Женское лицо войны

Невероятные истории шедевров, как материальных, так и духовных
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Женское лицо войны

#1 Сообщение zagadki-istorii » 05 дек 2018, 21:46

Отечественный кинематограф не пропустил круглую дату - столетие с начала Первой мировой войны. Режиссер Дмитрий Месхиев снял фильм «Батальонъ» про боевой отряд русских женщин-волонтеров.

Бегство с третьего этажа

Уже название фильма вводит в заблуждение. «Ъ» на конце намекает, что оно написано по правилам дореволюционной орфографии, но это совершенно не так. По-дореформенному кино должно было бы именоваться «Баталюнъ».

Вступительный титр утверждает, что А.Ф. Керенский (Марат Башаров) возглавлял Временное правительство уже весной 1917 года. Ничего подобного! Он был весьма популярен в народе в тот короткий период времени, но данный пост достался ему только в июле.

Далее. Власти отдают «доброволкам» под штаб-квартиру и казармы Инженерный замок. Проблема в том,что «бочкарёвский» батальон никогда там не находился. Во дворце располагался 1-й Петроградский женский батальон под командованием штабс-капитана лейб-гвардии Кексгольмского полка Лоскова - совсем другое соединение. А те героини, о которых идет речь в картине, квартировали в Коломенской женской гимназии на Торговой улице (ныне улица Союза Печатников).

Что бы там ни думали авторы фильма, батальону не вручали боевое знамя перед Инженерным замком. Просто потому, что эта церемония прошла 21 июня на площади перед Исаакиевским собором.

К слову, вряд ли барышни могли, как показано на экране, бегать на свидание, вылезая ночью в окно. Дело в том, что казарма находилась на третьем этаже, а в старых зданиях это высоко. Убились бы девчонки.

И очень неправдоподобно выглядит сцена, в которой батальон по стойке смирно стоит вечер, ночь и утро перед Генштабом. Мировой рекорд неподвижного стояния - 18 часов 6 минут. Теперь представьте несколько десятков дам, без всяких признаков усталости изображающих статуи часов этак десять кряду.

Внеплановая беременность

Фильм "Батальонъ" про боевой дух русских женщин-волонтёров

Мария Аронова самоотверженно играет командира батальона Марию Бочкареву, но, честно говоря, не подходит на роль по возрасту. Она дама за сорок, а ее прототипу в 1917-м не было и тридцати. Любопытно, что в кадре героиня носит свои боевые награды на левой стороне груди, а на всех фото Бочкаревой видно, что ее медали на френче выстроены в линейку посередине.

Все остальные «доброволки» в фильме - вымышленные персонажи. Дочь генерала Наталья Татищева (Мария Кожевникова), правда, существовала на самом деле. Только в год падения монархии ей уже стукнуло 47 лет, и даже при всем желании она не могла записаться в отряд - брали лишь женщин до сорока.

Сомнительным выглядит момент, где Татищеву увольняют из батальона из-за внезапно вскрывшегося факта ее беременности. Ведь все дамы проходили медосмотр, одной из задач которого как раз был отсев легкомысленных патриоток, находившихся «в положении».

Потом Кожевникова призналась, что эпизод пришлось вставить, когда она узнала, что ждет ребенка. Режиссер решил не менять актрису, а доснять сцены с нею после родов. Но это исключало участие Марии в боевых сценах, которые нельзя было перенести, и авторы фильма изменили сценарий, выведя из магистрального сюжета одну из основных героинь.

Если говорить об исторических личностях, то стоит отметить проблему с гардеробом генерал-майора Половцова (Дмитрий Шевченко). У Месхиева он носит шинель и френч. Между тем известно, что Петр Александрович имел обыкновение пребывать на службе в мундире горского образца с газырями, ибо ранее был начальником штаба Кавказской туземной конной дивизии.

А когда генерал выглядывает из окон Генштаба, он видит Зимний - бирюзовый, как в наше время. Хотя в Петрограде той поры дворец был покрашен в кирпично-красный цвет.

Холодное лето 17-го

У киношников вечно выходит так, что летнюю натуру им подавай зимой, а сугробы - летом. Не минула сия участь и «Батальонъ». Кино снимали с августа по апрель, а события в нем происходят с мая по июль - нарочно не придумаешь!

Именно поэтому персонажи постоянно ходят в шинелях, а кадры с зеленью можно пересчитать по пальцам. Доходит до абсурда: боевое крещение подопечных Бочкаревой состоялось в июле, но на пленку его писали в середине осени. И вот начинается «летний» бой, а камера бесстрастно фиксирует усохшую траву, голые ветви и октябрьскую распутицу. И наши, и немцы одеты тепло. Оно и понятно - по холодной грязи в гимнастерке много не наползаешь.

Когда дело доходит до войны, создатели ленты, ранее привиравшие по мелочи, начинают нести отсебятину активнее, чтобы до предела «мелодраматизировать» действие. Женский батальон у них выдерживает под Сморгонью газовую атаку, чего не было. Да, немцы применяли в тех местах отравляющие вещества, но вообще-то годом ранее, в июле 1916-го. К тому же враги с удивительной меткостью сажают газовые мины точно в наши траншеи, что на самом деле невозможно, так как громоздкие газометы не отличались кучностью попаданий.

Потом мы видим, какой большой кровью оборачивается первое сражение «доброволок». А ведь потери тогда они понесли довольно умеренные: 2 убитых, 2 пропавших без вести, 33 раненых. По-настоящему серьезная убыль в их рядах произошла позже, когда женщины попали под артобстрел, но как раз этого зрителям и не покажут.

Зато покажут совершенно нулевую подготовку волонтерок. Дамы манерно бросают гранаты на два-три метра вперед, падают от малейшего тычка и картинно торчат под огнем, чтобы красиво и без всякого толку пасть под градом пуль.

Драка с мужем

Крайне неправдоподобно выглядит эпизод, в котором Бочкарева встречает на фронте давно брошенного ею мужа Афанасия, что приводит к драке. Вся эта «мыльная» надрывная сцена - полный вымысел. Мария знала, что ее запойный супруг где-то воюет, однако свидеться в окопах им было не суждено. Она в самом деле однажды наткнулась на Афанасия. Правда, уже в 1919 году в Томске - и безо всяких эксцессов: прохладно поговорили и разошлись. Отметим, что пресловутый муж выглядит значительно старше своего реального возраста. Афанасию в ту пору было около 35 лет, а на экране ему хорошо под пятьдесят.

Самый глупый момент: Бочкарева устраивает атаку в сумерках и велит зажечь позади наступающих большой огонь, чтобы ее «бабоньки» даже не помышляли о бегстве в тыл. Абсурд ситуации в том, что на фоне языков пламени нападавшие стали прекрасно видны немецким пулеметчикам. И в чем смысл ночной атаки?

Бесконечно нелепо выглядит финальная сцена, в которой отважные «доброволки» готовятся принять смерть под натиском превосходящих сил противника, но устыдившиеся своего эгоизма мужчины в последний момент приходят им на помощь. Причем офицерам удается увлечь за собой в атаку не желающих более сражаться солдат с помощью оригинального агитационного приема - они срывают свои погоны, разжаловав себя в рядовые. Мощно.

В реальности мужики, увидев успешное женское наступление, без энтузиазма, но и без особых понуканий поддержали его. Вот только, наткнувшись в окопах противника на запасы еды и шнапса, полностью утеряли интерес к развитию успеха. И прибрав все ценное, отступили на исходные позиции. Так что батальону Бочкаревой также пришлось отступить, забыв про героический пафос.

В заключение скажем: если бы Месхиев действительно хотел снять крепкий военно-исторический фильм, то при своем безусловном таланте и имевшихся у него ресурсах наверняка смог бы это сделать. Но он предпочел снять надрывную коммерческую мелодраму. А жаль.

Александр ЧЕКУЛАЕВ





Вернуться в «История исскуств»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей