Непотопляемый «Адмирал Ушаков»

Невероятные истории шедевров, как материальных, так и духовных
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Непотопляемый «Адмирал Ушаков»

#1 Сообщение zagadki-istorii » 05 ноя 2018, 22:27

В военные и первые послевоенные годы в СССР по понятным причинам любили снимать фильмы о великих русских военачальниках. А флотоводец Федор Ушаков и вовсе удостоился кинодилогии - «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы».

Опальные флотоводцы


Несмотря на то что орден Ушакова был учрежден в 1944 году как высшая флотская офицерская награда, в партийном руководстве отношение к этому флотоводцу оставалось сложным. Да, не проиграл ни одного сражения. Но в отличие от Суворова и Кутузова знаменитый адмирал с самодержцами никаких проблем не имел, да к тому же еще слыл крайне набожным человеком. Это делало Ушакова сомнительной фигурой, не шибко пригодной для увековечивания в советском кинематографе с его обязательной идеологической накачкой.

К счастью, идею фильма о Федоре Федоровиче было кому лоббировать. Герой Советского Союза, вице-адмирал Николай Кузнецов лично пробивал проект при поддержке коллег-орденоносцев. Хотя Кузнецов и сам в послевоенные годы попал в опалу и сильно рисковал усугубить подобной инициативой свое положение.

Чтобы лишний раз не раздражать Кремль, сценарий писался под плотным контролем сверху. Неудобные факты биографии Ушакова попросту замалчивались. Деяния флотоводца не перевирались, но их отображение и толкование мягко корректировались в духе марксистско-ленинской идеологии.

Режиссером решили позвать любимца властей, пятикратного лауреата Сталинской премии Михаила Ромма («Ленин в Октябре»). Все это положительно сказалось на судьбе фильма, но явный курс на парадность и плакатность обеспечил «Адмиралу Ушакову» (вышел в апреле 1953 года) и его продолжению «Корабли штурмуют бастионы» (вышло в октябре 1953 года) ряд характерных исторических неточностей и ошибок.

На Чёрном море


Действие первой части разворачивается с 1780 по 1792 год - от назначения Ушакова (Иван Переверзев) на Черноморский флот до баталии при Калиакрии и достройки Севастопольского порта. Уже в начале картины зрителя ожидает ляп: главный герой отказывается от придворной карьеры и должности капитана императорской яхты - и едет на верфи в Херсон. Авторы ленты «забыли», что между этими событиями Ушаков два года крейсировал на корабле «Виктор» на Средиземном море в рамках политики вооруженного нейтралитета.

На юге он встречает Потемкина (Борис Ливанов). У того нет левого глаза, в то время как историки утверждают, что Светлейший лишился правого. Также Ушаков знакомится с капитаном Дмитрием Сенявиным (Геннадий Юдин) и сразу проникается к нему неприязнью. В самом деле, вспыльчивые капитаны не очень ладили, но поначалу были во вполне сносных отношениях. Эти отношения по-настоящему испортились лишь в 1791 году.

Тем временем Османская империя объявляет России войну. Это делает султан Абдул-Хамид I (Вадим Васильев), он же потом пожинает плоды поражения. Проблема в том, что до финала боевых действий правитель Блистательной Порты не дотянул, умерев в 1789 году. Вместо него должен был подсчитывать потери и убытки следующий султан - Селим III.

К слову, Абдул-Хамид I, чьи капитаны терпят одно поражение за другим, в кадре укоряет своих советников в том, что они клялись: скорее, мол, небо упадет на землю и Дунай потечет вспять, чем их флот разгромят. Вообще-то эту историческую фразу про небо и Дунай выдал начальник крепости Измаил в ответ на ультиматум Суворова перед штурмом.

Любопытно, что Ушаков в фильме постоянно воюет на борту 66-пушечного «Святого Павла». Но в действительности уже в Керченском сражении (1790) его флагманом стал 84-пушечный линейный корабль «Рождество Христово».

Герой должен быть один


В советском художественном фильме "Адмирал Ушаков" содержится довольно много исторических ляпов и несоответствий
Конечно, Федор Федорович - герой, однако раздражают попытки создателей ленты лишний раз превознести Ушакова, принизив заслуги его соратников. Так, командующий Черноморским флотом Марко Войнович (Николай Чистяков) изображен пожилым и безынициативным служакой. В реальности этот храбрый серб был на пять лет моложе Ушакова и рьяно бил врага при любой представившейся возможности.

Например, в сражении при Фидониси (1788) корабль Войновича «Преображение Господне» выиграл неравный бой с двумя турецкими кораблями. На экране же данный эпизод подан так, будто османов колошматил один Ушаков с авангардом, а боязливый Войнович только молился за своего удалого подчиненного.

Грубо авторы дилогии обошлись и с адмиралом Мордвиновым (Николай Свободин). Николай Семенович показан стариком и почему-то назван Мордовцевым. А ведь он был даже моложе Войновича. Ляп же с фамилией совершенно необъясним - с учетом того, что каждая страница сценария тщательно вычитывалась.

Забавно вышло с визитом Екатерины II (Ольга Жизнева) в Крым в 1787 году. Царица горделиво выступает на фоне хорошо узнаваемой двойной колоннады Воронцовского дворца, который будет построен только в XIX веке и к тому же не в Крыму, а в Одессе. Которую самодержице еще предстоит основать через 7 лет.

Заставляет недоуменно поднять бровь излишне бравурная интерпретация победы у мыса Калиакрия (1791). В кадре нам показывают полный и решительный разгром турецкого флота с целой кучей пылающих и потопленных фрегатов - этакая жирная точка в четырехлетней войне. В действительности победа свелась к тому, что османские капитаны, получив трепку, просто бежали под натиском русской эскадры. И бежали они так быстро, что не потеряли ни одного судна. К тому времени все флотоводцы султана уже хорошо понимали, что кампания проиграна, и пытались сберечь оставшиеся корабли.

На исходе века


Вторая серия - «Корабли штурмуют бастионы» описывает события, произошедшие с 1798 по 1811 год. Основное внимание уделено Средиземноморскому походу Ушакова против Франции.

Первое, что бросается в глаза - форма русских моряков. Они по-прежнему одеты в серо-белые мундиры екатерининской эпохи, хотя Павел I (Павел Павленко) поменял их на зеленые. Монарх тоже хорош: носит Мальтийский крест и титул великого магистра Мальтийского ордена за полгода до того, как получил и то, и другое.

Противник Павла I - Наполеон (Валерий Пекарев) - предстает на экране стандартно чернявым и кареглазым, хотя он, имел темно-русые волосы и синие глаза. А адмирал Нельсон (Иван Соловьев) стереотипно носит повязку на глазу. Хотя на самом деле он ею не пользовался, потому как глаз не терял, а лишь повредил. Кстати, в фильме утверждается, что Нельсон увиделся с Ушаковым в Неаполе. Ничего подобного: встреча двух великих флотоводцев случилась в Палермо.

Кульминацией картины становится взятие Корфу. Киношники умудрились сделать эту славную страницу военной истории еще славнее. В действительности штурм растянулся на двое суток: в первый день был захвачен остров Видо, во второй - укрепления крепости. Экранный же Ушаков управился менее чем за день.

Увы, несмотря на блестящие действия на Средиземноморье, герой не стяжал лавров и попал в опалу.

Так утверждается у Ромма, но это подтасовка фактов. Павел I произвел флотоводца в адмиралы и наградил бриллиантовыми знаками ордена Святого Александра Невского. А севший на престол Александр I вовсе не был настроен к Федору Федоровичу негативно и отправил его в отставку лишь в 1807 году.

Как бы ни хотели создатели ленты изобразить Ушакова жертвой самодержавия, в кадре мы видим только того, кем он остался в истории - великого героя-флотоводца.

Александр ЧЕКУЛАЕВ





Вернуться в «История исскуств»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей