Предвидение маршала Бернадота

Политика и военные действия неразрывно связааны
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Предвидение маршала Бернадота

#1 Сообщение zagadki-istorii » 01 ноя 2018, 23:17

Великая французская революция ввергла Европу в череду войн и вознесла к вершинам славы Наполеона Бонапарта. Но его звезда сияла недолго - после русского похода начался закат созданной грозным корсиканцем империи. Одним из первых это предвидел талантливый наполеоновский маршал, а впоследствии шведский король Жан-Батист Бернадот.

Анри Бернадот из городка По был известным на всю Гасконь адвокатом и в суде мог разнести в пух и прах даже парижских юристов. Да вот беда: его земляки были, как правило, бедны и платили «мало или совсем ничего». Так что заветная мечта о приобретении дворянства так и осталась неосуществленной.

Чернильная душа


Бернадоту-старшему оставалось лишь надеяться, что в привилегированный класс смогут попасть его дети. Особенно большие надежды подавал младший сын - Жан-Батист, родившийся в 1763 году.

К 17 годам он был неплохо образован и успешно помогал отцу в судах.

Тому было уже 79 лет, так что многие дела сын вел практически в одиночку. Старый Анри, обсуждая с коллегами новости, часто хвалился за стаканчиком вина: «Он всем задаст жару. Настоящая чернильная душа!» (так в шутку называли юристов). Но официально адвокат во Франции мог практиковать самостоятельно только с 23 лет.

Увы, пойти по стопам отца Бернадоту-младшему было не суждено. В 1780 году он осиротел. Можно было наняться писцом или помощником к нотариусу, но Жан-Батист был слишком горд. А потому предпочел записаться рядовым в Беарнский пехотный полк. Однако в армии сделать карьеру тоже было непросто: офицерские места были до революции намертво забронированы за дворянами. В 1788 году Бернадот все еще был сержантом, хотя прекрасно фехтовал, разбирался во многих тонкостях военной науки лучше своих командиров и был образованнее многих полковников.

В 1791 году Бернадот получил первый офицерский чин. Через два года он уже стал бригадным генералом, о способностях которого много говорили. В 1797 году впервые пересеклись пути Бернадота и Наполеона. Внешне они отнеслись друг к другу с симпатией. На самом деле Наполеону коллега показался слишком надутым и кичливым, а Бернадот посчитал корсиканца выскочкой. Кстати, Бонапарт долго пребывал в полной уверенности, что его визави по происхождению старинный аристократ.

Черная кошка


Маршал Жан-Батист-Бернадот, будущий король Швеции и его жена Дезире Клари
Несмотря на впечатляющие успехи Наполеона в Итальянской кампании, Бернадот долгое время считался более перспективным военачальником. Ему даже поручили важную дипломатическую миссию в Вене. Вернувшись, он неожиданно сделал предложение своей старой знакомой Дезире Клари, дочери богатого промышленника из Марселя.

В свое время за Дезире ухаживал сам Наполеон. По слухам, они даже были обручены, но затем планы Бонапарта поменялись - он предпочел жениться на вдове аристократа, Жозефине Богарне. Бернадота в свое время познакомил с Дезире брат Наполеона Жозеф, женатый на ее старшей сестре. Он же был инициатором возобновления знакомства молодых людей в 1798 году.

Жозеф Бонапарт полагал, что поступает «как лучше», устраивая брак брошенной братом невесты с перспективным генералом. Но реакция Наполеона была резкой. Он узнал о свадьбе Бернадота, будучи во главе Египетской экспедиции, и пришел в ярость. Трудно сказать, с чего вдруг будущего императора обуяла ревность к им же самим оставленной женщине, но об этой вспышке гнева узнал Бернадот. Так между двумя генералами впервые пробежала черная кошка.

К моменту возвращения Наполеона из Египта Бернадот уже был военным министром, так что свою неприязнь корсиканец вынужден был держать при себе. Хотя, как говорили, и не переставал пенять Жозефу за его свояка.

Во время ноябрьского переворота 1799 года Бернадот от заговорщиков дистанцировался и даже после провозглашения консульства Наполеона его не поддержал. Правда, ничего не сделал и для защиты Директории. Соответственно, и назначения в дальнейшем Бернадот получал скромные. Занимал пост государственного советника, командовал подавлением очагов монархического мятежа в Вандее.

В 1804 году Бернадот без промедления выказал лояльность Наполеону после его коронации и в награду был назначен маршалом Франции. В последующих войнах он неизменно отличался не только на поле боя, но и при планировании крупных операций. Более того, кругозор Бернадота был куда шире, чем у обычного бравого рубаки. Где бы ему ни доводилось быть наместником, население всегда оставалось довольно переменой режима.

Это неизменно вызывало раздражение Наполеона. Уж слишком независимым и талантливым выглядел его маршал. Он не просто не советовался с императором, но иногда прямо пренебрегал его советами. Тем не менее, Бонапарт в 1806 году сделал его князем Понтекорво.

С глаз долой


С самого начала своего консульства Наполеон получал на Бернадота кучу доносов. Вокруг того все время вертелись бывшие якобинцы, хотя прямых доказательств его неблагонадежности не было. Тем не менее между императором и его маршалом нарастало напряжение.

Совершенно неожиданно в конце 1809 года Бернадот получил письмо из Швеции от своего старого знакомого - полковника Мернера. Тот интересовался, как князь Понтекорво отнесется к предложению избрать его наследником престола этой страны. Из младших сыновей гасконского адвоката в кронпринцы - о такой карьере не мечтал даже д'Артаньян, получивший маршальский жезл перед самой смертью. Но Бернадот не стал пороть горячку.

Он ответил, что спрашивать об этом нужно его императора. А затем дождался, пока представители риксдага снесутся с Наполеоном и получат его согласие. Бонапарт раздумывал довольно долго. Он не горел желанием отпускать своего самого толкового маршала. С другой стороны, императора все время терзали сомнения в благонадежности Бернадота и раздражала его самостоятельность.

В конце концов Наполеон решил, что так можно будет взять под контроль Швецию, присоединив ее к континентальной блокаде. В 1810 году он уволил Бернадота от службы, и тот выехал в Швецию - как говорится, с глаз долой. 21 августа риксдаг избрал бывшего юриста кронпринцем под именем Карла Юхана XIV, а 5 ноября его усыновил король Карл XIII.

Зачем же понадобилось звать в наследники престола постороннего человека в обход представителей собственной династии Ваза? Карл XIII был на троне фигурой случайной. Его предшественник, Густав IV Ваза, был низложен риксдагом под давлением дворянства.

Причиной послужили стремление восстановить самодержавие и проигранная Русско-шведская война (1808-1809).

При этом Карла считали фигурой временной и проходной: ему уже стукнул 61 год, он был бездетен и впал в старческое слабоумие. Но по закону королю требовался наследник. Приглашая на эту роль Бернадота, шведские аристократы, во-первых, хотели угодить Наполеону и сблизиться с Францией. Во-вторых, они не желали связываться с влиятельными царствующими домами.

К тому же еще со времен кампании 1806 года Бернадот был очень популярен в Швеции. Тогда после разгрома прусской армии под Любеком он взял в плен большой отряд шведов под командованием полковника Мернера (около 1000 солдат). Всех их Бернадот приказал отпустить домой. Наполеону он написал, что не желал возбуждать в шведах желания вести активные боевые действия. Гуманный поступок маршала снова вызвал гнев Наполеона.

Навязчивая идея


Бернадоту в Швеции на первых порах пришлось непросто. Условием мира с Россией была не только уступка всей Финляндии и Аландских островов, но и вступление в континентальную блокаду. Таким образом рушилась доктрина, неизменная во внешней политике Швеции на протяжении последних 200 лет.

Главными врагами весь этот период выступали Дания и Россия. Противостояние с последней было для династии Ваза навязчивой идеей. Со времен Северной войны шведы трижды пытались взять у России реванш, но всякий раз теряли позиции. В 1809 году они наконец утратили всю Финляндию.

Более того, Швеция вообще оказалась на грани исчезновения: Наполеон ясно давал понять Александру I, что не будет возражать против аннексии Россией всей страны целиком, а все оттого, что Густав IV возомнил себя карающим орудием в руках Божьих, призванным положить конец тирании Бонапарта. А поскольку после Тильзитского мира (1807) Петербург и Париж стали союзниками, то Густав IV решил повоевать еще и с Россией. В итоге лишь смена правящей династии спасла Швецию от уничтожения.

Не лишенный талантов военачальника и администратора, уважаемый военными и дворянами, Бернадот не растерялся. Профранцузская партия была в восторге. Проанглийская (антирусская) тоже не роптала: всем было понятно, что рано или поздно Наполеон снова схлестнется с Александром I. А вот тогда... тогда можно будет под шумок вернуть утраченные владения.

Но Бернадот, ставший регентом, а фактически правителем Швеции, переиграл и тех и других. Искусно лавируя между разными группами в риксдаге, он смог постепенно выйти из-под влияния французской внешней политики. Одним Бернадот доказывал, что континентальная блокада наносит вред экономике, другим внушал, что новая война с Россией погубит страну.

Своя игра


Перед вторжением Наполеона в Россию Бернадот совершил шаг, казавшийся в тот момент самоубийственным. Он порвал отношения с Францией, вышел из континентальной блокады и заключил с Россией ряд взаимовыгодных договоров. С помощью английских дипломатов Бернадот преодолел сопротивление серьезной оппозиции в риксдаге, мечтавшей отвоевать Финляндию.

Даже британцы удивлялись уверенности, с которой регент Швеции гнет свою линию. Однако Бернадот был твердо уверен: на этот раз военная авантюра Наполеона завершится крахом. Бонапарт к предательству своего бывшего маршала отнесся неожиданно спокойно. Он нанес визит Дезире, остававшейся в Париже, и пообещал «не быть слишком суровым с ее супругом». Бонапарт пока еще мог себе позволить великодушие. Неподконтрольными Франции оставались всего три страны в Европе: Англия, Россия и Швеция.

Но Бернадот прекрасно знал наполеоновскую армию изнутри. Он понимал, что ни один маршал в подметки не годится своему императору, что все и везде Бонапарт должен делать сам, или дело будет провалено. Шведский регент не верил, что Россию (с которой сталкивался под Аустерлицем, Фридландом и в ряде других сражений) возможно победить быстро, тем более без личного руководства императора.

Значит, французская армия во главе с Наполеоном увязнет в продолжительной войне, а тем временем империя начнет разваливаться. Французская военная машина уже начала давать сбои в Испании и Португалии - там маршалы никак не могли справиться с партизанами и Британским экспедиционным корпусом. А уж насколько непрочной будет наполеоновская держава в отсутствие Бонапарта, Бернадот знал наверняка.

Не зря же он был в разное время наместником в Ганновере, Дании, в ганзейских городах. Бернадот знал всех правителей (и их способности), расставленных Наполеоном в Европе, знал о том, что даже во Франции далеко не все готовы умереть за императора. И тем более нетрудно было предсказать, что пруссаки и австрийцы с радостью ударят Бонапарту в спину, как только представится возможность.

Тщательно взвесив все это, Бернадот решился сыграть в свою игру. Он понял, что после неминуемого крушения Наполеона всех его ставленников в Европе ждет жесткая зачистка. И сохранить нечаянно приобретенный престол можно, лишь безоговорочно и искренне предав Бонапарта.

Основатель династии


Война 1812 года показала, что Бернадот в своих расчетах не ошибся ни на йоту. Жалкие остатки Великой армии убрались обратно за Неман, при этом почти половина из уцелевших 60 000 солдат были австрийцами и пруссаками. Наполеон, правда, к весне 1813 года смог мобилизовать большую армию, но восполнить потери в артиллерии и кавалерии был не в силах.

С января 1813 года русская армия начала освобождение прусских территорий. Уже 28 февраля Пруссия стала союзницей Петербурга, выставив 150-тысячную армию. Однако весной Наполеон продолжал одерживать победы, хотя и не мог удержать территорию. В июне император подписал роковое для себя перемирие.

Паузу в военных действиях Наполеон хотел использовать для сбора резервов, но гораздо лучше распорядились отсрочкой его враги. 22 июня в антифранцузскую коалицию вступила Швеция, чуть позже - Австрия. Англия пообещала оплатить огромные военные расходы союзников. Бернадот при этом еще и умудрился выторговать для Швеции ценное приобретение на случай успеха предприятия. Союзники обещали ему отнять у Дании (поддерживавшей Наполеона) Норвегию и отдать ее шведам. Это позволило Бернадоту заставить своих подданных забыть о Финляндии в частности и о войнах с Россией вообще.

В Европе уже намечались первые признаки промышленной революции, и Норвегия с ее запасами природных ресурсов становилась более ценным призом, чем аграрная Финляндия. Разумеется, Россия дала гарантии сохранения власти после войны и Бернадоту лично.

Шведскому кронпринцу доверили командование Северной армией. В нее входило до 30 000 шведов, около 80 000 русских и 40 000 пруссаков. Основной задачей было блокирование датской армии и осада крепостей в Северной Германии.

Пришлось Бернадоту повоевать и со своими бывшими соотечественниками. Он сыграл не последнюю роль в Битве народов под Лейпцигом, ставшей переломным моментом в войне, а также разбил маршала Нея при Денневице, что помешало Наполеону занять Берлин.

После Лейпцига Бернадот отправился со шведскими корпусами блокировать Данию, которую и принудил к капитуляции в январе 1814 года. Швеции досталась Норвегия, а бывший маршал мог больше не беспокоиться за свое положение.

На послевоенных конгрессах вопрос о шведском престоле не поднимался. То, что Бернадот был всего лишь кронпринцем, играло ему на руку (он стал королем в 1818 году после смерти Карла XIII). Он спокойно правил до самой кончины, последовавшей в 1844 году, после чего на трон взошел сын Бернадота и Дезире - Оскар I.

Даже несмотря на то, что француз так и не выучил шведского языка, он оставался одним из самых популярных правителей. Династия Бернадотов занимает шведский престол и поныне, а страна придерживается политики полного нейтралитета, заложенной бывшим маршалом, предавшим своего императора. Что ж, вовремя предать - иногда значит не предать, а предвидеть.

Борис ШАРОВ





Вернуться в «Война и политика»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость