Похищение «Святого Луки»

Невероятные истории шедевров, как материальных, так и духовных
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Похищение «Святого Луки»

#1 Сообщение zagadki-istorii » 21 дек 2017, 18:36

Самой известной кражей картины в СССР, безусловно, стало похищение полотна Франса Хальса «Святой Лука» из Музея изобразительных искусств имени Пушкина. К счастью, преступление было успешно раскрыто. А картина в результате операции сотрудников КГБ СССР возвращена в музейную коллекцию.

В XVII веке голландский художник Франс Хальс написал портреты четырех евангелистов: святых Луки, Марка, Матфея и Иоанна. Спустя столетие с лишним они были приобретены по заказу императрицы Екатерины II и в 1771 году доставлены в Россию. В 1965 году две из этих картин - «Святой Лука» и «Святой Матфей» привезли из Одессы в московский пушкинский музей на выставку. Примерно в то же время министр культуры СССР Екатерина Фурцева, будучи в заграничной командировке, пафосно заявила: «В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят!» Но едва она вернулась на родину, как это заявление было скомпрометировано.

Небывалое происшествие


Франс Халс «Святой Лука». Это полотно было похищено из музея им. Пушкина, что являлось немыслимым для СССР
9 марта 1965 года пушкинский музей закрыли для публики, повесив на дверях объявление: «Санитарный день». В музее резонно рассудили, что после праздника посетителей много не будет, и решили использовать этот день для оформления выставки. На время работы отключили сигнализацию.

Утром следующего дня сотрудников музея ждал неприятный сюрприз. На месте картины «Святой Лука» зияла пустая рама. О происшествии доложили Фурцевой. Она рвала и метала, понимая, что эта кража может поставить крест на ее карьере. Министр культуры обратилась за помощью к председателю КГБ СССР Владимиру Семичастному и министру охраны общественного порядка РСФСР Вадиму Тикунову. Но те не могли ничем ее порадовать.

Ситуация в СССР в 1960-е годы была такова, что картины действительно из музеев не воровали. Поэтому не было и соответствующих специалистов. Парадокс, но в стране не нашлось искусствоведа, который смог бы оценить реальную стоимость «Святого Луки». Ни милиция, ни КГБ не имели опыта борьбы с подобными преступлениями. Специализированный «антикварный» отдел в МУРе появился только в 1993 году.

Впрочем, профессиональных музейных воров в Советском Союзе, к счастью, тоже не было. Уже при первоначальном осмотре места преступления стало очевидно, что действовал дилетант. Преступник варварски вырезал картину из рамы тупым ножом, вместо того чтобы профессионально отделить раму от подрамника. К тому же он похитил далеко не самую дорогую картину из музея. Но зато этот дилетант не оставил ни одной зацепки для следствия.

Расследование, которым занимались оперативники МУРа, практически сразу зашло в тупик. Не сумев по горячим следам найти вора, муровцы попытались вычислить покупателя. Они рассудили, что вряд ли кто из советских антикваров решится на музейную кражу, поэтому принялись разрабатывать всех иностранцев, интересовавшихся живописью. При этом действовали довольно топорно. Например, бельгийцу Жаку Ванденбергу, остановившемуся в «Метрополе», «подставили» девушку, которая предложила ему ворованную картину не кого-нибудь, а Рембрандта! Ничего удивительного, что сразу после такого предложения Ванденберг уехал из СССР.

Немецкий покупатель


Спустя полгода в магазине «Грампластинки» на Калининском проспекте в Москве к «буржуйски» одетому покупателю подошел молодой парень и предложил ему купить картину Хальса за 100 тысяч рублей. Но «буржуином» оказался майор Первого главного управления КГБ СССР, работавший в советском посольстве в ФРГ. Он сказал, что сам живописью не интересуется, но готов найти покупателя. После этого представил продавцу под видом богатого немца своего коллегу Леонида Краснова, блестяще владевшего немецким языком, который выступил в роли покупателя.

Первая встреча с продавцом состоялась у столовой на улице Метростроевской. Краснов отлично сыграл роль богатого, но прижимистого любителя живописи из Германии. И сумел сбить цену на картину со 100 до 60 тысяч рублей. Впрочем, в Советском Союзе и это были огромные деньги по тем временам. Когда продавец и покупатель, условившись о новой встрече, расстались, продавца «повела» служба наружного наблюдения. И довела его до служебного входа в пушкинский музей. После этого оперативникам КГБ уже не составило особого труда установить его личность.

Они узнали, что продавцом является реставратор по дереву Валерий Волков, работающий в музее и причастный к краже картины. Ранее, в 1957 году, он был осужден за кражу личного имущества, но отпущен из заключения досрочно за хорошее поведение.

В день, на который была назначена сделка, Краснов приехал на встречу с Волковым на крутом «Мерседесе» из автопарка КГБ с эфэргэшными номерами, окончательно убедив продавца в своей платежеспособности. Но операция прошла отнюдь не идеально.

Когда Волков повел Краснова арбатскими переулками к особнячку, где в квартире его подружки лежала похищенная картина, «наружка» потеряла их из виду. И вновь обнаружила только через час, когда они уже вместе возвращались с картиной к машине «немца», в которой тот якобы оставил деньги. На улице Метростроевской сотрудники КГБ провели захват. Волкова с коробкой в руках, в которой лежала похищенная картина, задержали, а Краснову, как и предполагалось по плану, дали улизнуть в неразберихе. Правда, когда Волкова под конвоем везли в КГБ, он увидел застрявший «Мерседес» Краснова и понял, что продавца ему подставили.

Холст в печке


На допросе Волков поведал, что всегда мечтал поступить в Суриковское художественное училище. Но не смог этого сделать из-за судимости. Тогда он решил приобрести фальшивый диплом о высшем образовании, который ему пообещал устроить за тысячу рублей коллекционер Валерий Алексеев. Денег у Волкова не было. Тогда они договорились, что горе-реставратор украдет из музея картину.

Спустя несколько месяцев после кражи Волков пришел к Алексееву за дипломом. Но тот лишь развел руками. Тогда Волков забрал «Святого Луку» и попытался продать картину с рук, на чем и попался. Правда, Алексеев все детали этой истории отрицал, и предъявить ему было нечего.

22 февраля 1966 года Волков был приговорен за кражу картины к 10 годам лишения свободы. Кроме того, суд постановил взыскать с него 901 рубль за реставрацию полотна, которое приглашенный эксперт оценил в 120 тысяч рублей.

Несмотря на существенные повреждения, после 2,5 года кропотливой работы реставраторам удалось вернуть «Святому Луке» почти первозданный вид. Реставратор Волков и коллекционер Алексеев хранили ее просто по-варварски. Мало того что старинное полотно голландского художника держали свернутым в трубку, отчего его внешний слой покрылся трещинами, так его еще и запихнули за печь в деревянном доме. В результате холст сильно рассохся. Специалисты даже говорили, что восстановить его невозможно. Но реставратор Степан Чураков опроверг мнение скептиков и спас картину для потомков. После реставрации «Святой Лука» был отправлен на свое законное место в Одессу.

Олег ВЕРНИКОВ


РОМАНТИКА НА ЭКРАНЕ


о мотивам этой истории в 1970 году в СССР был снят фильм «Возвращение „Святого Луки"». Но сценаристы превратили вора в рецидивиста, которого нанял подпольный советский антиквар, в свою очередь, получивший заказ от западного артдилера в Москве. Раскрыл киношную кражу не КГБ, а полковник милиции Зорин, детально вникнувший в подпольный художественный мир в Москве. Фильм получился довольно удачным для того времени, и про полковника Зорина сняли еще несколько кинолент.





Вернуться в «История исскуств»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя