Мадам Тюссо и её восковые фигуры

Невероятные истории шедевров, как материальных, так и духовных
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Мадам Тюссо и её восковые фигуры

#1 Сообщение zagadki-istorii » 06 май 2017, 15:20

Ее называют женщиной, оживившей историю. Основанный ею музей известен во всем мире, уже более 150 лет его посещение является частью королевского ритуала принятия почетных гостей. Эта женщина блистала при дворе и чудом избежала смертной казни. Ее семейная жизнь не удалась. Чтобы спасти свое дело, ей пришлось эмигрировать из родной страны. Но ни одно культурное заведение Лондона не пользуется такой популярностью, как знаменитый Музей мадам Тюссо.

Свадебные платья в двух экземплярах


Подсчитано, что со времени основания музей посетили более 500 миллионов человек. Кроме основного здания в центральной части Лондона он имеет 20 филиалов - в Амстердаме, Берлине, Гонконге, Шанхае, Нью-Йорке, Вашингтоне и других городах. Многие выставленные там фигуры изготовлены по одним формам и повторяют друг друга, но при этом каждый филиал имеет свою изюминку (к примеру, в Лос-Анджелесе представлено гораздо больше звезд мирового кино, а в Вашингтоне посетители могут познакомиться с целым рядом американских президентов).

Общая стоимость музея и его филиалов составляет примерно два миллиарда долларов, количество восковых фигур в них - более тысячи.

Ежедневно с раннего утра в музеях трудятся специалисты: парикмахеры, костюмеры, визажисты. Ведь посетителям разрешено подходить к фигурам, трогать их, фотографироваться с ними. Поэтому восковым скульптурам нужно регулярно по-
правлять прически, делать макияж и даже при необходимости менять одежду - в специальной гардеробной хранятся дубликаты их костюмов.

Кстати, быть представленным в салоне мадам Тюссо настолько престижно, что знаменитости охотно отдают для двойников свои наряды, а свадебные платья английских королев и принцесс уже давно шьются в двух экземплярах.

Новые фигуры


Ежегодно Музей мадам Тюссо пополняется примерно 20 новыми фигурами. Какой именно персонаж займет место в экспозиции, определяет специальная комиссия из 12 человек.

После того как решение принято и от данной знаменитости получено согласие, начинается работа над новой фигурой. Проводятся многочисленные замеры, делается не менее сотни фотографий. Затем выбирается поза создаваемой фигуры и создается ее металлический каркас. Далее скульптура лепится из глины. Сверху на нее накладывают гипс, после его снятия получаются формы, куда надо заливать расплавленный воск. Когда воск застынет, гипс убирают - и целая команда специалистов создает точную копию известного человека, добиваясь идеальной схожести. Для прически используются настоящие волосы, надо закрепить их не менее 100 тысяч штук. К глазным яблокам прикрепляют кровеносные сосуды, сделанные из шелковых нитей. Работа над новым экспонатом занимает не менее месяца, а стоимость каждой фигуры составляет около 50 тысяч долларов.

Комната ужасов


Комната ужасов в музее мадам Тюссо
Музей мадам Тюссо в Лондоне разделен на несколько тематических залов. Самый большой из них называется «Мировая арена». Здесь находятся фигуры известных деятелей разного времени: короли, писатели, президенты (кстати, среди них есть и Владимир Путин). В зале «Ночь премьеры» представлены певцы и актеры, ставшие кумирами миллионов (к примеру, Арнольд Шварценеггер в образе Терминатора).

Одной из главных достопримечательностей музея является Комната ужасов. Согласно легенде, однажды мадам прочла в газете статью об убийстве, и у нее возник замысел создать экспозицию, воспроизводящую самые известные преступления. Для создания атмосферы страха рядом с восковыми фигурами находятся загримированные актеры, которые могут вдруг закричать или схватить посетителя за руку.

Но многим туристам нравятся такие острые ощущения, они даже изъявляют желание остаться в Комнате ужасов на ночь. Эта услуга предусмотрена, ее стоимость составляет 100 фунтов.

Около входа гостей музея встречает восковая копия самой мадам Тюссо, которую она сделала на 81-м году жизни. Небольшого роста старушка одета в скромное черное платье. Мадам сознательно не стала изображать себя молодой и красивой - ей хотелось показаться такой, какой она стала, добившись славы и богатства.

А как начинался жизненный путь этой женщины? В отличие от музея, который знают все, биография самой мадам известна далеко не каждому.

Из семьи потомственных палачей


Анна Мария, урожденная Гросхольц, появилась на свет в 1761 году в Страсбурге. Ее отец происходил из семьи потомственных палачей. Правда, он не стал продолжать традицию, а был офицером и погиб во время Семилетней войны (1756-1763 годы) за два месяца до рождения дочери. Матери было трудно воспитывать детей одной, и она переехала в Берн к своему родственнику доктору Филиппу Вильгельму Куртиусу, который предложил женщине место экономки.

Доктор имел необычное увлечение - он на заказ создавал скульптуры из воска. Его клиентами были мелкие буржуа, у которых не хватало денег увековечить себя в бронзе или мраморе.

Под руководством доктора Анна Мария, которую, впрочем, все звали просто Мари, научилась работать с восковыми фигурами. К 16 годам она вела все финансовые дела Куртиуса. Примерно в это же время доктор принял решение оставить врачебную практику, обосноваться в Париже и открыть там мастерскую по изготовлению восковых фигур. Чуть позже Мари и ее мать переехали к нему.

Именно Мари направила деятельность Куртиуса в принципиально новое русло. Однажды в мастерскую пришел человек и предложил деньги за возможность посмотреть готовые работы. У девушки родилась идея: нужно лепить скульптуры известных личностей и показывать их за плату. Доктор согласился - и в Париже появился «Салон Куртиуса», где люди могли увидеть восковые фигуры известных политиков, литераторов, а также короля и людей из его окружения.

Несколько работ для этого салона были сделаны руками Мари - в частности, Вольтер и Жан-Жак Руссо.

Волосы с мертвых голов


В 1778 году «Салон Куртиуса» посетил Людовик XVI, пожелавший осмотреть свою восковую копию. Двойник так понравился монарху, что он подарил для фигуры собственный мундир и несколько орденов. Куртиус представил королю Мари, назвав ее своей талантливой помощницей. И Людовик XVI пригласил девушку в Версаль, чтобы она обучала лепке сестру монарха.

Более 10 лет Мари жила при французском дворе. Она приобрела необходимые знакомства и связи, но главное - с ее подачи у аристократов стало считаться престижным иметь дома свою восковую копию. Таким образом и Куртиус, и сама Мари были обеспечены работой и деньгами.

Все изменилось в 1789 году, когда началась Великая французская революция. Мари арестовали. Как особу, приближенную к монарху, приговорили к смерти на гильотине. Но в последний момент приговор отменили - революционеры решили, что для истории необходимо сделать посмертные маски казненных Людовика XVI и его супруги Марии Антуанетты, а других специалистов-скульпторов рядом не оказалось.

Казни проходили одна за другой, и Мари пришлось самой искать головы короля и королевы среди разлагающихся останков.

Куртиус и Мари продолжили свое дело. Теперь вместо вельмож и богачей в «Салоне Куртиуса» демонстрировались депутаты Конвента, самой знаменитой стала фигура Максимилиана Робеспьера. Волос для изготовления восковый копий не хватало, и хрупкая женщина, получив разрешение, ходила в тюремные подвалы и срезала их с мертвых голов.

33 года странствий


В 1794 году Филипп Куртиус скончался, по его завещанию Мари стала владелицей салона и мастерской. А через год женщина вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Брак не принес супругам счастья: они прожили вместе почти восемь лет, в семье родились двое сыновей, но все эти годы Франсуа пропивал и проигрывал в карты все, что зарабатывала Мари.

В 1802 году мадам Тюссо по секрету сообщили неприятную новость: французское правительство приняло решение национализировать частные коллекции, провозгласив, что искусство должно принадлежать народу. Не дожидаясь, пока восковые фигуры перейдут в собственность государства, Мари вместе с коллекцией и сыновьями на корабле отравилась в Англию. Муж не пожелал сопровождать супругу и остался на родине, их брак распался.

В Англии коллекция, в которой тогда было чуть более 120 восковых фигур, вызвала настоящий ажиотаж. В экспозиции появились персонажи, любимые местными зрителями, - Ричард Львиное Сердце, Мария Стюарт, Оливер Кромвель, Вальтер Скотт, Джордж Байрон. Тогда же мадам Тюссо придумала, как сделать коллекцию еще более привлекательной: вместо одиночных фигур в ней появились сюжетные композиции, которые очень нравились посетителям.

Долгих 33 года восковые скульптуры путешествовали по разным городам страны, только в 1835 году сыновья уговорили мать сделать постоянный музей на Бейкер-стрит в Лондоне (на той же улице писатель Артур Конан Дойл «поселил» своих героев Шерлока Холмса и доктора Ватсона).

След в истории


Мадам Тюссо скончалась в 1850 году, но ее дело продолжили сыновья и внуки. Правда, в 1884 году аренда здания на престижной Бейкер-стрит оказалась владельцам не по карману, и музей переехал на Мэрилебон-роуд, где находится и сейчас. Не все в его истории было гладко. В 1925 году в салоне случился большой пожар, а в 1940-м в здание попала немецкая бомба. Но благодаря сохранившимся формам большинство скульптур в обоих случаях удалось восстановить.

Сейчас Музей мадам Тюссо и его филиалы, безусловно, являются частью всемирного культурного наследия, радуя многочисленных туристов и принося своим владельцам стабильный доход. Маленькая хрупкая женщина лишний раз доказала всему миру, что талант и трудолюбие помогут оставить свой след в истории.

Анастасия БАБАНОВСКАЯ





Вернуться в «История исскуств»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя