Монастырь на озёрной глади

История мест, замков, крепостей, монастырей и пр...
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 429
Возраст: 38
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Монастырь на озёрной глади

#1 Сообщение zagadki-istorii » 08 янв 2019, 19:10

В этом монастыре нет широко известных святынь, прославившихся многочисленными чудесами. Однако сюда каждый год приезжает немало паломников. И, судя по всему, причиной тому - исключительная история, а также необычное расположение Свято-Введенского женского монастыря: он стоит на острове посреди Вятского озера, словно паря над водой.

Мост среди кувшинок

Надо сказать, что остров, где расположен Свято-Введенский монастырь, - место удивительной красоты, хранящее многие тайны истории.

Само Вятское озеро (расположено оно неподалеку от города Покрова) имеет почти идеальную круглую форму, а берега его - чудесные лесные панорамы. Предания гласят, что много столетий назад здесь селились люди из племени славян-вятичей, которые и дали имя этому прекрасному водоему. На большом острове, что находилось посреди озера, они устроили святилище бога Ярилы, однако спустя несколько столетий о нем остались лишь смутные воспоминания.

Но этот заповедный остров и ныне является прибежищем великой святыни - Введенской женской пустыни, что до 1917 года была мужским монастырем. Сегодня на остров с берега ведут два моста: один обычный автомобильный, сделанный из бетона, и второй - бревенчатый, для паломников и гостей пустыни. Эта переправа тянется над гладью озера, покрытой листьями кувшинок, прямо к воротам святыни, за которыми высятся храмы.

Бедный монастырь и «доходная» часовня

На острове, посреди Вятского озера стоит Свято-Введенская пустынь - жемчужина российского православия
Надо сказать, что по историческим меркам Введенская пустынь довольно молода. Основана она была в конце XVII века двумя благочестивыми иноками Сергием и Тимофеем. Эти два монаха решили поселиться на берегу Вятского озера, дабы вести здесь уединенную жизнь в тиши и покое. Однако вскоре молва о благочестивых старцах облетела всю округу, и к их кельям потянулись люди, чтобы стать насельниками новой пустыни. Вскоре на острове были поставлены несколько деревянных келий и небольшая островерхая часовня. А еще позднее островная братия возвела здесь и новый храм в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы, который и дал название юной обители.

Следует отметить, что остров на Вятском озере и его берега испокон веков были владением князей Голицыных. Однако они не стали «предъявлять претензий» к братии, без разрешения «оккупировавшей» их вотчину, а, напротив, без лишних разговоров отдали остров и озеро в собственность обители. Однако подарок был с некоторым «обременением». Теперь монахи, как владельцы «недвижимости», должны были выплачивать за нее налоги в царскую казну.

Вот только денег для уплаты налогов у молодого монастыря не было, и какое-то время положение спасала... часовня обители. Дело в том, что после постройки Введенского храма ее перенесли на Владимирский тракт, где «доброходы» - пешие и конные странники - заказывали требы, да и просто делали пожертвования на содержание обители. Часовню несколько раз грабили лихие люди, чем наносили большой урон Введенской пустыни.

Однако часовня (во второй половине XVIII века она была перестроена в камне) простояла на Владимирском тракте до 1918 года! Причем ежегодно в течение всего этого времени на день Ильи Пророка из ворот Введенского монастыря к ней выдвигался крестный ход, а после совершался праздничный молебен.

Настоятель с Афонской горы

Сегодня известнейшая святыня Свято-Введенской пустыни - это могила ее знаменитого настоятеля Клеопы. Местночтимый святой старец Клеопа возглавил обитель в 1760 году. Надо сказать, что благодаря руководству этого настоятеля островной монастырь стал известен всей России.

Сам же Клеопа родился в Валахии, где принял постриг еще в ранней юности. Много лет провел он в Афонских монастырях и там черпал духовную мудрость в беседах с самим Паисием Величковским, который сегодня почитается как один из православных святых.

Уже в зрелом возрасте Клеопа, покинув заповедную гору, отправился странствовать по свету и вскоре волею провидения оказался в островной пустыни близ Покрова. Здесь монахи упросили его возглавить их обитель, и старец, увидев в этом знак Господа, принял сан игумена. Однако такое решение ему далось нелегко, так как он стремился к уединению, дабы в безлюдном месте совершать духовный подвиг.

Став настоятелем, Клеопа ввел в жизнь пустыни устав афонских обителей. Теперь монастырь стал общежительным (все насельники в нем подчинялись общим правилам), а также пересмотрел и порядок богослужения. Старец считал, что главный труд монаха - это молитва, а потому на одном только всенощном бдении братия стояла по семь часов ежедневно. Кроме того, каждый монах обязан был класть по 350 земных поклонов утром и вечером ежедневно, дабы тем воспитывать в себе кротость и смирение. Причем все эти правила Клеопа исполнял наравне с другими насельниками, давая им пример своим рвением.

Также в монастыре Клеопа ввел следующий обычай: теперь каждый паломник мог проживать и столоваться в пустыни три дня и три ночи, не платя за это денег. Надо сказать, что эта традиция сохранилась во Введенском монастыре до самого его закрытия в 1918 году.

Смиренный старец

Вскоре слава о необычном настоятеле донеслась и до Санкт-Петербурга. В 1770 году в монастырь приехал светлейший князь Потемкин-Таврический. Фаворит императрицы долго беседовал с настоятелем и, поразившись его мудрости, решил представить старца Екатерине II. Однако, когда спустя некоторое время князь прислал в монастырь роскошную карету, дабы Клеопа смог с удобством добраться до столицы, оказалось, что настоятель исчез.

Избегая славы и всяческого внимания к своей персоне, Клеопа вместе с двумя учениками удалился в леса, где некоторое время проживал, замаливая свои прегрешения. Один из его учеников впоследствии вспоминал о чуде, которое произошло с ними в лесной чаще.

Спустя некоторое время после ухода из монастыря в домике, где жили отшельники, закончились все съестные припасы, и один из иноков хотел сходить в ближайшую деревню за едой. Однако Клеопа остановил его, сказав, что Господь сам пошлет им все необходимое. И действительно, через день перед лесной кельей остановилась подвода, груженная всевозможной снедью, которую привез в дар монахам незнакомый мужик. Вот только юноши так и не смогли понять, как же он добрался сюда на телеге по глухой чаще, через которую и пеший человек мог пройти с великим трудом.

Но уединение Клеопы было недолгим. Вскоре его прибежище стало известно монахам Введенской обители, и те, посетив старца, упросили его вновь стать их настоятелем.

Скончался Клеопа в 1778 году, и вскоре место его погребения стало почитаться как великая святыня. Уже спустя несколько месяцев после кончины старца здесь произошли первые чудеса исцеления людей от страшных недугов. Специально для паломников монахи возвели у могилы Клеопы каменную часовенку, где день и ночь горела лампада.

В советское время, когда в бывшем монастыре расположилась колония для несовершеннолетних, часовня была снесена. Однако верующие помнили о силе святого места, несмотря на то что охрана колонии задерживала на своей территории богомольцев, которые приходили сюда, чтобы поклониться старцу Клеопе.

Странный сон

Заново иноческая жизнь возродилась во Введенской пустыни в 1993 году, однако изначально здесь находилось подворье муромского Троицкого женского монастыря. Волею судьбы совершилась метаморфоза - мужской монастырь стал женским.

Вскоре сюда приехали сестры из Мурома, дабы поднимать из руин доставшееся им советское наследие. Однако в то время еще не все монастырские постройки были переданы обители - в храме Николая Чудотворца располагались клуб и кинозал. Но спустя год после того как муромские инокини занялись возрождением обители, к настоятельнице монастыря пришел директор клуба и рассказал ей удивительную историю. Оказалась, что в течение долгого времени ему часто снился один и тот же сон, в котором седой старичок просит отдать его храм святой церкви. И вот мужчина, прислушавшись к уговорам неведомого старца, решил выполнить его просьбу.

Сегодня Свято-Введенская пустынь -очень красивое и благодатное место. Говорят, что молитва, произнесенная здесь, непременно будет услышана Богом, и это могут подтвердить многие посетившие монастырь паломники.

Елена ЛЯКИНА






Вернуться в «История мест»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость