Жаркое небо

Политическая ситуация на планете
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 332
Возраст: 37
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Жаркое небо

#1 Сообщение zagadki-istorii » 27 янв 2016, 21:31

24 ноября 2015 года российский Су-24, возвращавшийся с задания по уничтожению террористов в Сирии, был сбит у турецко-сирийской границы турецкими же истребителями. Не все смогут сразу вспомнить, когда подобный инцидент случился в последний раз. Однако спешим вам напомнить - еще недавно в небе холодной войны было очень жарко!

Ревущие 1940-е


Начнем рассказ об авиационном противостоянии, пожалуй, с самого начала, чтобы проследить всю историю непростых взаимоотношений Запада с СССР, а затем и с Россией. Тут надо отметить, что наши военные сбивали западные летательные аппараты в разы чаще, нежели наоборот.


История взаимоотношений двух сверхдержав в воздухе началась сразу обжигающе горячо: 7 ноября 1944 года в Сербии аэродром советского 707-го штурмового авиаполка был атакован американскими истребителями-бомбардировщиками «Лайтинг», которых поначалу приняли за немцев. С соседнего аэродрома 866-го истребительного авиаполка на помощь поднялось дежурное звено машин Як-9, которому с первого же захода удалось подбить двух чужаков. Вскоре американцы, потеряв еще несколько машин, ушли (у нас был уничтожен один истребитель), но спустя полчаса вернулись и с ходу принялись бомбить колонну 6-го гвардейского стрелкового корпуса. Однако «наш ответ Чемберлену» последовал быстро: огонь открыла зенитная артиллерия, а вскоре в воздух поднялись 10 «яков». По итогам скоротечного воздушного боя пять «Лайтингов» были сбиты, потери советских летчиков составили три машины - причем одну из них подбили свои же зенитчики. «Американское командование, - вспоминал военный летчик Николай Шмелев в мемуарах "С малых высот", - конечно, извинилось перед нашим за этот "инцидент". Но что толку от этих лживых слов? Ими не вернешь наших дорогих товарищей, погибших во время предательского налета "союзников"...»
Жесткое противостояние продолжилось и после войны: 10 марта 1948 года над Мерклином два советских истребителя сбили американский разведывательный самолет, нарушивший чехословацкую границу.

Падение «Нептуна»


1950 год отметился сразу несколькими инцидентами. Так, 8 апреля два советских истребителя Ла-11 сбили над Балтикой близ латвийской Лиепаи американский бомбардировщик PB4Y-2, который при попытке задержать его начал отстреливаться. В мае над Чукоткой другой Ла-11 вышел победителем в схватке с американским истребителем «Мустанг». А вот конец года остался за американцами: 8 октября два истребителя-бомбардировщика F-80, как сообщается, по ошибке атаковали советский аэродром близ Владивостока, повредив восемь машин. А позже под тем же Владивостоком патрульный самолет «Нептун» открыл огонь по преследующим его советским истребителям и сбил один. Впрочем, 6 ноября 1951 года МиГ-15 отомстили за товарища: другой «Нептун» открыл огонь по советским самолетам опять под Владивостоком, был сбит и рухнул в залив Петра Великого.

13 июня 1952 года американский разведывательный самолет RB-29 над Японским морем открыл огонь по советским МиГам и также был сбит. В тот же день над Балтикой был уничтожен шведский разведывательный самолет «Скайтрэйн», нарушивший воздушное пространство СССР над Вентспилсом и Лиепаей. Спустя три дня на дно отправилась и шведская летающая лодка «Каталина», разыскивающая место падения «Скайтрэйна».

Также 7 октября 1952 года советскими Ла-11 над Курилами был сбит американский разведывательный «Суперфортресс». Еще один «Суперфортресс» рухнул в Японское море после встречи с советскими истребителями 29 июля 1953 года.

Наконец, 8 мая 1954 года, впервые после Второй мировой войны (если несчитать войну в Корее), в бой вступили американские и советские истребители - тогда на перехват разведывательных «Стратоджетов» поднялись МиГ-17. Два RB-47 сумели уйти в Норвегию, а третий вступил в бой, был поврежден, но сумел приземлиться на британской авиабазе, с которой и взлетал.

Таран нарушителя


В 1954 году с перерывом почти в месяц - 4 сентября и 7 ноября - советские истребители вновь уничтожили два американских разведывательных самолета у Курильских островов. Та же судьба постигла и разведчик «Стратоджет» 17 апреля 1955 года у берегов Камчатки.

24 декабря 1957 года над Черным морем был сбит американский разведывательный самолет RB-57. А 27 июня 1958 года советские истребители обстреляли и принудили к посадке личный самолет главы ЦРУ Алена Даллеса С-118, который вторгся в воздушное пространство СССР в Армении. Все члены экипажа остались живы и через неделю были возвращены американским властям. А осенью того же года был сбит разведывательный «Геркулес», взлетевший с турецкого аэродрома и пересекший границу с Арменией.

В 1960-е годы количество воздушных инцидентов резко пошло на убыль: так, 1 июля I960 года в Баренцево море рухнул американский разведывательный «Стратоджет», а в мае 1963-го был сбит иранский «Аэрокоммандер».
Что касается 1970-х, то 28 ноября 1973 года произошел неординарный случай: преследуя нарушивший границу в Закавказье иранский «Фантом II», пилот МиГ-21СМ Геннадий Елисеев израсходовал все свои ракеты, но в цель не попал и предпринял... таран на сверхзвуковом самолете. Экипаж подбитого «Фантома» (иранец и американец) успешно катапультировался, а Елисеев был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

21 июня 1978 года произошел еще один иранско-советский инцидент: один из нарушивших государственную границу над Туркменистаном транспортных вертолетов «Чинук» был сбит ракетой с подоспевшего МиГ-23, а второй вертолет был поврежден огнем из авиапушки. Экипаж сумел посадить поврежденную машину, был взят в плен, но позже отпущен.

18 июля 1981 года состоялся еще один воздушный таран: на перехват аргентинского транспортного CL-44, перевозившего запчасти и боеприпасы для Ирана и нарушившего границу с Армянской ССР, были подняты четыре Су-15ТМ. Однако они быстро израсходовали топливо и были вынуждены возвратиться. Тогда на нарушителя был наведен другой самолет, пилотируемый Валентином Куляпиным. В ходе преследования он слишком близко подлетел к «аргентинцу», что сделало невозможным применение имеющихся ракет средней дальности. В результате, так как цель уже почти покинула пределы СССР, Куляпин решил пойти на таран и ударил транспортник по хвосту. CL-44 упал в четырех километрах от границы, а Куляпин успешно катапультировался.

Чтобы помнили


Пожалуй, единственная параллель, которую можно провести с недавним инцидентом, - атака штурмовиком Су-25 будущего вице-президента России Александра Руцкого на афганской границе 4 августа 1988 года, когда пакистанским истребителем F-16 «сухарь» был сбит. Руцкой, как мы знаем, попал в плен и позже был возвращен советской стороне.

Вне зависимости от того, как будут развиваться дальнейшие отношения между Анкарой и Москвой, мы все же надеемся, что политики помнят события Карибского кризиса, которые поставили мир на грань ядерной войны из-за сбитого над Кубой американского разведывательного самолета. Очень хочется надеяться, что, как и тогда, ситуация не выйдет из-под контроля.

Юрий ДАНИЛОВ






Вернуться в «История и политика»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость