Могучая сила мундира

История знаменательных людей
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Могучая сила мундира

#1 Сообщение zagadki-istorii » 09 авг 2016, 12:11

Ему, ни дня не прослужившему в армии, высочайше было позволено носить форму капитана германской армии. Более того: он удостоился роскошного памятника в одном из предместий Берлина, хотя треть жизни отсидел в тюрьме за самые разные уголовные преступления. О ком речь? О Вильгельме Фойгге - немце, который за один день стал известен далеко за пределами Германии.

«Эврика» на рынке


В 1906 году Вильгельм Фойгт в очередной раз вышел на свободу. Поговорку «Никогда не поздно начать сначала» он слышал не раз, но следовать ей не собирался. Считал, что поздно стартовать в 57 лет, да еще с таким послужным списком: к тому времени Вильгельм 25 лет провел за решеткой. В основном за кражи, но в последний раз пошел на ограбление судебной кассы, за что и был приговорен к 15 годам тюрьмы.

На вопрос, чем заняться, Фойгт не имел ответа. В Германии, где в крови дисциплина и порядок, получить работу было сложно: кто рискнет трудоустроить рецидивиста? Поехать попытать счастья за границу? Но на какие средства?

Впрочем, при выходе на свободу в 1906 году ему вручили 227 марок. Дело в том, что в тюрьме он время даром не терял. В перерывах между отсидками в родном Тильзите перенял у отца сапожное ремесло и в заключении тоже шил и чинил обувь - вот и набежала довольно приличная по тем временам сумма.

Фойгт снял комнату в Потсдаме на Лангештрассе (в столице ему было запрещено жить), а вскоре заглянул на местный рынок. Он несколько минут потоптался перед старьевщиком, торговавшим различной военной формой и амуницией. Вот тут-то Фойгту и пришла в голову идея одномоментного обогащения.

Недавний заключенный приобрел почти новую форму армейского капитана со всеми положенными регалиями и даже шпагой. Жаль, не было эффектной кайзеровской каски, но вместо нее вполне презентабельно смотрелась фуражка. На высоком и статном Фойгте форма сидела как влитая. Шарма добавляли усы, лихо закрученные по-офицерски. Настоящий кадровый военный!

Расписка капитана


На квартире Вильгельм переоделся и 16 октября сначала проверил, как на его армейский чин отреагируют окружающие. Да и к обнове надо было попривыкнуть. В городке Кёпеник под Берлином Фойгт зашел в кафе, где заказал легкий завтрак. Его обслужили с должным почтением: капитан - чин немаленький!

В кафе он сидел до тех пор, пока не увидел возвращающийся с учебного полигона караул гвардейского стрелкового полка. Фойгт расплатился и пошел служивым навстречу. Остановив ефрейтора и трех солдат, приказал вернуться и привести к нему оставшуюся на полигоне смену караула. Ефрейтор подчинился: пусть капитан и не из их полка, но субординацию никто не отменял.

Через полчаса под началом Фойгта оказались два ефрейтора и шесть солдат, которым он объяснил, что по приказу его величества (подразумевался сам Вильгельм II!) предстоит выполнить важное задание. Какое? Об этом им будет объявлено на месте.

Капитан повел свой небольшой отряд к ратуше Кёпеника. Почему именно сюда? Виновата случайно попавшая на глаза Фойгту заметка в одной из газет, где сообщалось о поступлении двух миллионов марок на проведение работ по инженерной инфраструктуре городка.

Перед ратушей капитан объявил: предстоит арестовать бургомистра. Прогуливавшемуся жандарму Фойгт приказал отгонять зевак, несколько солдат блокировали вход, а сам Вильгельм с остальными вошел в здание.

С кабинетом бургомистра вышла заминка: не ориентируясь в здании, капитан с солдатами зашел в комнату, где сидел старший секретарь. На всякий случай Фойгт его арестовал, приставив двух солдат.

Бургомистр Георг Лангерханс был не один - у него находился главный бухгалтер. Оба были ошарашены внезапным визитом офицера с вооруженными солдатами, а потому сообщение об аресте восприняли без лишних вопросов. Представительный капитан объявил, что они обвиняются в финансовых махинациях и городскую кассу ему поручено опечатать.

Забрав ключи у главного бухгалтера, Фойгт обнаружил в кассе почти два миллиона марок. Но взял всего четыре тысячи и даже оставил кассиру расписку об этом. Правда, фамилию поставил не свою, а шутки ради директора его последней тюрьмы господина фон Мальцана.

Затем капитан на глазах зевак спустился вниз на улицу и, приказав солдатам нести службу до полудня, скрылся в неизвестном направлении.

С Дангештрассе с почетом


Сразу после ухода офицера пришедший в себя бургомистр позвонил в военную комендатуру Берлина и сообщил о странном визите с конфискацией средств из городской казны. Так совпало, что там в это время находились только что назначенный начальник Генерального штаба генерал-полковник Хельмут Мольтке и 16-летний младший сын Вильгельма II принц Иоахим. Последнего позабавила эта история, и принц в тот же день рассказал ее отцу. Кайзера она не только рассмешила, но и позволила сделать вывод: такое преступление удалось совершить благодаря уважению немцев к военному мундиру и их прирожденной дисциплинированности. Этими качествами нации можно гордиться! Крылатой стала фраза Вильгельма II: «Едва ли такое возможно в какой-либо другой стране!»

Между тем полиция была поднята на ноги - дело под личным контролем самого кайзера! По словам потерпевших был составлен портрет злоумышленника, который появился во всех людных местах. В тот же день в одном из общественных туалетов на Фридрихштрассе в центре Берлина обнаружили брошенную военную форму того самого капитана. Следом позвонил владелец магазинчика на той же улице и сообщил, что накануне разыскиваемый офицер купил у него гражданское платье и обувь. Наконец, имя преступника сообщил его недавний сокамерник, обиженный на Фойгта, - тот не взял его в долю...

Теперь поимка стала делом времени. Спустя 10 дней после визита в ратушу Вильгельма Фойгта арестовали в потсдамской квартире на Дангештрассе. Причем стражи порядка обходились с ним вежливо: разрешили закончить завтрак, вызвали не тюремную машину, а комфортабельный автомобиль, на котором и доставили в управление полиции. Такая предупредительность была не случайна: полицейские чины не исключали, что необычного преступника захочет увидеть сам кайзер или члены его семьи, а значит, не стоит давать повод для жалоб.

Дивиденды популярности


Естественно, отношение самого Вильгельма II к Фойгту стало известно судьям. Они должны были приговорить преступника к весьма внушительному сроку - все-таки добычей стало не личное имущество граждан, а государственные средства. Да и формулировка прегрешений в приговоре впечатляла: незаконное ношение военной формы, преступления против общественного порядка, лишение свободы, мошенничество и подделка документов.

Однако, учитывая позицию кайзера и полное раскаяние, лжекапитану дали минимум - четыре года тюрьмы. Опять же, нашумевшее преступление сделало Фойгта кумиром не только простых немцев, но даже деятелей культуры - такой замечательный розыгрыш без единого выстрела и в отсутствии жертв!

Всего через два года вышел высочайший указ о помиловании, а следом последовало разрешение носить форму капитана как признание заслуг в популяризации военной службы - не за горами была Первая мировая война.

После выхода из тюрьмы перед Вильгельмом Фойгтом уже не стоял вопрос о средствах на пропитание. В Берлине уже шла пьеса «Гуаптман из Кёпеника», и Вильгельм на платной основе выходил на сцену перед ее началом и в конце на поклоны. Затем Фойгт совершил турне не только по Германии, но и по ряду европейских стран, а также выступил в США. В 1909 году в Лейпциге вышла и быстро разошлась его автобиографическая книга «Как я стал "капитаном" из Кёпеника».

Выжав из своей популярности максимум, Фойгт уехал в Люксембург, где купил себе уютный домик. Одно время занялся бизнесом - организовал сапожное производство и магазинчик при нем, но не преуспел, и дело пришлось закрыть.

Перезахоронению не подлежит


Фойгт умер в 1922 году. В последние годы отношение к нему изменилось: над ним стали подшучивать. Вот и на могиле соорудили памятник, на котором изображена сатирическая миниатюра: голова немецкого солдата в кайзеровской каске с открытым ртом - он отдает приказание. И короткая надпись: «"Капитан" из Кёпеника». Даже уход за могилой одно время осуществлял местный цирк.

Тем не менее, немного найдется реальных персонажей из уголовного мира, приобретших такую известность. Восковая фигура Фойгта стала экспонатом в Музее мадам Тюссо в Лондоне. Мемориальная доска открыта в Висмаре на доме, где Вильгельм учился сапожному ремеслу. В 1996 году у стены ратуши в Кёпенике появился бронзовый памятник Вильгельму Фойгту. В разных странах кинематографистами создано около десятка фильмов, посвященных капитану из Кёпеника.

...Туристам, которые приезжают в Люксембург, еще несколько лет назад наряду с другими памятниками показывали дом, где жил Вильгельм Фойгт. Увы, за ветхостью его пришлось снести, и об этом человеке напоминает лишь могила на городском кладбище. Она входит в список значимых мемориальных объектов, а потому уход за ней осуществляется за счет государственного бюджета Люксембурга. Более того, по требованию немецких депутатов Европарламента памятник обновлен: теперь на нем изображена только каска и помимо прежней надписи «"Капитан" из Кёпеника» добавлены подлинное имя и годы жизни (при этом допущена ошибка в дате рождения: 1850-й вместо 1849-го). На просьбу властей Берлина о перезахоронении Фойгта власти Люксембурга ответили отказом - небольшому государству такая достопримечательность тоже лишней не будет...

Петр НИКОЛАЕВ





Вернуться в «Персональная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя