Крылатый «фриц» утопил «рим»

Всё о войнах и военных конфликтах
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Крылатый «фриц» утопил «рим»

#1 Сообщение zagadki-istorii » 11 янв 2017, 12:19

Итальянский линкор с гордым именем «Рома» («Рим») за свою годичную с небольшим службу не отличился бранными подвигами. Однако свой след в военной истории он все же оставил - как первый корабль, ставший жертвой управляемой бомбы.

Поскольку новую Римскую империю дуче предполагал создавать вокруг Средиземного моря, особое внимание он уделял военно-морскому флоту. В 1933 году были заложены два однотипных линкора «Литторио» (позже переименованы в «Италию» и «Витторио Венето»). Когда ситуация в мире накалилась, последовала отмашка продолжить эту серию еще двумя линкорами - «Рома» и «Имперо». «Имперо», как и саму задуманную Муссолини империю, так и не доделали. А вот «Рома» сошел со стапелей 9 июня 1940 года, ровно за день до того, как Италия вступила во Вторую мировую войну, обрушившись на уже разбитую Гитлером Францию. Однако от спуска на воду до ввода в строй прошло еще два года, заполненных внесением различных корректировок.

Флагман итальянского флота


Английский флот сражался с итальянским, причем по качественным и количественным показателям лидерство оставалось за британцами.

В августе 1942 года «Рома» прибыл в Таранто, где вместе с «Италией» и «Витторио Венето» отражал авианалеты союзников. Лишь в декабре все три линкора совершили относительно длинный вояж вдоль Апеннинского полуострова из Таранто в Специю, где присоединись к главным силам флота. «Рома» даже стал флагманом, хотя продолжал выполнять функции плавучей батареи.

Трижды он подвергся налетам американской авиации, предпоследний из которых (5 июня 1943 года) едва не закончился гибелью линкора. Судно быстро отремонтировали, но в ночь с 23 на 24 июня в «Рома» попали еще две бомбы, повредившие палубу и орудийную башню. Линкор пришлось увести на ремонт в Геную. Спустя месяц с небольшим он вернулся в Специю, чтобы стать жертвой не англичан или американцев, а бывших союзников немцев.

«Дрессированные» авиабомбы


Честь отправить итальянский флагман на дно выпала управляемой бомбе Фриц-Х (FX-1400), которая может считаться первым в мире управляемым боеприпасом, запущенным в серийное производство.

До этого корабли топились тремя способами - артиллерийским огнем вражеских кораблей, авиационными бомбами и торпедами, выпускаемыми как с других кораблей, так и с самолетов. Общим было то, что после пуска снаряд бомба или торпеда двигались по изначально заданной территории.

В 1938 году инженер Макс Крамер предложил принципиально новую схему, при которой авиабомба оснащалась установленным в хвостовой части радиоприемником. На самолете-носителе, в свою очередь, устанавливался радиопередатчик, предназначенный для корректировки движения сброшенного на вражеский корабль боеприпаса.

При этом бомба должна была сбрасываться с большой высоты и на значительном расстоянии от цели, что снижало риск, которому подвергался самолет. За пять лет проект приобрел реальные очертания.

Бомба, прозванная «Фрицем», сбрасывалась на расстоянии примерно в 5 километров от цели с высоты от 4,5 до 6,5 километра. В течение примерно 40 секунд она планировала по направлению к жертве, и в этот промежуток времени оператор с помощью радиосигналов мог корректировать ее движение в пределах 500 метров по дальности и 350 метров по направлению. Таким образом, успех атаки по-прежнему зависел от точности прицеливания, но и возможность исправления курса была довольно значительной.

Испытывать управляемые бомбы немцы решили в глубоком тылу на территории своего итальянского союзника. Осенью 1942 года на учебном полигоне Фоджа было сформировано 21-е учебно-испытательное командование, располагавшее эскадрильей «дорнье-217» из 100-й бомбардировочной эскадры. Подготовка англо-американцев к высадке в Италии дала немцам возможность испробовать новый вид оружия в деле.

25 и 27 августа 1943 года с помощью управляемых авиабомб были повреждены канадский эсминец и три британских шлюпа.

6 сентября англо-американские войска начали высадку у Салерно. Здесь «фрицы» собрали обильную жатву, главным образом среди транспортников. Однако на ходе операции это не отразилось, за что следует сказать отдельное «спасибо» американским истребителям «Лайтнинг», перехватывавшим германские бомбардировщики до выхода к точке атаки. К тому же сами бомбы оказались слишком тяжелыми: угодив в корабль классом меньше тяжелого крейсера, они пробивали его насквозь и взрывались в воде, что, как правило, было неприятно, но не смертельно.

Между тем, 8 сентября командующий расположенной в Специи эскадрой адмирал Карло Бергамини получил приказ вывести свои три линкора, три крейсера и восемь эсминцев в море, якобы для противодействия флоту англо-американцев.

И в этот же день новое итальянское правительство официально объявило о перемирии с союзниками.

Гибель линкора


Линкор «Рома» был первой жертвой управляемой бомбы
Запутавшись в политической ситуации, Бергамини не очень спешил, но в 3:00 9 сентября эскадра вышла из порта. Под утро он получил приказ двигаться на Мальту к союзникам, присоединив по дороге еще три крейсера, выдвинувшиеся из Генуи.

Если бы Бергамини вышел чуть раньше и сразу получил приказ идти к Мальте, не кружа без толку между Специей и Сардинией, путешествие прошло бы благополучно. Однако немцы были готовы к тому, что итальянцы переметнутся на сторону неприятеля, и сыграли на упреждение.

С аэродромов Истр и Ним-Гарон на юге Франции вылетели две группы «дорнье» из 10 и 11 самолетов соответственно.

В 15:37 первая группа «дорнье» обрушила на итальянцев радиоуправляемые авиабомбы, продемонстрировав, что теперь они враги, а не союзники.

Корабли начали маневрировать, но с появлением второй группы охота превратилась в бойню. В 15:52 один из «фрицев» угодил в борт «Италии», повредив главные башенные артиллерийские установки.

Спустя пять минут еще один «фриц» попал в «Рома», в палубу полубака по правому борту, пробил переборки насквозь и взорвался в воде прямо под корпусом. Хлынувшая в пробоину вода затопила три машинных отделения и одну из электростанций, что привело к замыканию кабелей и возгораниям электрооборудования.

Скорость линкора резко снизилась, и он выкатился из строя. Окончательно добила его вторая бомба, которая упала почти туда же, куда и первая, но под другим углом, и взорвалась в носовом машинном отделении. Начавшийся пожар привел к детонации находившихся рядом артиллерийских погребов. Вслед за оглушительным взрывом вверх взметнулся столб пламени, сорвавший артиллерийскую башню. Затем прогремело еще несколько взрывов, корпус линкора переломился, и, накренившись на правый борт, «Рома» ушел под воду.

Спасением занялись крейсер «Аттилио Реголо» и три эсминца. По официальным данным, из 1849 человек экипажа 1253 погибли, хотя не исключено, что жертв было еще больше, поскольку многие офицеры могли взять с собой семьи. Смертоносную атаку провел майор Бернгард Йопе, назначенный на следующий день командиром 2-й авиационной дивизии.

Сменивший погибшего на «Роме» Бергамини адмирал да Запа взывал в радиоэфире, требуя от союзников авиационного прикрытия. Но англо-американцы были поглощены высадкой в Салерно. Тем не менее оставшиеся итальянские корабли смогли добраться до Мальты.

Широко использовать новинку у немцев не получилось из-за того, что в условиях превосходства союзников самолеты-носители зачастую не могли выйти к точкам атаки. Да и наладить полноценное производство «фрицев» и более эффективных фугасок Hs 293 в условиях тотальных бомбардировок Германии было нереально.

В общем, управляемые авиабомбы так и не стали для Третьего рейха пресловутым «чудо-оружием». Но в военную науку они внесли свой вклад.

Олег ПОКРОВСКИЙ





Вернуться в «Военная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя