«Любовь и голуби» хотели запретить

Невероятные истории шедевров, как материальных, так и духовных
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

«Любовь и голуби» хотели запретить

#1 Сообщение zagadki-istorii » 07 фев 2019, 20:40

Фильм «Любовь и голуби» вышел на советский экран в 1984 году. Сегодня цитаты из него знакомы любому россиянину. Даже сейчас этот фильм режиссера Владимира Меньшова, в отличие от многих других картин, снятых в СССР, смотрится смешно, живо и вполне современно.

В 1981 году режиссер Владимир Меньшов получил премию «Оскар» за свой фильм «Москва слезам не верит» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Но эта победа на престижном международном конкурсе нисколько не смягчила суровых советских чиновников от кинематографа.

Со сцены - на экран

В том же 1981 драматург Владимир Гуркин написал пьесу «Любовь и голуби», которую принял к постановке московский театр «Современник». На этот спектакль пришел как-то Владимир Меньшов. И был совершенно потрясен увиденным: «Не так уж часто это со мной такое случается в театре, но я смеялся и плакал».

Владимир Гуркин был уроженцем Иркутской области. Образы персонажей он списал со своих соседей по родному городку Черемхово. Даже фамилию позаимствовал у соседей.

Образы Надюхи и Василия Гуркин «срисовал» со своих родителей, дядю Митю - с деда, бабу Шуру - с родной сестры своей бабушки. Да и похожий сюжет произошел где-то по соседству.

Меньшов буквально заболел пьесой Гуркина. По его просьбе Владимир Павлович написал сценарий к фильму. И началась работа над картиной.

Никогда не жили в деревне

Фильм «Любовь и голуби» в СССР хотели запретить и вырезали из него почти все сцены с алкоголем
Кастинг проходил не совсем просто: Меньшова мучили сомнения. Он сразу пришел в восторг от актрисы «Современника» Нины Дорошиной, которая на сцене театра исполнила роль Надюхи (забегая вперед, скажем: эту роль Дорошина играла в течение двух десятилетий - и до, и после съемок в картине). Но режиссер и тут не был уверен: столь ли органично будет артистка смотреться в кадре? На роль Надюхи попробовали красавицу Любовь Полищук, чей комический талант не скрылся от взгляда Меньшова. Но остановился он все-таки на Дорошиной. Кстати, ни Дорошина, ни Полищук никогда не жили в деревне...

Гурченко также не сразу стала Раисой Захаровной. Эту роль предлагали Татьяне Дорониной, но эта артистка всегда чувствовала себя звездой и красавицей. Она посчитала ниже своего достоинства исполнение роли идиотичной и эксцентричной соблазнительницы. Свою жену Веру Алентову честный и объективный Меньшов отверг.

На роль Василия также пробовались разные артисты, в том числе Юрский, которому чуть позже досталась роль дяди Мити. Александр Фатюшин, сыгравший хоккеиста Сережу в картине «Москва слезам не верит», был претендентом на роль Васи Кузякина. Он сильно обиделся на Меньшова за то, что тот остановил свой выбор на Александре Михайлове. Но после просмотра фильма Фатюшин нашел в себе мужество признать правоту режиссера.

Сергей Юрский со своей супругой Натальей Теняковой должны были сыграть пожилую супружескую пару - бабу Шуру и дядю Митю. Притом что Теняковой тогда было всего 40 лет - в то время как Дорошина, бывшая на 10 лет старше, играла именно сорокалетнюю женщину. Но грим решил проблему, состарив Наталью Максимовну лет на тридцать.

Вообще, сельчан в картине играли исключительно коренные городские жители. Для придания им деревенского вида пришлось серьезно поработать не только гримерам, но и костюмерам. «По сусекам» отыскали старую, ношеную, немодную одежду. Актеров нарядили в костюмы на два-три размера больше, которая висела на них, как на вешалках. А в случае с Натальей Теняковой пришлось ей под одежду даже напихать ваты.

Ручных голубей достать оказалось непросто. В итоге их пришлось «выписать» из Москвы - вместе с дрессировщиком.

Выбор натуры

Зрителей восхитила природа, в «декорациях» которой проходит действие фильма. Но поиск натуры оказался чрезвычайно трудной задачей. Он буквально измучил съемочную группу: по замыслу автора, действие пьесы происходит в Сибири. Но ничего путного в родной для Гуркина Иркутской области не нашли. Стали искать нужное место в европейской части СССР.

Вот как об этом рассказывал Владимир Меньшов: «Мне хотелось холмов каких-то, пригорков... И в Медвежьегорск мы поехали просто потому, что в его названии был "-горск" - может, там гора какая-нибудь есть? Ничего приличного с ходу не нашли. И вдруг, проезжая по улице, которая шла вниз, к реке... Мы спустились и увидели этот дворик. Уже потом договорились с хозяевами, замостили все деревом, как в Сибири.

И речушка эта внизу... Позже, в Москве, когда стали отсматривать материал, меня спрашивали: "Где вы нашли такую шикарную натуру?!"»

Хозяевам дома на память от съемочной группы остались голубятня и летняя кухня. В 2011 году все это хозяйство сгорело. На месте дома теперь красуется новый коттедж.

Только одна серия!

Большие проблемы возникли и со съемками на море. Их проводили в Батуми - на Черноморском побережье. Первая трудность была с комической сценой, когда герой Александра Михайлова открывает дверь и с порога прыгает прямо в море. Через несколько секунд он - уже раздетый - должен был появиться на поверхности воды.

Для этого артиста участники съемочной группы раздевали под водой - с дикой скоростью. Подводное раздевание чуть не стоило актеру жизни: его случайно едва не задушили галстуком.

Еще хуже пришлось Людмиле Гурченко, которая играла Раису Захаровну, разлучницу Васи и Надюхи. Людмила Марковна терпеть не могла холодную воду, а съемки проходили уже осенью. Температура моря была пятнадцать градусов. Отдыхающих, принимавших морские ванны, изображали участники съемочной группы. Но дольше всех в купальнике перед камерой мелькала именно Гурченко. Под конец съемок этой сцены сердце режиссера дрогнуло: Меньшов разделся и сам прыгнул в воду. Она буквально обожгла его.

Но самое ужасное случилось после окончания съемок: худсовет разгромил картину в пух и прах. Можно предположить, что коллегам-кинематографистам не давала покоя статуэтка «Оскара», которую за фильм «Москва слезам не верит» получил Меньшов.

Материала наснимали на две серии. А от режиссера мало того что потребовали сделать одну, так еще и не разрешили монтировать. Претензии к картине, озвученные режиссером Александром Зархи, звучали так: «Картина производит впечатление какой-то нечистоплотности крестьянского быта и оставляет ощущение перебора и безвкусицы. Меньшову явно изменило чувство элементарного вкуса. То, что в театре в актерском исполнении могло существовать, в кино превратилось в пошлость... Товарищи в Госкино посмотрели картину и посчитали, что если пьянство из картины убрать, то все будет в порядке. Пьянство сейчас трагедия народа, а не смешное поведение. Поэтому относиться к нему так легко нельзя».

Его поддержал также режиссер Сергей Соловьев: «Мне глубоко чуждо то, что делает Меньшов... Мне кажется, Гурченко - самый сомнительный элемент в этой картине, ее слишком тут много».

Но когда убрали «пьянство», от картины почти ничего не осталось. Да и без монологов Гурченко об экстрасенсах фильм утратил свои остроту и блеск. Пришлось монтаж вернуть Меньшову, но условие - только одна серия - оставили неизменным. К сожалению, вырезанный из картины материал «смыли» и его сохранить не удалось.

Ольга СОКОЛОВСКАЯ




Всесоюзный триумф


Премьера фильма «Любовь и голуби» состоялась в январе 1985 года. В первый год проката картину посмотрели 44 миллиона зрителей. В городе Черемхове Иркутской области, откуда родом сценарист картины Владимир Гуркин, установили памятник Васе и Наде Кузякиным - главным героям фильма.





Вернуться в «История исскуств»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 15 гостей