Операция «Меркурий»

Всё о войнах и военных конфликтах
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Операция «Меркурий»

#1 Сообщение zagadki-istorii » 07 мар 2016, 11:49

Захват в мае 1941 года немцами Крита стал единственной в мировой истории стратегической операцией, успешный исход которой был решен воздушно-десантными войсками. Однако потери победителей были таковы, что одержанную победу, скорее, следовало оценить как пиррову.

Во время вторжений в Данию, Норвегию, Бельгию и Голландию группы немецких парашютистов захватывали важные в политическом и военном отношении пункты противника, удерживая их до подхода основных сил вторжения. Но их действия все же носили вспомогательный характер. Однако создателю германских ВДВ Курту Штуденту, разумеется, хотелось большего. И весной 1941 года он дождался своего звездного часа.

Гладко было на бумаге...


Решение «спустить его с поводка» было вполне объяснимо. После разгрома Югославии и оккупации Греции остатки греческой армии и сильно потрепанных на Балканах войск Британской империи были эвакуированы, но часть из них задержалась на греческом острове Крит.

От ближайшей британской базы в Мерса-Матрухе (Египет) Крит находился на расстоянии 500 километров, в то время как расстояние до ближайшего германского аэродрома в материковой Греции было вчетверо меньшим. Такую «занозу» следовало выковырять, тем более что господство над островом позволяло контролировать всю северо-восточную часть Средиземного моря.

Германское командование было далеко от иллюзий насчет перспектив морского десанта, поскольку собственного флота в Средиземноморье у немцев не имелось, а их союзникам итальянцам британские моряки уже не раз устраивали достаточно серьезные трепки. Оставалось использовать парашютный десант, обеспечив максимальную его поддержку авиацией.

Роковую роль при планировании операции, названной в честь античного бога «Меркурий», сыграла недооценка противника. По данным абвера, на острове находились всего около 5 тысяч британских и греческих военнослужащих, хотя в реальности численность английских, австралийских и новозеландских соединений достигала 30 тысяч, к которым следовало добавить еще около 10 тысяч греков.

Исходя из таких данных, Штудент планировал захватить Крит силами 7-й парашютной и 5-й горнострелковой дивизий общей численностью 22 750 человек, которых пришлось бы вводить в бой «малыми дозами». Около 10 тысяч должны были десантироваться на парашютах и еще 750 человек - с планеров, чтобы захватить вражеские аэродромы и обеспечить посадку транспортников с 5-тысячным подкреплением. Еще 7 тысяч рискнули подвезти морем.

Три четверти атаковавших в первом эшелоне десантников имели на вооружении карабины Mauser98k, которые при прыжках с парашютом были травмоопасны. Поэтому карабины сбрасывали в контейнерах, до которых, оказавшись на земле, парашютистам еще предстояло добраться, отбиваясь с помощью гранат и пистолетов. Только каждый четвертый был вооружен пистолетом-пулеметом М38 или М40, расставаться с которыми на время прыжка не требовалось. Большие надежды возлагались также на сбрасывавшиеся с помощью тройных парашютов 75-мм безоткатные орудия LG40.

Промахи немцев могли привести к полной катастрофе, если бы британцы не составили им достойную конкуренцию.

Благодаря перехваченным вражеским радиограммам командующий гарнизоном Крита генерал-майор Бернард Фрейберг знал, что немцы готовят десант, но из-за нюансов перевода решил, что речь идет о десанте морском, а не воздушном. Из 85 орудий около половины были захвачены у итальянцев и не имели подходящих боеприпасов, а единственная зенитная батарея оказалась раздергана между аэродромами в Малеме и Ханье. Из девяти танков «Матильда» пять по причине поломок использовались в качестве неподвижных ДОТов.

Но, пожалуй, главная ошибка британцев заключалась в недооценке германской авиации. С 10 по 18 мая 1941 года в ходе бомбардировок было потоплено восемь судов, а также нанесены такие потери базировавшейся на Крите британской авиации, что уцелевшие семь самолетов англичане от греха подальше отозвали в Египет.

Зато 19 мая флот Ее Величества перехватил двигавшуюся к острову на 60 рыболовецких судах эскадру с двумя батальонами 5-й горнострелковой дивизии, из которых до Крита добрались только 52 человека.

В какой-то степени эта катастрофа пошла немцам на пользу, поскольку Фрейберг сосредоточился на угрозе морского десанта, в то время как главная опасность грозила ему с неба.

«Марс», «Комета» и «Орион» атакуют


Ранним утром 20 мая немецкая авиация с особенной силой отбомбилась по острову, после чего с появившихся в небе транспортников Ю-52/Зм, как горох, посыпались парашютисты. Затем начали заходить на посадку десятиместные планеры.

Британские зенитки открыли бешеный огонь, и немецкие транспортные самолеты один за другим стали вспыхивать и падать на землю. Находившиеся в них десантники не успевали выпрыгнуть и раскрыть парашюты и гибли десятками.

Планерам все же удалось приземлиться на высохшем русле реки Тавронитис - прямо посреди британского летнего лагеря близ Малеме. Выскочившие из них егеря тут же вывели из строя обе зенитные полубатареи. Захвату Малеме группой «Комета» вообще придавалось первостепенное значение, но, угодив в гущу врагов, многие парашютисты не успевали добраться до контейнеров с оружием, а крепкий кулак и нож оказывались бессильны перед пулей.

Сражавшиеся здесь новозеландцы тоже были не дураками подраться, тем более что среди них было немало воинственных маори, еще в XIX веке развлекавшихся каннибализмом. В схватке приняли участие даже местные жители, орудовавшие ножами и серпами. Немцы все же смогли выйти к периметру аэродрома, но затем их продвижение застопорилось.

Сходным образом складывались дела и у группы «Марс», высадившейся восточнее, чтобы овладеть Ханьей и Ретимноном. Летевший сюда планер командира 7-й дивизии генерал-лейтенанта Зюсмана разбился о прибрежные скалы, что внесло сумятицу в управление. Тем не менее с 4 часов пополудни стала десантироваться вторая волна, включавшая подкрепления, а также группу «Орион», нацелившуюся на овладение Ираклионом.

Фрейберг мог бы переломить ситуацию, сконцентрировав силы и обрушив всю мощь на парашютистов. Но он по-прежнему полагал, что происходящее - лишь прелюдия к высадке морского десанта.

Между тем в разгоревшемся вокруг Крита авиационно-морском сражении ценой гибели 217 самолетов люфтваффе смогли потопить одиннадцать малых судов, четыре крейсера, шесть эсминцев и один тральщик. Командующий 8-м немецким авиакорпусом Вольфрам Рихтгофен заявил: «Мы окончательно доказали, сколь уязвим флот на море в пределах радиуса действия люфтваффе - конечно, если погода позволяет осуществлять полеты».

Цена победы


Утро 21 мая началось с неудачной атаки новозеландцев и австралийцев на позиции группы «Комета». Отразив ее, немцы полностью очистили Малеме, подготовив летную полосу к посадке транспортных самолетов. Один из ветеранов 7-й дивизии Алькмар Гове вспоминает:

- Исковерканные и горящие машины, поднимающиеся в воздух «юнкерсы», рвущиеся снаряды, бегущие парашютисты, горные егеря, летчики... грязь, пыль и дым, - так выглядел аэродром Малеме 21 мая в 16 часов.

Один из транспортников, перегруженный егерями, при посадке столкнулся с пытающимся взлететь Ю-52/3. Солдаты сгорели заживо на глазах своих сослуживцев.

Однако большинство егерей высадились благополучно, после чего с жестокими боями они начали пробиваться к парашютистам, закрепившимся в Канье, Ретимноне, Ираклионе. Захваченные плацдармы сливались друг с другом, и к 25 мая инициатива полностью перешла к немцам.

28 мая с германских и итальянских судов на Крите высадились еще около 6 тысяч пехотинцев, и в этот же день Фрейберг приступил к эвакуации.

Британцам Крит стоил 3990 человек погибшими, 2750 ранеными и 11 845 пленными. Греческая армия, потерявшая только пленными 5255 человек, практически прекратила существование. У немцев, по официальным данным, погибли и пропали без вести 3986 человек. Поскольку речь шла об отборных частях, Гитлер запретил в будущем проводить подобные операции, и в этом заключался главный урок того, что случилось на Крите. Воздушные десантники, подобно стилету, могут использоваться для удара в жизненно важный орган противника, но стилет сломается, если орган прикрыт латами, и малоэффективен, когда поединок ведут двое закованных в броню рыцарей.

Правда, противникам Третьего рейха еще довелось наступать на аналогичные грабли. У Красной армии была Вяземская операция (1942 год), у англо-американцев - Арнемская (1944 год), закончившиеся с еще более печальными результатами. Но собственный опыт всегда усваивается лучше чужого.

Александр НИКОНОВ





Вернуться в «Военная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя