Сулейман Великолепный: «Моя воля неотвратима»

История знаменательных людей
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Сулейман Великолепный: «Моя воля неотвратима»

#1 Сообщение zagadki-istorii » 05 окт 2016, 08:47

Он писал стихи и лично казнил изменников, без устали расширял свою державу, а затем бросил ее к ногам жены. В череде правителей Османской империи Сулейман, которого европейцы уважительно называли Великолепным, занимает особое место.

Десятый из рода Османов


Отец будущего великого султана имел говорящее прозвище - Грозный. Находиться с ним рядом было так опасно, что самым популярным проклятием в его времена стали слова «чтоб тебе у султана Селима визирем служить». За восемь лет правления Явуз (в переводе с турецкого - «грозный») истребил всех своих родичей мужского пола, изрядно увеличил территорию Османской империи и нагнал страху на просвещенную Европу, обязав Венецианскую республику платить Турции дань.

После смерти Селима во главе страны встал его сын Сулейман, который поначалу показался всем мягким правителем. Он не истреблял родню (просто потому, что уничтожать было уже некого). Сулейман освободил пару сотен египтян-заложников, захваченных его отцом, отменил запрет на ввоз товаров из Персии и даже выплатил купцам компенсацию за убытки. Он приблизил ко двору поэтов и музыкантов, сам увлекался стихосложением и ювелирным делом, а о битвах и завоеваниях как будто и не помышлял.

Послы, облегченно вздыхая, строчили в свои державы донесения о том, что на престол после грозного льва взошел кроткий агнец, которого не стоит опасаться. Увы, этой дипломатической идиллии скоро пришел конец. Не прошло нескольких месяцев с воцарения Сулеймана, как он выпустил фирман (указ), в котором обязывал каждого из подданных лично принести присягу на верность султану. Когда в армии разразился мятеж, молодой правитель не растерялся, а моментально жестоко подавил восстание и лично участвовал в казнях мятежников. Восстание в сирийской области постигла та же участь - головы заговорщиков прибыли к престолу султана в шелковых мешках. Понемногу становилось ясно, что кровь Османа - не вода, а Сулейман - достойный потомок сильных и жестоких турецких владык.

Тысячи на шелковой нити


Правда, первый дипломатический шаг был мирным: Сулейман отправил посольство ко двору венгерского короля с требованием дани. Взамен султан обещал прекратить набеги, терзавшие Венгрию уже более столетия. Европейцы отплатили черной неблагодарностью - послы вернулись в Стамбул с отрезанными носами и ушами. Этого демарша оказалось достаточно для того, чтобы Турция вступила в войну. На осаду Белграда, до той поры считавшегося неприступным, янычарам Сулеймана понадобилось меньше месяца. Крепость была разграблена, а все защитники безжалостно перебиты.

Следующим шагом султана была высадка большого войска на острове Родос. Одну из мощнейших твердынь Средиземного моря держали под контролем рыцари-иоанниты. Хотя Сулейман имел численное превосходство в военной силе, ему пришлось надолго задержаться под стенами Родосской цитадели. Осада длилась около полугода, и за это время половина турецкого войска погибла в стычках и попытках штурма. Потери осажденных были еще больше, а потому, когда султан предложил им почетную капитуляцию, гарнизон не устоял. Турецкий правитель сдержал слово: уцелевшие защитники крепости могли беспрепятственно покинуть ее, забрав все имущество, а для путешествия им была по-рыцарски предложена часть кораблей турецкого флота.

Победы Сулеймана основывались на том, что преданность ему воинской элиты империи - янычар - была беспредельна. Биограф султана писал, что «он мог бы повести на шелковой нити десять тысяч воинов». Возможно, янычары так верили своему правителю потому, что он всегда лично возглавлял походы и считался счастливым талисманом у собственного войска.

Гордое Венгерское королевство страшно поплатилось за пренебрежение мирными турецкими инициативами. Несколько походов армии султана привели к тому, что до самого XIX столетия это государство исчезло с географических карт, поделенное на части. Одна из частей стала османской провинцией, вторая платила Турции дань, а третья отошла Австрийской империи. Посягал неутомимый завоеватель и на саму Австрию, а взять Вену ему помешали лишь наступившие зимние холода.

Разделавшись с Европой, потомок Османа обратил свой взор на Восток: следующие несколько лет он посвятил войнам с Персией, Тунисом и Индией. В результате территория Османского государства приросла несколькими персидскими княжествами, были захвачены Багдад и Тебриз.

Великолепный Сулейман раньше Елизаветы Английской додумался поставить себе на службу береговое братство. Пират Хайреддин Барбаросса специальным фирманом был назначен капудан-пашой (командующим флотом) и на законном основании принялся трепать средиземноморское побережье. Ему сдались Тунис, греческие острова Эгина, Порос и Наксос, затем неуловимый корсар разграбил остров Корфу и апулийское побережье, а заодно навел ужас на Неаполь, почти подойдя к его стенам.

«Он снискал любовь народа добрыми делами»


Передав часть военных задач в руки доверенных людей, Сулейман обратился к внутренним делам своей империи. На этом поприще он заработал второе свое прозвище - Кануни, или Законодатель. В наследство султану достались разрозненные законодательные акты принадлежавших ему ранее и завоеванных им только что стран, которые следовало объединить в общий свод правил для всей Османской империи. Составленный с помощью правоведов свод законов назывался «Слияние морей». Первые изменения в него внесли только в начале XX века.

Особое внимание Сулейман уделил вопросам образования. Сотни школ и медресе (аналог колледжей) готовили чиновников и богословов, строителей и ремесленников, медиков и философов.

Литературное творчество во время его правления развилось неимоверно. При дворе даже существовала должность поэтического летописца, который записывал все события стихами.

Развилась и архитектура. Сохранился уникальный ансамбль мечети Сулеймание, построенной военным инженером Мимаром Синаном. Четыре минарета мечети говорят о том, что Сулейман был четвертым турецким султаном после взятия Константинополя, а 10 балконов на них - о том, что он стал 10-м султаном из рода великого Османа. Огромное строение мечети имеет уникальную акустику, о создании которой существует легенда. Однажды Сулейман явился взглянуть, как идет строительство, и обнаружил Синана сидящим на полу и курящим кальян. Султан было разгневался, но оказалось, что так архитектор измеряет уровень акустики: он булькал водой в кальяне и слушал, как разносят по мечети звук замурованные в стенах пустые кувшины. Стоя перед законченной постройкой, Синан гордо заявил, что его творение переживет века.

Много женщин, одна любовь


Пережил века и рассказ о любви Сулеймана Великолепного. Он владел большим гаремом, имел нескольких детей от разных женщин, но ни одна не затронула его сердце. Завладеть всеми помыслами султана на целые 40 лет сумела лишь похищенная с днестровского побережья дочь священника Анастасия Лисовская, в гареме получившая имя Хюррем («веселая»).

Венецианский посол называл Хюррем тихой и скромной, однако он изрядно ошибался. Будь ловкая славянка всего лишь милой скромницей, вряд ли ей удалось бы не только покорить сердце могущественного султана, но еще и прибрать к рукам власть над его огромной державой.

Нежная пери родила султану пятерых сыновей и стала его законной супругой - огромная редкость для гаремных жительниц. Австрийский дипломат Бусбек писал о колоссальном влиянии, которое приобрела Хюррем в империи. Она давала султану советы по государственным вопросам, переписывалась с дамами из соседних держав, лично вышивала рубашку для персидского царевича и получала богатые дары от всех, кто бывал при Османском дворе. Хюррем рассорила с отцом и привела к смерти принца Мустафу - сына султана от черкешенки Махидевран. В результате ее интриг был казнен близкий друг и помощник Сулеймана Ибрагим-паша Паргалы. А ее сын Селим трудами неутомимой матушки стал следующим турецким султаном.

Когда родоначальница эпохи «женского султаната» скончалась, безутешный муж приказал похоронить ее в стенах мечети Сулеймание и больше никогда не женился, потому что его единственная любовь умерла.

Правитель 37 королевств


Сулейман пережил Хюррем на восемь лет. Последней для него оказалась тринадцатая военная кампания. Отправившись усмирять одну из областей Восточной Венгрии, султан скончался прямо в своем шатре, покуда его войска осаждали крепость Сигетвар. Тело правителя перевезли в Стамбул и похоронили рядом с женой.

К концу жизни правитель Турции мог собой гордиться: за годы его правления страна территориально увеличилась в два раза. Сам Сулейман титуловал себя «правителем 37 королевств, повелителем земель римлян, персов и арабов, владыкой морей Средиземного и Черного, земель татарских и степей кыпчакских и многих других земель и царств». В этом титуле не было ни слова преувеличения, жаль только, что потомки, как часто случается, не смогли сберечь собранную султаном Великолепным державу. Да что там, и по сей день завоевания и законотворческие успехи великого турецкого властителя остаются недостижимой мечтой для ныне живущих «потомков Османа».

Екатерина КРАВЦОВА





Вернуться в «Персональная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя