Защитники блокадного неба

Всё о войнах и военных конфликтах
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Защитники блокадного неба

#1 Сообщение zagadki-istorii » 23 янв 2017, 11:56

Рассматривая старые фотографии знаменитых летчиков истребительного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) Матвея Ефимова, Александра Мясникова, Георгия Костылева и Игоря Каберова, невольно вспоминаешь детали их жизни. Военные подвиги этих людей невозможно осмыслить, не зная всех деталей и перипетий их службы.

В начале войны немецкая авиация господствовала в небе Страны Советов, и наши летчики вступали в неравный бой с врагом, имеющим численное превосходство, и при этом нередко выходили из него победителями. В задачу летчиков-истребителей КБФ входили патрулирование воздушного пространства над Ленинградом и Дорогой жизни, сопровождение бомбардировщиков.

Матвей Андреевич Ефимов


Герой Советского Союза, Гвардии капитан М.А. Ефимов, ставит перед лётным составом боевую задачу. (В центре Каберов А.И.)
С начала войны он защищал небо на подступах к Ленинграду. Был командиром звена, парторгом, комиссаром эскадрильи. Когда в начале войны формировалась группа истребителей по прикрытию бомбардировщиков, которые должны были бомбить Берлин, Ефимов первым подал рапорт. Матвей Андреевич обладал редкой трудоспособностью. Летая больше, чем другие, он успевал подготовить собрание, лекцию или доклад, провести беседу с летчиками и техниками. А в часы досуга он был остроумным, веселым человеком, который мог спеть, сплясать, рассказать товарищам что-нибудь для поднятия духа.

За время боевых действий не погиб ни один из его ведомых, Ефимов всегда строго следил за ходом сражения и в сложной ситуации спешил на помощь. В бою он личным примером помогал неопытным летчикам бить врага. С легкостью мог подстрелить вражеский самолет и отдать его потом на растерзание новичку-ведомому. «Добивай, чего смотришь? Смелей, я прикрою!» Ефимов сделал 352 боевых вылета, провел 91 воздушный бой, сбил 25 самолетов врага, не получив ни одного ранения, не потеряв ни одной машины. У гитлеровцев на него было даже заведено «дело №1». Матвей Андреевич был непобедимым воздушным бойцом, но трагический случай оборвал его жизнь.

7 января 1943 года экипаж бомбардировщика Ил-4, который ночью вылетал три раза бомбить аэродромы противника, должен был перебросить с аэродрома в Борках (Ленинградская область) группу летчиков на тыловую базу. Возглавлять группу вызвался Ефимов. На базе надо было получить новые истребители для полка. Усталость или разговор с одним из напросившихся на борт пилотов, которому срочно надо было лететь в Ташкент, где после смерти жены осталась его дочь, привели к тому, что пилот бомбардировщика после посадки забыл поставить триммер руля высоты во взлетное положение и начал разбег. Самолет резко взвился в небо, на стометровой высоте потерял скорость, опрокинулся носом вниз, сделал полвитка штопора и, ударившись о землю, развалился на части и загорелся.

Матвей Ефимов был удостоен звания Героя Советского Союза, награжден двумя орденами Красного Знамени и двумя орденами Ленина. В его честь названа улица в Санкт-Петербурге. Похоронен Ефимов на городском кладбище Кронштадта.

Александр Федорович Мясников


С августа 1941 года летчик принимал участие в боях за Ленинград. Был командиром звена и эскадрильи. Будучи опытным истребителем, а боевую деятельность Александр Федорович начал еще в финскую кампанию, он не раз, рискуя жизнью, выручал товарищей. «До чего же хороший, душевный человек!» - писал о нем в своих мемуарах Игорь Каберов.

23 сентября 1941 года Мясников вместе с Костылевым и Каберовым отбивали воздушные атаки немцев на линкор «Марат».

11 сентября 1942 года, сопровождая бомбардировщик Пе-2, который имел задание бомбить левый берег Невы, занятый врагами, восемь наших «харрикейнов», которые англичане поставляли в качестве союзной помощи, вступили в неравный бой с 12 «мессершмитами». Пе-2 выполнил задание, но нашим истребителям никак не удавалось оторваться от преследователей. Все же три самолета врага были сбиты. Для подкрепления немцы прислали еще шестерку истребителей. Последние оттеснили Мясникова с Каберовым от основной группы, и им пришлось драться с шестью «мессерами». На подмогу со стороны Ленинграда вылетела группа «яков», увидев которые, немцы быстро ретировались. Каберов, опережая Мясникова, стал благодарить по радио «яков», но их рация была настроена на другую волну, и они его не слышали. Приняв наши «харрикейны» за вражеские, два «яка» пошли в атаку. Ведущий дал очередь по машине Мясникова, она вспыхнула и стала падать. Летчик катапультироваться не смог. Так погиб майор Александр Мясников. Игорь Каберов, делая вид, что подбит, ввел самолет в штопор, тем самым перехитрив «яков», ушел от погони и остался жив.

- Не стрелять же по своим, - говорил он позже.

Майор Александр Федорович Мясников совершил 315 боевых вылетов, участвовал в 70 воздушных боях, сбил 18 машин противника. Был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

Сегодня на одном из домов поселка Невская Дубровка, стоящем на улице, названной его именем, висит мемориальная доска, посвященная защитнику ленинградского неба - Александру Федоровичу Мясникову.

Георгий Дмитриевич Костылев


Этот летчик пережил войну, но судьба ему досталась не из легких. Костылев был мастером пилотажа, сослуживцы сравнивали его манеру пилотирования с пением знаменитых оперных певцов.

Первый свой боевой вылет Костылев совершил 29 июня 1941 года с аэродрома в Клопицах под Ленинградом, там же и начал счет своим воздушным победам.

23 сентября 1941 года Костылев отбивал воздушные атаки немцев на линкор «Марат» в Кронштадте. 22 октября 1941-го как командир эскадрильи принимал участие в разгроме немецкого десанта на острове Сухо.

В феврале 1943 года после инцидента с майором-интендантом в блокированном Ленинграде Костылев был разжалован в рядовые и лишен наград. А в апреле 1943-го его допустили к полетам и после очередной победы назначили командиром звена. В 1944 году Костылеву присвоили звание майора и вернули все награды.

Однополчанин и ведомый Костылева Игорь Каберов в своей книге «В прицеле - свастика» трогательно называл его Егорушкой. В бою важны поддержка и взаимовыручка партнера, и на эти качества мог рассчитывать каждый, кто шел в бой с Костылевым. Он мог с легкостью прижать вражеский самолет к земле и отдать его на растерзание ведомому. Это был его стиль.

С 1944 года Георгий Дмитриевич был назначен инспектором ВВС КБФ истребительной авиации. Вылет на боевые задания ему был запрещен, но Костылев неоднократно этот запрет нарушал. Одержанные в таких вылетах победы он записывал на счет коллег.

По официальным данным, за время войны гвардии майор Георгий Костылев выполнил 418 боевых вылетов, участвовал в 112 воздушных боях, уничтожил лично 11 самолетов противника и 35 в составе группы. Он удостоен звания Героя Советского Союза, награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени и медалями.

Умер Георгий Дмитриевич 30 ноября 1960 года и похоронен по завещанию на мемориальном кладбище в Мартышкино Ленинградской области. В 1965 году в его родном городе Ломоносове (бывший Ораниенбаум) улицу Пионерскую назвали его именем.

Игорь Александрович Каберов


Игорь Каберов прошел всю войну и написал интересную книгу «В прицеле - свастика».

С детства Игорь мечтал стать летчиком, но маленький рост (1,54 метра), плоскостопие и диспропорции каждый раз его подводили на медкомиссии. Однажды Игорю пришлось даже пойти на хитрость. Он смочил ступню водой так, что на полу оставался правильный отпечаток, и прошелся по пыльному полу. Трюк сработал, но на влажную ногу налипло столько грязи, что врач посоветовал ему почаще мыть ноги. Игорь был убежден, что эти недостатки не могут помешать ему летать, и в конце концов добился своего.

С июня 1941 года он воевал в ленинградском небе. Первую воздушную победу одержал 4 августа 1941 года. Как-то, отражая атаку немецких бомбардировщиков, идущих бомбить Ленинград, Игорь Александрович впервые ощутил неудобство от своей миниатюрности. Необходимо было перезарядить пулемет, но длины руки не хватало, чтобы достать до нужного рычага в И-16. Конечно, в итоге у летчика это получилось, но стоило немалых усилий.

Много экстренных ситуаций выпало на долю Каберова, и изо всех он мастерски находил выход. Был случай, когда во время боя открылся моторный капот его истребителя и, накрыв почти всю кабину, перекрыл пилоту видимость. Прикрываемый друзьями, Каберов сумел выйти из боя и посадить машину почти вслепую.

23 сентября 1941 года в звене Георгия Костылева во время отражения воздушных вражеских атак на линкор «Марат» у Каберова вывалилась стойка шасси. Ему было приказано возвращаться на аэродром, но пилот не мог бросить своих товарищей и с вывалившейся стойкой вступил в тяжелый бой. А по радио кричали:

- Да убери же ты стойку-то!.. У кого «нога» выпала?.. Уберите!

В этом бою Игорь Каберов сбил один J-87.

В полку Игорь Александрович был редактором «боевого листка», писал стихи, виртуозно играл на баяне.

По окончании войны Игорь Александрович продолжил служить в авиации. В 1960 году он ушел в запас. Работал на заводе, был начальником новгородского аэропорта и депутатом горсовета. В 1989 году Каберов стал почетным гражданином Великого Новгорода. Его именем названа одна из улиц этого города.

Игорь Каберов совершил 476 боевых вылетов, провел 92 воздушных боя, сбил лично девять и в группе 18 самолетов противника. Каберов удостоен звания Героя Советского Союза, награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды и медалями.

Евгений ИСАКОВИЧ





Вернуться в «Военная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя