Ермак: неизвестный и знаменитый

История знаменательных людей
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Ермак: неизвестный и знаменитый

#1 Сообщение zagadki-istorii » 21 ноя 2017, 19:54

Этот человек, о котором история сохранила до обидного мало фактов, стал героем множества народных песен и преданий. Таким персонажам, как покоритель Сибири Ермак Тимофеевич, не грозит забвение, их слава способна пережить века.

«Больше не знают о нем ничего»


Ермак: неизвестный и знаменитый
Как ни парадоксально это звучит, но по основным «анкетным данным» Ермака в научной среде до сих пор ведутся ожесточенные споры. Историки никак не могут прийти к однозначным выводам ни о дате его рождения, ни о месте, где атаман появился на свет. Даже его имя до сих пор вызывает сомнение! Вот лишь некоторые версии его биографии, признанные наиболее близкими к истине.

Будущий покоритель сибирских просторов родился, по различным сведениям, в промежутке с 1532 до 1542 года. За честь считаться родиной Ермака спорят район реки Чусовой, донская станица Качалинская и даже село Борок Архангельской области. Рукопись XVIII столетия якобы с собственных слов атамана повествует о том, как его отец Тимофей подался из Суздаля в уральские «изобильные места», затем получил подряды на постройку «крепостиц» по берегам Оби и Иртыша, где-то в тех краях осел на постоянное жительство, обзавелся семейством и воспитал двоих сыновей - Родиона и Василия. Предположительно, Василием в рукописи как раз и назван Ермак, отчего и возник очередной виток споров об имени атамана. Некоторые биографы сочли знаменитое имя простым сокращением от Ермолая, писатель Гиляровский звал атамана не иначе как Ермилом Тимофеевичем, а некоторые летописи именуют его христианским именем Василий, поскольку Ермак по их мнению - суть языческое прозвище. С прозвищем, кстати, также ясности никакой: то его ведут от старорусского названия котла для варки снеди, то от татарского «ерма» («вымытая водами канава»), то от тюркского «ермек» («забава», «веселье»). О фамилии речи не идет вообще, поскольку в то время абсолютное большинство россиян звалось по имени отца, так что тут историки сходятся и единодушно величают атамана Ермаком Тимофеевичем.

К счастью, хотя бы о внешности этого персонажа существует вполне внятное свидетельство современников - сын казачьего сотника Ремезова описал наружность Ермака со слов участников его похода. Если верить казачьим записям, атаман был мужчиной представительным: «...зрачен, плосколиц, черн брадою... и плечист». Другие современники отмечают лидерские качества атамана и его умение держать в узде вольную казачью братию. Уральские легенды говорят даже о том, что Ермак считался колдуном и будто бы имел в услужении «чертову рать», которую изредка пускал в ход в битвах с супостатами.

А битв в его жизни было великое множество. С юности он возглавлял ватагу казаков. плававших на стругах по Волге и грабивших как иноверцев (казахов и татар), так и русских купцов. К началу Ливонской войны в распоряжении Ермака уже была
казачья сотня, которая принимала участие в рейде на Литву, освобождала Псков и храбро сражалась со шведами в битве под Лялицами. В 1582 году собравшаяся вокруг Ермака целая казачья дружина численностью более 500 человек нанялась для охраны в чусовские городки купцов Строгановых для охраны поселений от нападок сибирского хана Кучума.

Самочинный поход


Означенный Кучум ловко воспользовался тем, что все военные силы России собраны на западе, перестал платить дань рухлядью (мехами) и принялся совершать набеги на западный Урал, желая вытеснить оттуда российских купцов. Ермакова дружина пару месяцев отбивала натиск туземцев, однако вскоре стало ясно, что таким способом проблему с боевитым князем не решить и нужно переходить от обороны к наступлению. Далее мнения историков снова расходятся. Согласно основной версии, Строгановы получили одобрение государя, вызвали из своих европейских вотчин три сотни ратников, соединили их с «охранной дружиной» казаков и велели этой силе двигаться навстречу войску Кучума на территорию Сибири.

Однако существует и другое мнение: Иван Грозный похода на Сибирь не одобрял, поскольку увяз в многолетней Ливонской войне, и Строгановы никакого отряда не собирали. А Ермак самочинно позаимствовал у хозяев воинский припас и продовольствие и отправился «воевать Кучума» без согласия «сверху».

Поскольку сибирский правитель поддерживал свою власть крайне жестокими методами, населявшие подчиненные ему земли остяки и вогулы (современные ханты и манси) присоединялись к дружине Ермака. Но, хотя численность его войска по пути выросла до 1650 человек, оно по-прежнему почти в 10 раз уступало силам Кучума. Правда, князь не имел в распоряжении оружия огненного боя и вообще был вооружен куда хуже, чем его противники.

Отряд Ермака двигался на стругах (небольших судах) вверх по рекам Чусовой и Серебряной до волока, соединяющего Каму и Обь. Волоком суда переправили в речку Жаровлю, на берегах которой дружина осталась зимовать, поскольку двигаться дальше до весны возможности не было.

Поход продолжился лишь после отступления зимних морозов, и тут казаки, осатаневшие от бездействия, показали себя. Они били татар на Туре, Тавде и берегу Тобола, и натиск их был настолько свиреп, что Кучум отступал все дальше, а потерпев поражение на Иртыше, бросил засеку, охранявшую его столицу Сибирь, и бежал в степной район Ишима. Дружина Ермака заняла город и принялась «приводить к покорности» местное население.

Завоевание земли Сибирской


Летописи рассказывают, что процесс этот протекал довольно мирно. Не прошло и недели, как в крепость потянулись ханты, манси и даже татары из окрестных селений с богатыми дарами и изъявлением покорности победителям. Ермак принимал делегации благосклонно, позволял всем остаться жить на прежних местах и обещал защиту от бесчинств Кучума. Взамен он брал с каждого поселения ясак (обязательную ежегодную дань), а со старейшин вдобавок получал и шерть (по сути дела - государственную присягу на верность Российскому государству).

Между тем стычки с отрядами Кучумовых военачальников продолжали изматывать «ограниченный контингент» казачьей дружины. До поры до времени, однако, казакам удавалось одерживать верх в столкновениях и даже продвигаться дальше в глубь сибирских земель. За летние месяцы 1583 года Ермаку удалось сломить сопротивление татарских городков и селений по Иртышу и Оби и взять город немирных хантов Назым. С докладом об успехах в покорении Сибирского ханства ко двору Ивана Грозного отправился подчиненный Ермака - Иван Кольцо.

Здесь косвенным образом подтверждается версия о согласии российского государя на казачий поход, поскольку царь принял посланника с лаской, богато одарил за победы и приказал снарядить в помощь Ермаку отряд ратников во главе с воеводой Семеном Волховским. В числе царских подарков были две наилучшей работы кольчуги, одна из которых служила одновременно символом: она принадлежала князю Петру Шуйскому, военачальнику, отличившемуся при взятии Казани. Отправленная Грозным в Сибирь небольшая рать не могла оказать существенной поддержки понемногу тающей в сражениях казачьей дружине. Но кольчуги пришлись Ермаку кстати. Согласно преданию, он носил сразу обе, надевая их одну на другую.

Шло время, и удача понемногу отвернулась от лихого атамана и его сподвижников. Один за другим в стычках и засадах погибли Никита Пан, Богдан Брязга, Иван Кольцо и Яков Михайлов. А сам Ермак, несмотря на потери, продолжал упорно сражаться за взятые с таким трудом земли.

Из смерти в легенду


Увы, в одной из очередных боевых вылазок смерть подстерегла и самого покорителя Сибири. Получив ложное известие о нападении отряда Кучума на караван купцов, шедший из Бухары, Ермак с небольшой группой воинов двинулся навстречу давнему врагу. Пройдя на стругах вверх по течению Иртыша, казаки не встретили ни обиженных купцов, ни беглого сибирского князя и отправились восвояси. Окрестные земли уже несколько лет находились под контролем россиян, а потому они без опаски встали на ночлег, даже не выставив стражу. Как оказалось, напрасно: Кучум поджидал их неподалеку, лазутчики подтвердили ему, что стоянка не охраняется, и князь решился напасть. Природа была на стороне нападавших - дождь и сильный ветер позволили татарам подойти совсем близко и почти полностью истребить сонный казачий отряд. Ермак бросился в воду и попытался вплавь добраться до стругов, но дареные царем кольчуги утянули атамана на дно.

Предание говорит, что тело Ермака поднял из реки рыбачивший поблизости татарин. Взглянуть на труп заклятого врага собрались все знатные военачальники Кучума, на радостях они несколько дней пировали и стреляли в тело из луков. При этом лежавшее на открытом воздухе тело оставалось нетленным. Натешившись над поверженным противником, татары все же захоронили его с почестями. Подлинность легендарного места захоронения, правда, вызывает некоторые сомнения у биографов Ермака.

К моменту смерти главы казачьей дружины войско настолько уменьшилось, что принявший командование атаман Мещеряк принял решение вернуться в Россию. Так Сибирь на целый год вновь вернулась в руки князя Кучума, до того два года пробыв под властью казаков. Но, хотя первое завоевание Сибири закончилось неудачей, история сохранила имя Ермака как пример личного мужества, полководческих талантов и несгибаемой воли. Историк Руслан Скрынников недаром назвал атамана «одной из самых примечательных фигур в русской истории».

Екатерина КРАВЦОВА





Вернуться в «Персональная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя