Тимур против империи Мин

А что было бы если?
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Тимур против империи Мин

#1 Сообщение zagadki-istorii » 20 апр 2016, 15:47

Великая азиатская империя, созданная Тамерланом в XIV-XV веках, была мощным государственным образованием, объединявшим разные народы и культуры. А ведь она могла быть еще грандиознее! Для этого Тимуру нужно было разгромить китайскую империю Мин.

Но смог бы он это сделать?


Вначале XV века 68-летний Тамерлан находился в зените своего могущества. Владыка бескрайней империи был твердо убежден, что лучший способ правления - это единовластие. На тот момент в Азии у него оставался всего один реальный конкурент - китайский император Чжу Ди из династии Мин. Еще в 1398 году Тимур стал готовить план завоевательного похода на Китай. Осенью 1404 года из Самарканда выступило войско. Однако зима оказалась слишком холодной, поэтому армии пришлось повернуть назад, а в феврале 1405 года Тимур умер. Но что, если бы Тамерлан остался жив и дошел до земель империи Мин?

Сотни и десятки


Армия Тимура была, пожалуй, лучшей военной организацией своего времени. Строгая дисциплина, которая держалась на исключительно суровом наказании за любой проступок, обеспечивала безукоризненную субординацию и молниеносное исполнение всех приказов.

Кроме того,Тамерлан уделял огромное внимание организации своих войск. Армия делилась на тумены по десять тысяч человек. Тумены - на минглики по тысяче. Минглики - на юзлики (сотни), а те, в свою очередь, на унлики (десятки). Для выполнения особо опасных поручений создавались подразделения из молодых воинов, отличавшихся лихостью и воинским искусством, своеобразный спецназ.

Самое интересное, что Тимур ввел в своих войсках подобие военной формы - у каждого подразделения седла, колчаны и ремни были выкрашены в свой цвет. Это позволяло им быстро ориентироваться на поле боя.

На рубеже XIV-XV века армия Тимура уже не была сугубо конным войском степняков. В его составе было множество пехотных подразделений. Они были необходимы в условиях войны, включавшей длительную осаду хорошо укрепленных городов.

Что же до конницы, то она традиционно (как повелось еще со времени Чингисхана) делилась на легких лучников и тяжеловооруженных всадников. Легкие первыми атаковали врага и выманивали его на себя, заставляя нарушить строй, а потом, обратившись в ложное бегство, выводили на ряды тяжелой конницы, сминавшей противника.

Девять эшелонов


Вооружение и снаряжение каждого воина в армии Железного Хромца было стандартизировано. Так, например, легкий всадник, помимо сабли и лука, обязан был иметь при себе пилу, шило, иглу, веревку, топор, не менее десяти запасных наконечников для стрел и кожаный бурдюк (турсук) для воды.

Пехотинцы облачались в легкие кожаные доспехи и шлемы. Интересно, что чаще всего они одновременно носили на одном боку саблю, а на другом - легкий меч. Лучники были обязаны иметь перед походом в колчане не менее тридцати стрел.

Лучше всех были снаряжены, конечно же, тяжелые кавалеристы - главная ударная сила армии. Корпус защищали кольчужные доспехи с пластинчатыми вставками - куяки - либо же ламинарные латы, собранные из мелких пластин. Стегаными доспехами с металлическими вставками защищались и лошади.

Интересен вопрос об использовании Тамерланом огнестрельного оружия. Великий завоеватель, стремившийся максимально повысить эффективность своей армии, просто не мог пройти мимо такой мощной новинки. А ведь именно в XIV веке огнестрельное оружие стало применяться в боевых действиях по всему миру. И действительно, с 1392 года в списках воинов встречаются некие «громометатели». Скорее всего, это именно стрелки (или артиллеристы), но вот об их реальном участии в бою никаких свидетельств не сохранилось. Зато известно, что арбалеты применялись много и часто.

В тактике Тамерлан всегда делал ставку на то, чтобы предугадать и предупредить действия противника. Именно поэтому любому вторжению предшествовала серьезнейшая агентурная работа.

В бою Тамерлан строил армию в лично разработанный им строй из трех линий, каждая из которых состояла из трех эшелонов. За основными линиями располагался резерв, который вводился в бой по ходу необходимости. Причем, перебрасывая войска, Тамерлан до последнего сохранял резерв на флангах, иногда совершенно сознательно ослабляя центр. Это позволяло ему провернуть излюбленный прием - окружение противника, «провалившегося» на центральном участке.

Китайские казаки


Империя Мин, которую планировал покорить Тимур, образовалась в 1368 году, отделившись от ослабевшей монгольской державы Юань. Ее основатель Чжу Юаньчжан провел множество крупных реформ, укрепивших государство. А его сын Чжу Ди развернул еще более активную реформаторскую деятельность, за что даже удостоился прозвища «второй основатель династии». Естественно, эти реформы коснулись и армии.

Отцу и сыну удалось удачно совместить опыт прошлых веков и новейшие достижения военной техники. Из прошлого они взяли систему «фубин», которую использовала еще династия Тан, правившая в VII-X веках. Эта система предполагала создание на границах военно-земледельческих поселений. Все их жители считались военнообязанными и должны были защищать границы в обмен на землю, предоставленную им императором. Система напоминает русское казачество.

Такая полупрофессиональная армия имела массу преимуществ перед ополчением. Во-первых, она была всегда сконцентрирована на границе, во-вторых, постоянно готова встретить врага грудью. Особого разговора заслуживает ее численность. Она достигала 1 миллиона 200 тысяч человек! И это тот редкий случай, когда в средневековые числа можно верить. При этом около миллиона постоянно находилось на границе (половина - на северной, половина - на западной) и лишь 200 тысяч - в столице.

Основным подразделением в структуре армии династии Мин был «вэй», состоявший из 5684 человек (включая командиров, военных чиновников и судей). Они делились на пять «тысяч», в каждой из которых, вопреки названию, служили 1130 человек. «Сотни», соответственно, состояли из 113 человек, «полусотни» - из 56, а «десятки»-из 11.

Правительство строго следило за тем, чтобы жители военных поселений не превращались в обычных крестьян. Им предписывалось постоянно тренироваться в военном деле и содержать оружие в боевой готовности. Однако на деле самыми подготовленными были те части, которые находились в столице под присмотром начальства, а на местах хватало и беспорядка, и откровенного саботажа.
В пороховом дыму

Оружие и доспехи китайских воинов были похожи на те, что носили воины Тамерлана. Это те же кольчуги и ламинарные доспехи (или отдельные элементы типа наплечников). Воины элитных подразделений носили шлемы сфероконической или полусферической формы с полями, а простая пехота чаще довольствовалась простой конической шляпой из лакированных прутьев или бамбука. Надо сказать, такой головной убор вполне мог уберечь от скользящего сабельного удара.

Орудие ближнего боя включало в себя все разнообразие китайских изобретений - от простых копий до трезубцев, алебард-дадао и «волчехвостых копий» - лансянь. При всем этом китайцы давно уже перестали делать ставку на рукопашную схватку. Их главным козырем было использование боевых машин, а также массированный обстрел противника из различных видов оружия.

Помимо мощных камнеметных машин, китайцы активно применяли станковые арбалеты. Их устанавливали на боевых повозках с высокими бортами, которые активно поддерживали и пехоту, и конницу, выполняя одновременно роль передвижного укрепления. Кроме того, на поле боя устанавливалось множество больших деревянных щитов и рогаток, за которыми прятались стрелки. Обилие укреплений сильно затрудняло действия в атаке, но зато давало возможность уверенно держать позицию.

Огнестрельному оружию в армии империи Мин придавали самое большое значение. «Воины с огненными копьями» были основой всего. Вооружены они были в основном легкими ручницами, называвшимися чунтун. Но, кроме того, активно применялись и системы залпового огня хочэ, выпускавшие в противника тучу ракет.

Особой убойной мощью они, правда, не обладали в силу малой точности и большого рассеивания, но психологический эффект производили мощнейший. А китайская полевая артиллерия к началу XV века научилась стрелять уже не только каменными ядрами, но и чем-то вроде мин или разрывных бомб.

На этом и строилась боевая тактика армии Мин. Первая линия в боевом построении отдавалась пехоте, которая, укрывшись за щитами и рогатками, планомерно расстреливала противника из луков, арбалетов, чунтун, пушек и хочэ. Если противник пытался подавить стрелков, то их прикрывали пехотные подразделения с холодным оружием. Во второй линии стояла конница. Дождавшись, когда противник понесет достаточно большие потери от стрелков, конница выдвигалась вперед и пускалась в атаку, нанося решающий удар. На случай контратаки в арьергарде оставался резерв.

Перестрелка или сеча?


Китайцы знали о планах Тамерлана и ждали его. Известно, что в 1405 году на западную границу были завезены дополнительные запасы пороха и огнестрельного оружия. Это означает,
что армии Тимура, дойди она до Китая, пришлось бы решать совершенно непривычную для себя задачу. Вместо того чтобы заманивать врага в ловушку и топтать его в чистом поле, им нужно было мощной атакой прорвать линию обороны, ощетинившуюся извергающими огонь хочэ.

На непривычных к таким условиям лошадей громовые залпы и пороховой дым могли оказать самое ужасное воздействие. Понятно, что выманить противника на себя и подставить его под удар тяжелой конницы легким лучникам Тамерлана не удалось бы. Однако, учитывая несовершенство огнестрельного оружия того времени, лучники могли бы даже получить некоторое преимущество. Оставаясь за пределами досягаемости «огненных копий», они могли засыпать стоящих на месте китайцев стрелами, постепенно прореживая их и готовясь к атаке.

Решающим фактором в таких условиях мог оказаться численный перевес, который явно был бы на стороне китайцев. Хотя Тамерлан и похвалялся, что способен повести в поход 200 тысяч воинов, но даже этого было бы мало против пограничной стражи империи Мин. Между тем, в реальности он вряд ли привел бы на Дальний Восток больше 100-120 тысяч - слишком дальний был поход.

И все же нельзя говорить о том, что победа китайцев была бы предрешена. На стороне Тимура был колоссальный опыт войны в самых разных условиях. А также, без преувеличения, уникальный тактический талант, позволявший ему находить выход из любой ситуации. Учитывая его тщательную подготовку к каждому походу, о тактике Мин он вполне мог знать в деталях и заранее скорректировать свою тактику.

Тогда на линию китайской пехоты сразу бы обрушился мощный удар тяжелой конницы, которую не смогли бы остановить легкие укрепления. Это сразу бы сломало привычный рисунок боя для китайцев. Вместо длительной перестрелки началась бы жесткая рукопашная схватка. Тяжелая конница Тимура, прорвав первую линию, отправилась бы разбираться с кавалерией противника. А тем временем подоспели бы легкие лучники и пехота, добивая стрелков.

Либо, втянув врага в затяжную перестрелку, Тимур предпринял бы фланговый обход и ударил с неожиданного направления. В любом случае, можно сказать однозначно, что для победы над армией династии Мин Железному Хромцу понадобилось бы все его искусство. И еще немного удачи.

Кирилл ИВАНОВ



Хасан

Re: Тимур против империи Мин

#2 Сообщение Хасан » 15 фев 2018, 21:12

Согласен с вами!




Вернуться в «Альтернативная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость