Боярские войны

Заговоры, покушения, революции, восстания
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Боярские войны

#1 Сообщение zagadki-istorii » 27 дек 2016, 09:59

Юго-западные земли Киевской Руси - Волынь и Галичина - вошли в историю под названием Червонной Руси. В состав Червонной Руси входило много богатых городов и своевольной городской знати, которая стремилась вести самостоятельную политику. Они хотели сажать князей на стол по собственному усмотрению и жить по своим правилам, не считаясь ни с кем. А это верный путь к раздорам.

Иван Ростиславич Берладник был внуком князя Володаря и сидел на незначительном столе в волынском городе Звенигороде. Человеком он был, наверно, своеобразным, отличавшимся от других князей того времени. Например, князь Иван считал бесчестным использовать для борьбы со своими родственниками половцев, воевать он предпочитал собственными силами. Князь по тогдашним законам считался изгоем - то есть не имел права на наследование киевского стола. Зато на него обратили внимание бояре богатого Галича, которые были очень недовольны собственным князем Владимиром Володаревичем.

Не по своей воле


Выбрав момент, когда Владимир отправился на охоту, они явились в Звенигород и увезли Ивана с собой. Так князь Иван стал вдруг галицким князем. Все были довольны... Кроме князя Владимира. Тому пришлось бороться за возвращение родного города. Собрав союзников, Владимир осадил Галич. И бояре, и горожане умоляли Ивана биться насмерть, но тот понимал, что против сильного войска князя Владимира ему не выстоять. Да и не хотелось ему стать причиной гибели множества людей. Иван оставил Галич, а Владимир, оказавшись в родных стенах, тут же начал сыск и казни. О незадачливом узурпаторе стола Владимир не забыл. Не забыл о нем и сменивший Владимира его сын Ярослав, известный как Осмомысл. Ивану Ростиславичу пришлось бежать в вятские леса, потом наниматься на службу к более удачливым родственникам. Когда Иван нанялся служить врагам Юрия Долгорукого, Ярослав послал тому на помощь большое войско. Он жаждал захватить беглеца и примерно казнить его в Галиче. Смерти несчастного требовал у киевского князя не только Ярослав, но и послы Чернигова, Венгрии и Польши. Иван находился тогда на Дунае и набирал войско. С 6 тысячами человек он двинулся на Галич. По пути к нему присоединялись все недовольные, даже простые горожане черного сословия перебегали на его сторону. В Галиче бояре ждали Ивана как освободителя (князь Ярослав их совершенно не устраивал - слишком самостоятельный). Но Галич Ивану взять не удалось. Бескорыстных сторонников было немного. Наемное войско от него отвернулось: Иван запретил грабить земли своего врага. Не помогли ему и союзники, хотя его поддерживал сам великий киевский князь. Галицким боярам пришлось смириться. А Иван бежал, долго скитался и в конце концов умер в 1162 году в Византии. Современники не верили, что его смерть была естественной. Поговаривали, что князя отравили в Салониках.

Дело о княжеском блуде


Бояре тащат на костёр Настасью, любовницу князя Ярослава Осмомысла
Галицкий князь Ярослав правил жесткой рукой. К власти он пришел в 1153 году, после неожиданной смерти отца. Как раз отец с позором выгнал посла киевского князя, явившегося подписать крестоцеловальную грамоту. Владимир пришел в ярость и, очевидно, от сильных эмоций и умер. Осторожному Ярославу пришлось целовать крест на верность, но война с Киевом стала неизбежной. Галицкие бояре, называвшие своего князя «децко» (то есть «ребенок»), на войну его не пустили. И не пустили, очевидно, не из-за молодости и неопытности, а из страха, что их князь тут же согласится на мир с Киевом.

Хотя Ярослава и называли Осмомыслом, у бояр на его счет было не слишком лицеприятное мнение. Князь славился не только умом, но и распутной жизнью. Он был женат на дочери Юрия Долгорукого Ольге, имел от нее детей, но при живой жене завел себе любовницу Настасью. И эту связь не только ни от кого не скрывал, но и прижил со своей избранницей сына Олега, которого любил больше, чем законного Владимира, и грозился передать ему Галицкий стол. В 1171 году, спасаясь от притеснений князя, Ольга с Владимиром бежали в Польшу. Вместе с ними бежали и некоторые именитые бояре, которые опасались лишиться головы. Характер Ярослава был им отлично известен. Владимир отсиживался в городке Червен, дожидаясь момента, чтобы идти на Галич.

А в самом городе шла активная пропаганда в пользу «обездоленного законного сына». Этот обездоленный Владимир был вовсе не подарок, больше всего он любил винопитие, но бояре пока что видели в нем княжича, обиженного отцом. Они думали использовать Владимира для укрепления собственной власти. Горожане под влиянием боярской пропаганды все как один встали на сторону княжича. Бояре тут же послали в Червен сказать, чтобы княжич возвращался. Они обещали захватить Ярослава вместе с любовницей.

Владимир поспешил в Галич. Ярослав и его любовница были арестованы. Служившие в охране князя половцы были захвачены и тут же порублены на куски. Несчастную Настасью под одобрительные крики вывели на городскую площадь и сожгли на костре как ведьму. Олега бросили в темницу. А самого грешного князя Ярослава заставили при свидетелях целовать крест на верность жене. Ярослав целовал. А что ему еще оставалось?

Любвеобильная попадья


Но на этом конфликт в княжеской семье не уладился. Ярослав наотрез отказался закрывать глаза на пьянство и отвратительные выходки сына. А Владимир считал себя обманутым. Заговор, который готовил Владимир, был раскрыт. Княжичу пришлось снова бежать, теперь - на Волынь. Отец пустил за ним следом 3-тысячное войско, потом простил. Но на смертном одре, в 1187 году, Ярослав завещал галицкий стол не ему, а «Настасьину сыну» Олегу. Это был скандал! Бояре не дали Олегу занять стол. Они предпочли Владимира. Увы, скоро им пришлось убедиться в правоте Ярослава. Владимир пил беспробудно, хищно поглядывал на чужих жен и тащил их в свою постель, насиловал девушек. А потом и вовсе пошел по стопам отца: завел себе любовницу, жену священника, с которой (при живом муже) прижил двоих детей! Бояре тут же предложили галицкий стол Волынскому князю Роману Мстиславичу. Владимир отлично понимал, что на этот раз дело не ограничится целованием креста. Он предпочел бежать со своей незаконной семьей в Венгрию, очень надеясь, что король поможет ему. Король помог, но по-своему. Он взял Владимира под стражу.

А в Галиче бояре приняли Романа Мстиславича, но сразу увидели, что новый князь слишком своеволен. Тогда они завели переговоры с венгерским королем, чтобы взять на галицкий стол его сына Андрея (Андраша). Потом они снова захотели себе Романа, потом захотели сына Берладника Ростислава. Но в 1189 году Владимиру удалось бежать из венгерского плена и вернуться в Галич.

В 1199 году, после смерти Владимира, стол достался Роману Мстиславичу. Боярам очень импонировала военная доблесть князя. Но галичан сильно пугало желание (а главное, умение) князя править государством твердой рукой. При Романе бояре вспомнили о безжалостном Ярославе Осмомысле и были убеждены: в хитрости и жестокости Роман его превосходит. Он завел у себя целый штат шпионов и всегда был предупрежден о боярских заговорах. Современники писали: «Роман, войдя в роль жестокого тирана, захватывает не ожидавших этого знатнейших галицких сановников. Кого убивает, кого живым закапывает в землю, у других срывает кожу, разрывает на куски, многих пригвождает стрелами. А у некоторых вырывает внутренности и уже потом убивает. Применяя все виды мучения, он является для своих граждан более чудовищным врагом, чем для неприятелей. А тех, кого он не может сразу схватить, потому что они, влекомые страхом, убежали в другие области, он, используя дары, лесть, разного рода хитрости, призывает обратно, одаряет их почестями и возвышает. А потом предписывает и приказывает казнить их в страшнейших, немыслимых мучениях для того, чтобы этим внушить страх соседям и, уничтожив могущественных, править безопасней».

Роман правил менее 10 лет - погиб в бою. Его вдове с малолетними детьми пришлось тайно бежать в Польшу. А Галич тем временем переходил из рук в руки. Бояр не устраивал ни один князь: ни Игоревичи, которые сразу же стали «крошить» неугодных им бояр и отнимать их богатства, ни венгерский король, ни малолетний Даниил, который тоже пару раз оказывался на этом столе. Только повзрослев, Даниил смог вернуть себе Галич. Боярам пришлось смириться и прекратить мятежи. Был 1238 год. На земли Киевской Руси шли войска Батыя.

Михаил РОМАШКО





Вернуться в «Заговоры и мятежи»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя