разина против царской власти грабежи не прекратились. В захваченных областях расхищались церковные сокровищницы, боярские сундуки, купеческие подвалы, склады, городская казна. Известно, что при пленении Разина походной казны при нем не было, следовательно, атаман вполне мог спрятать свои сокровища, скорее всего, даже и не в одном, а в нескольких тайниках - для надежности. Говорили, что использовал Разин для своих кладов отнятые у царского войска пушки, стволы которых до отказа набивались золотыми и серебряными монетами, драгоценными камнями и украшениями.

6 июня (по старому стилю) 1671 года на Болотной площади в Москве должны были казнить вожаков подавленного казачьего восстания - Степана Разина и его брата Фрола. Степана, как зачинщика, казнили первым, через четвертование. Палач сперва отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Когда подручные палача поволокли на плаху Фрола, тот вдруг крикнул: «Я знаю слово и дело государево!» «Молчи, собака!» - прохрипел Степан. Это были его последние слова - палач отсек ему голову. Казнь Фрола Разина была отсрочена, поскольку он сообщил, что знает, где брат закопал свои клады. Через два дня его пытали, проверяя достоверность и полноту сведений, а показания Фрола были сообщены царю Алексею Михайловичу, который проявлял живейший интерес ко всяким слухам о кладах. Дальнейшая судьба Фрола неизвестна - то ли он умер под пытками, то ли через пять лет, в 1676 году, все-таки был обезглавлен в Москве на Болотной площади.

В 1671 году по царскому указу в район Жигулевских гор была снаряжена большая экспедиция, ведь «по отпискам» воевод, бояр и всякого другого богатого люда, пострадавшего от грабежей разинцев, «разбойник награбил зело много добра всякого». Возможно, в составе этой экспедиции был и Фрол, указавший на некие волжские бугры как на место хранения несметных сокровищ брата-атамана. Экспедиция обыскала несколько мест, подходящих под данное ей описание, но ничего не нашла.

Во глубине земли


Правда это или нет, сейчас сказать уже невозможно, но за долгие века народные предания создали красочную и подробную инструкцию по поиску разинского клада. Или кладов - тут версии расходятся. Искали сокровища и возле Царицына, и возле Камышина, и в Симбирской губернии... Таких «особых мест» от Астрахани до Жигулей сотни. При поиске клада нужно ориентироваться лишь на некоторые холмы на волжских берегах - те, которые до сих пор носят особые названия: Стол, Шапка, Бугры Стеньки Разина. Или имена его ближайших соратников и соратниц - Ураков бугор, по легенде, принадлежал атаману, в шайке которого Разин начинал свой разбойничий путь; Настин бугор - в честь одной из возлюбленных Разина, которую он в этом холме закопал с несметными сокровищами... Именно там в глубоких погребах хранится «заклятое» богатство. Клады эти укрыты с применением сложнейших подземных инженерных сооружений (в многокомнатных подземельях, подвалах с хитроумно открывающимися дверями). Говорили, что сам атаман Стенька, великий грешник и чернокнижник, губивший людей не только саблей, но и колдовством, по ночам обходит свои клады, потому что мать-земля отказывается его принимать. И пока не будет найден последний клад, нет Разину покоя.

«Закляты» клады на разных людей. Некоторые достанутся «счастливому», т.е. удачливому, и поскольку про них сегодня ничего неизвестно, то они, скорее всего, уже обрели своих новых хозяев. «Знаком» такого клада была черная кошка (или собака). Надо идти за такой кошкой (или собакой), а когда она замяукает (или залает), ударить ее изо всех сил и крикнуть: «Рассыпься!» А потом в этом месте копать.

Некоторые клады зарыты «на бедных и гонимых», потому что атаман был защитником простого люда против произвола воевод и бояр. Но про эти клады тоже мало что известно, кроме того, что они где-то есть. А вот о кладах, заговоренных на лихих людей, народная молва оставила гораздо более подробные инструкции - «зароки». Чтобы добыть эти разинские клады, кладоискатель должен погубить известное «заговоренное» число людей, тогда уж клад достанется ему без особых затруднений.

Главное сокровище атамана


Среди «кладовых записей», сохранившихся в фольклоре Поволжья, есть и «Завещание» Степана Разина, в котором говорится о «главном» кладе - его казне, которую он спрятал потому, что некому было ее взять на сохранение. Рядом с ним не оказалось на тот момент достойного человека. Вот указания для тех, кто отважится раскопать разинскую казну:

«Шел я, Степан Тимофеевич, сын Разин, из города Алатыря верх Суры-реки и дошел до речки Транслейки (в 30 верстах от Алатыря) и спрашивал Мордвина, где пройти за Суру-реку, - и перешел со всем моим войском. Дошел я оброда в горы и нашел в правой стороне ключ, и тут мы жили полтора года, но это место нам не показалось. И нашли мы бортника, и он сказал нам место угодное, и шли мы четыре дня и дошли до горы, - еще гора, и в горе ключ в полдень течет; в горе верхней две зимницы на полдень выходят. .. три яблони посажены в малой стрелке (мыс между двумя оврагами), в полугоре - ломы, шипы, заступки и доска медная, на верхней горе - шелом. Тут пенек - дуб сквозь сверлом просверлен и заколочен черным дубом, и тут положены стволы и бомбы, и тут вырыт выход, и сделан, покрыт, обложен пластинками дубовыми, и в нем положена братская казна, 40 медянок, а моей - купца Бабушкина, алатарскаво клюшника, сорок тысяч, и его Ивана два сундука платья, сундук третий - запонки драгоценного жемчугу и всякие вещи драгие. Еще четыре пуда особливого жемчугу и семь ружей, а мое ружье стоит в правом углу, заряжено и заткнуто, а именно - травой. В средине стоит образ Богоматери не оцененный, украшенный всякими бриллиантами. Это место кто найдет, и будет трясение одна минута, а расстоянием от пенька полста жирелей (оглоблей); а оный сыскавши, раздать сию казну сорок тысяч на белом коне, а раздавши - из моего турецкого выстрелить и сказать: "Вот тебе, Степан Тимофеевич, сын Разин, вечная память!" А коню голову отрубить... Прежде проговорить три молитвы - Богоматери, Архангелу Михаилу и Николаю Чудотворцу, а потом будет три трясения».

В «Завещании» не говорится, куда именно нужно выстрелить. Известно только, что до раздачи казны нашедший клад не может ни продать, ни заложить ничего из сокровищ, иначе клад в землю уйдет и опять станет недоступен. В некоторых версиях указывается, что после отрубания головы коню образ Богоматери следует отнести в Киев, идя при этом весь путь пешком. И только тогда можно без опаски брать клад.

Анна СЕМЕНЕНКО






Вернуться в «Заговоры и мятежи»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость