Огненный армагеддон

Всё о войнах и военных конфликтах
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Огненный армагеддон

#1 Сообщение zagadki-istorii » 29 янв 2017, 19:12

Уничтожение баскского городка Герника вошло в список самых известных преступлений фашистов. Но, помимо политической и нравственной составляющих, имелся в этой трагедии и чисто военный момент: впервые миру продемонстрировали, что авиаудар может означать тотальное уничтожение.

Война в ее «джентльменской форме» ограничена определенными правилами, зафиксированными международными договорами. Одно из правил гласит, что мирное население, а также объекты гражданской инфраструктуры не должны подвергаться целенаправленным атакам со стороны вооруженных сил неприятельской державы.

Рецепты генерала Дуэ


XX век уравнял гражданское население с регулярной армией. Ведь то же население, пусть даже мирное, в той или иной степени работает на военную мощь страны, например, выращивая хлеб или изготавливая боеприпасы. Точно так же любые гражданские объекты можно считать военными, поскольку армия передвигается по дорогам и частенько квартирует в домах местных жителей.

Правда, до начала XX века наносить удары по еще не захваченной у врага территории можно было только диверсионными группами. Но с появлением авиации ситуация изменилась. В 1909 году еще не построили аэроплан, способный пролететь хотя бы один километр, а офицер итальянского Генштаба Джулио Дуэ (1869-1930 гг.) уже рассуждал о новом роде войск, который будет громить глубокие тылы неприятеля.

В 1911 году в Триполитании (современная Ливия) итальянские самолеты впервые сбрасывали бомбы не только на солдат неприятеля, но и на арабские населенные пункты.

С началом Первой мировой войны Дуэ ратовал за ускоренное развитие авиации и был столь настойчив, что раздраженное начальство отдало его под суд за нарушение субординации. После войны его оправдали как человека, «пожертвовавшего для блага родины своими личными интересами и узами дисциплины».

Дуэ стал директором авиации и в 1921 году выпустил книгу «Господство в воздухе». Главный ее посыл: войну можно выиграть силами одной авиации, бомбя вражескую территорию жестко и методично. Увидеть воплощение своих замыслов в жизнь Дуэ не успел. Но у него остались последователи.

«Какие рыдания и стенания!»


Улицы Генрики после налёта немецких бомбардировщиков
В июле 1936 года в Испании объединившиеся вокруг генерала Франко армейские части выступили против республиканского правительства. В помощь мятежникам Гитлер прислал авиационный легион «Кондор», укомплектованный бомбардировщиками «юнкерс» Ju-52 и истребителями «мессершмидт» Bf-109. С обслуживающим персоналом и батареями ПВО численность легиона достигала 5 тысяч. Командовал им генерал Хуго Шперле, а начальником штаба был Вольфрам фон Рихтгофен (кузен знаменитого аса Первой мировой Манфреда фон Рихтгофена).

Республиканцам приходилось в основном обороняться. Наряду с центральной Испанией (вокруг Мадрида) и Каталонией (еще одним их анклавом) была страна басков (Баскония) на северо-западе Пиренейского полуострова. Правда, республиканцы здесь были специфические: в основном ревностные католики (что сближало их с франкистами). Но стремление к автономии заставило их, по словам главы местного правительства, в конфликте Христа и Ленина принять сторону Ленина.

Фюрера интересовала железная руда страны басков, ранее поставлявшаяся в Великобританию, и он с удовольствием согласился предоставить легион «Кондор» для операции по захвату столицы края Бильбао. И напротив, СССР, поставлявший республиканцам летчиков и самолеты, почти не интересовался регионом, в котором коммунисты не играли серьезной политической роли.

Когда в апреле 1937 года франкисты начали наступление на Бильбао, Рихтгофен имел не менее 200 германских самолетов, не считая переданных под его командование испанских и итальянских союзников. У басков же было всего пять (!) самолетов.

Методично утюжа местность, «Кондор» срывал попытки республиканцев закрепиться на каком-нибудь рубеже. Так что пехотным частям мятежников оставалось лишь зачищать территорию. Существование гражданского населения при бомбардировках в расчет не принималось.

Показать мастер-класс тотальной воздушной войны решили на городке Герника, считавшемся чем-то вроде культурного центра края. Во всяком случае, именно в Гернике находилось легендарное дерево басков, или, точнее, потомок древнего дерева, вокруг которого проходили народные собрания, и представители власти приносили клятвы блюсти права и вольности края.

Помимо 3,7 тысячи жителей, здесь разместились подразделения республиканской армии - например, католический батальон, в котором служил капелланом отец Франциско (Айта Пачу). Из трех городских фабрик на одной выпускались боеприпасы, так что она относилась к военным объектам. Уничтожение моста близ города должно было затруднить снабжение защитников, а значит, тоже оправдывалось стратегическими соображениями.

Но пилоты «Кондора» вовсе не собирались наносить точечные удары. Расчет делался на бомбежку по площадям с уничтожением не только солдат-республиканцев, но и всех, кто находится в Гернике. Смысл заключался в том, чтобы преподать урок Бильбао и вообще сломить волю басков к сопротивлению.

Расчет на максимальное количество жертв подтверждается и назначением налета на понедельник - традиционно этот день был рыночным, и хотя формально действовал режим военного положения, толпы людей шли в Гернику для того, чтобы что-то продать или купить.

Бомбежка началась 26 апреля в 16:30 и продолжалась практически без перерыва до 18:45. Из-за отсутствия республиканской авиации истребители Ме-109 также сбрасывали бомбы и расстреливали метавшихся по улицам людей из пулеметов.

Слово отцу Франциско: «Какие страдания! Мы не знали, куда бежать. В руках у меня был крест, я молился по четкам с каждым и всем отправлял заключительные обряды. Какие рыдания и стенания! Мы хотели выбраться в поля, но как? Впереди и сзади, слева и справа, повсюду следуя за нами, кружили самолеты».

Рихтгофен в своем дневнике говорит о запланированном массированном налете, но подробностей самой операции избегает, понимая, что совершил военное преступление. Вероятно, большинство людей в Гернике погибли не от бомб, а от вызванных ими пожаров. Количество жертв сторонники Франко определяют в 120 человек, в самой Басконии цифру доводят до трех сотен и, по всей вероятности, она ближе к реальности. Выгорело три четверти города.

Мировая общественность осуждает


Своих целей фашисты достигли. Через два дня они вошли в Гернику, а вскоре пришел и черед Бильбао. Баскония перестала быть оплотом республики.

В пропагандистском плане результаты были не столь однозначными. Британский журналист Джордж Стир стал очевидцем трагедии и его телеграмму из Герники напечатали в «Таймсе» и «Нью-Йорк таймсе». «Мощный парк самолетов непрерывно сбрасывали на город бомбы, вес которых достигал 454 килограммов, а также алюминиевые зажигательные снаряды весом в двадцать фунтов. По подсчетам, их количество составило более 3000... Когда сегодня в 2 часа ночи я побывал в городе, он представлял ужасное зрелище. Огонь охватил его от края до края. На расстоянии десяти миль можно было видеть, как пламя отражается в клубах дыма над горами. Всю ночь продолжалось обрушение домов, пока, наконец, улицы не превратились в длинные ряды непроходимых руин... По форме исполнения и масштабу причиненных разрушений.... налет авиации на Гернику не имеет аналогов в военной истории. Герника не была во-
енным объектом... По-видимому, целью бомбардировки была деморализация гражданского населения и разрушение колыбели баскского народа...»

Министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден призвал к международному расследованию трагедии. Совет Лиги Наций в Женеве принял единогласную резолюцию, осуждающую воздушные налеты и призывающую к выводу из Испании всех иностранных сил. Однако на ход войны ни мировые протесты, ни подобные инициативы никак не повлияли. Победа осталась за фашистами.

Потом будут Варшава, Белград, Сталинград, Ковентри. Со временем выпустившие джина тотальной воздушной войны немцы тоже познали все ее ужасы. Количество жертв при бомбардировке Дрездена по некоторым данным достигало 200 тысяч. С появлением атомного оружия список городов, принесенных на алтарь воздушной войны, пополнился Хиросимой и Нагасаки. И хотя от применения ядерных бомб, к счастью, пока отказались, ближе к нашим дням можно вспомнить Югославию, Ирак, Ливию... В общем, история продолжается.

Михаил ДМИТРИЕВ




«Это сделали вы!»


В 1940 году к нарисовавшему знаменитую картину «Герника» Пабло Пикассо пришли парни из гестапо. «Это сделали вы?» - показали они ему репродукцию. «Нет, это сделали вы!» - поправил Пикассо.





Вернуться в «Военная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей