Зигзаги судьбы генерала Уварова

История знаменательных людей
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Зигзаги судьбы генерала Уварова

#1 Сообщение zagadki-istorii » 05 дек 2016, 11:49

Могли ли предполагать родители Феди Уварова, что их сын, получивший весьма посредственное образование в деревенской глуши, станет неизменным спутником Александра I на протяжении многих лет? Сегодня мало кто знает о судьбе сподвижника российского императора, хотя она весьма неординарна.

Учившийся понемногу...


Начиналось все вполне безоблачно. В апреле 1769 года у бригадира (промежуточное звание между полковником и генералом) Петра Уварова родился сын Федор. Казалось, единственного наследника знатного рода ожидает вполне успешное будущее.

Но неожиданно Уваров-старший оказался под судом в Петербурге, на имущество наложили арест, а жене и сыну попавшего в опалу бригадира было предписано жить в своем имении в селе Хрусловка Тульской губернии.

Семье пришлось себя во многом ограничивать, а потому обязанности домашнего учителя взяла на себя мать. И если с чтением и грамматикой Федя худо-бедно справлялся, то французский всячески игнорировал, о чем впоследствии не раз сожалел. В итоге к 18 годам Федор Уваров был лишь отчасти образован, но зато недурен собой, физически крепок, прекрасно держался в седле и горел желанием послужить Отечеству.

К тому времени тучи над отцом несколько развеялись, и юноша наконец-то смог в 1787 году приехать к отцу в Санкт-Петербург. Старый боевой товарищ Уварова-старшего по Воронежскому гусарскому полку Тимофей Тутолмин, ставший губернатором Архангельским и Олонецким, взял молодого человека под свое крыло - в его северном крае как раз шло формирование частей для войны со Швецией и офицеров не хватало. Федор Уваров начал службу в кавалерии сразу в чине капитана: с подачи Тутолмина его зачислили в драгунский полк, направленный в Финляндию.

Орден или смерть?


За три года молодой, но хваткий офицер дослужился до секунд-майора и получил назначение в Смоленский драгунский полк. Его эскадрон в числе первых вступил в Русско-польскую войну 1792 года, отличился в боях при Столбцах и Мире.

6 апреля 1794 года секунд-майор Уваров со своим эскадроном находился в Варшаве при главнокомандующем русскими войсками генерал-аншефе Осипе Игельстроме. Перед началом пасхального богослужения поляки подняли восстание, застав немногочисленный гарнизон врасплох. В течение полутора суток драгуны Уварова отбивались от мятежников, дав возможность Игельстрому покинуть Варшаву и избежать плена. Награда не замедлила себя ждать - отважного офицера произвели в премьер-майоры. Спустя полгода Уварова отметил сам Александр Суворов, руководивший подавлением восстания, - присвоил звание подполковника. Поощрением можно считать и перевод в Екатеринославский кирасирский полк, расквартированный в Москве.

Однако дальнейшее продвижение по службе подполковника Уварова оставалось под большим вопросом. В Москве для успешной карьеры требовались деньги и связи - ни того, ни другого у 28-летнего офицера не было. Зато на одном из балов на него положила глаз супруга сенатора Петра Лопухина Екатерина Николаевна. Какие только слухи не ходили вокруг этого романа! Однако теперь Уваров мог жить вполне безбедно: его любовница не скупилась на дотации к жалованью «другу семьи».

Влияние семьи Лопухиных резко возросло, после того как их дочь Анна в 1798 году стала фавориткой Павла I: отец получил должность генерал-прокурора, мачеха Екатерина Николаевна стала статс-дамой. Но и о своем любовнике Екатерина Николаевна не забыла, выхлопотав для него перевод с повышением в Петербург: новоиспеченный полковник Уваров получил назначение в Конную гвардию.

Более того, вскоре после переезда Екатерина Лопухина загорелась идеей наградить своего сердечного друга орденом Святой Анны I степени с алмазами, введенным в 1797 году для наиболее отличившихся на военной и государственной службе. Павел I отказал - этот орден он вручал лично и очень выборочно. Тогда Лопухина попробовала настроить против императора падчерицу, была размолвка и с Уваровым, который отговаривал просить за него. Закончилось тем, что Екатерина Николаевна попыталась отравиться мышьяком - лекари едва спасли статс-даму. Павел I от греха подальше пошел на попятный - орден был вручен.

Роковое дежурство


Личная встреча с протеже Лопухиной произвела на императора благоприятное впечатление. Спустя всего несколько месяцев Федору Уварову присвоили звание генерал-майора. А в сентябре 1798 года Павел I пожаловал Уварова в генерал-адъютанты - он вошел в число ближайших придворных.

С Лопухиной взаимоотношения постепенно прекратились, а в 1805 году Уваров женился на Марии Любомирской, которая до того дважды была замужем. Детей этот брак не подарил, а лишь добавил головной боли - воздыхателей вокруг супруги хватало...

Впрочем, несмотря на пересуды амурного характера, в среде придворных и военных к молодому генералу относились весьма благосклонно: Уваров был гостеприимен, нежаден и легко становился душой любой компании. Даже явно выданное авансом назначение шефом Кавалергардского корпуса (имелись претенденты куда более заслуженные) там восприняли положительно - к ним пришел явно свой человек.

В ночь на 12 марта 1801 года, когда был убит Павел I, именно Федор Уваров был дежурным и находился в Михайловском замке. Сам он в этот трагический момент в опочивальню императора не заходил и полагал, что тот добровольно отречется от престола в пользу сына. Увы...

Занявший престол Александр I хорошо знал Уварова - его с ним связывали дружеские отношения. А потому неудивительно, что Уварову первому была предложена должность генерал-адъютанта. Он сопровождал нового императора при представлении войскам и переезде в Зимний дворец - тоже знак полного доверия. Да и в дальнейшем Уваров был наиболее частым спутником Александра I в его поездках.

От Аустерлица до Парижа


Фёдор Уваров - долгожитель свиты двух императоров
Но в историю Федор Уваров вошел отнюдь не как покоритель женских сердец или долгожитель свиты двух императоров - он показал себя талантливым полководцем. Разве что, в отличие от прочих генералов, не любил превозносить свои заслуги на поле боя, а потому, несмотря на высокие награды, зачастую оставался в тени.

В Аустерлицком сражении в ноябре 1805 года его кавалеристы не позволили французам смять правый фланг русских войск. Затем Уваров грамотно действовал в арьергарде вместе с генералом Петром Багратионом. За кампанию 1805 года он был награжден двумя орденами (редкий случай!): Святого Александра Невского и Святого Георгия III степени. Причем представил Уварова к наградам сам Михаил Кутузов, который отнюдь не питал симпатии к «генералам свиты».

За кампанию 1807 года Уваров был удостоен ордена Святого Владимира II степени и золотой сабли с надписью «За храбрость» - редкая по тем временам награда. К слову, его ординарец унтер-офицер Егор Митрохин, также не кланявшийся пулям, первым в русской армии получил Георгиевский крест - высший орден, только-только учрежденный для нижних чинов.

В 1810 году во время Русско-турецкой войны в битве при Батине Федор Уваров вновь отличился, обратив противника в бегство. Сам он был контужен, но продолжал руководить боем. Император наградил его орденом Святого Георгия II степени.

В том же году в возрасте 36 лет умерла его жена Мария, и мужу перешли в наследство значительное состояние и обширные имения в Волынской губернии - и в средствах он больше никогда не нуждался.

В Отечественную войну 1812 года генерал-лейтенант Уваров вступил в должности командира 1-го кавалерийского корпуса, затем командовал кавалерией 1-й и 2-й армий. При Бородине он вместе с казаками Матвея Платова совершил рейд по тылам неприятеля, что смешало планы наступления французов - оно началось двумя часами позднее, и русские войска смогли лучше подготовиться. Затем кавалерия под его началом отличилась под Крымском, Вязьмой и Красным.

В 1813-1814 годах в свите Александра I Уваров обычно находился недолго - тот направлял его на самые горячие участки. После триумфального входа в Париж Уварову было присвоено звание генерала от кавалерии и вручен орден Святого Владимира I степени.

На память - Нарвские ворота


После войны Уваров по-прежнему исполнял хлопотную должность старшего генерал-адъютанта: практически все важные документы и донесения передавались Александру I через него. Кроме того, приближенный всегда находился рядом с императором во всех его поездках.

В 1821 году генерал от кавалерии Уваров был назначен командующим Гвардейским корпусом - элитой русской армии. Чуть позже он был награжден высшим орденом Российской империи - Андрея Первозванного.

...Захворавшего Федора Уварова император Александр I навещал в Зимнем дворце по несколько раз в день, что само по себе вызвало пересуды среди придворных - такое внимание! Вечером 19 ноября 1824 года государь в очередной раз заглянул к больному и порадовался улучшению самочувствия, а затем еще и в пять утра - за несколько часов до его кончины. Александр I был потрясен: в возрасте 55 лет ушел из жизни человек, которого не только любили в войсках, но и которому он доверял как самому себе.

Похороны в Санкт-Петербурге были пышными, на всех мероприятиях присутствовал император с семьей. Благодаря нашедшему упокоение в Александро-Невской лавре Федору Уварову уже после смерти воздвигли замечательный памятник. В своем завещании он пожаловал 400 тысяч рублей на строительство монумента Гвардейскому корпусу. Но Александр I при поддержке офицеров принял решение на эти деньги воздвигнуть новые Нарвские триумфальные ворота. Деревянные постройки 1814 года, сооруженные в честь победоносного возвращения российской гвардии из Парижа, обветшали. Торжественное открытие ворот состоялось спустя 10 лет после смерти Уварова, в 1834 году.

Петр НИКОЛАЕВ



segad
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 19:24
Пол: Мужской

Re: Зигзаги судьбы генерала Уварова

#2 Сообщение segad » 09 мар 2017, 19:36

Я нашёл в земле золотое кольцо женское, а внутри гравировка:
Г.А.Ф.П.Уваровъ ск:н.20 1824. Как думаете, кому могло принадлежать это кольцо? Любовнице графа, ведь детей у него не было вроде, а жена умерла задолго до его смерти. Может у него была после неё какая то гражданская жена? Как и где это можно узнать?
Имеет ли кольцо историческую и материальную ценность?




Вернуться в «Персональная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя