Пинежские «икотницы»

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 430
Возраст: 38
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Пинежские «икотницы»

#1 Сообщение zagadki-istorii » 05 мар 2019, 20:54

Русский Север - самые загадочные края на карте России. Здесь и поныне живы веками копившиеся суеверия, изжить которые не смогли ни православная церковь, ни технический прогресс. Одной из самых мистических считается Архангельская область, славящаяся тем, что там чаще всего случаются эпидемии таинственной болезни «икотка»...

В Пинежском районе Архангельской области «икотка» бушевала вплоть до 1970 года - ревели бабы деревенские дурными голосами, икали без передыху, лаяли по-собачьи, мычали как коровы, мяукали как кошки, и не было с этим сладу. Так что пришлось даже обкому КПСС вмешаться.

«Икота, икота, уиди на Федота...»

«Икотка» - болезнь древняя и веками считалась следствием порчи и вселения злого духа в человека. Об этой загадочной болезни еще в XIV веке упоминал креститель народа коми Стефан Пермский, боровшийся с языческими верованиями. Карелы, мордва, мокшане, вятичи, зыряне и пермяки называли «икотку» по-своему - «шева», по имени злого духа, который вселялся в человека. С «икоткой» были знакомы многие коренные народы Сибири и Урала, и практикой ее «подсадки» в совершенстве владели шаманы. В глухой сибирской тайге староверы строили храмы, где лечили от «икотки».

В Архангельской губернии первое упоминание об «икотке» датируется 1768 годом, когда епископ Архангельский и Холмогорский Вениамин в письме Синоду описал особую форму порчи и одержимости злым духом, связывая эпидемии «икотки» с верованиями древнего народа чудь, идолопоклонников, живших когда-то на берегах реки Пинеги, которые так и остались в народе. Веками в «икотку» верили так же свято, как в Святую Троицу и Христа.

До сих пор на русском севере верят в насылающих «икотку», и носят от них обереги
Самыми проклятыми в Пинежье считались деревни Пинег и Мезень, где «икотка» бушевала десятилетиями, наводя ужас на окрестные деревни. Подвержены ей были только женщины, а подсадить могли и мужчины. Поругались соседи, к примеру, сосед из мести и подсадил «икотку» жене своего недруга. И орет она дурным голосом день и ночь, или воет как собака, или кукарекает, мяукает так, что спасу нет. В 1815 году в Пинеге даже суд по делу о «напускной икотке» был.

Михайло Чукрая, обвиняемого в подсадке «икотки» своей двоюродной сестре Афимье, приговорили к 45 ударам плетьми за наведение порчи на сродственницу. Но «икотка» и ее насылающие колдуны до того замучили Пинежье, что в 1862 году случились в Пинеге и Мезени народные бунты. Народ деревенский поджигал дома колдунов, которые портили местных женщин. Правительством были стянуты войска на усмирение бунтов, а местные православные батюшки потом проводили с каждым бунтовщиком беседы.

Наследие народа чудь

Исторические документы свидетельствуют, что эпидемии «икотки» по всей северо-восточной России случались с XVIII вплоть по начало XX века и в других областях. В 1737 году императрица Анна Иоанновна даже издала указ о кликушах, как называли тогда бьющихся в истерике людей. Духовенству подлежало их разыскивать и передавать в суд.

В 1877 году «икоткой» болели женщины села Преображенское Тобольской губернии, а в 1912 году случилась «икотка» в Алтайском уезде в селе Чистюнька. В газетах тогда писали про эту навязчивую болезнь, что одержимые «икоткой» говорят не своими голосами, а то и на других языках говорят, предсказывают будущее и описывают прошлую жизнь кого-то из людей. Стоило появиться «икотке» у одной женщины в селе, как через несколько дней эпидемия уже охватывала всю деревню и соседние села. Согласно поверьям «икотка» - дух, похожий внешне на плесень, и колдуны выращивают ее на остатках еды и питья. (Причем в самогоне или водке «икотка» не приживается.) Считалось, что если зараженная женщина сначала начинает икать, то ее можно еще спасти, если сразу хорошо напугать - «икотка» боится громких звуков и резкого света.

Различалось три вида «икотки». Первая - немая, когда у женщины начиналась неудержимая зевота и появлялся тремор конечностей. При ревущей «икотке» из-за спазма мышц гортани менялся до неузнаваемости голос. Больные говорящей «икоткой» помимо продолжительного икания еще выкрикивали отдельные фразы и слова, нередко ругательные и нецензурные.

Но вернемся в Архангельскую губернию, в Суры, на родину православного святого Иоанна Кронштадтского, места, веками намоленного, где в 1834-1835 годах была эпидемия «икотки». Только напрасно веками православная церковь пыталась изжить здесь язычество. Так уж вышло, что вера в Бога здесь намертво сплелась с верой в языческую «икотку». В эту жуть в Суре верят до сих пор, только предпочитают не говорить, чтобы не сглазить самих себя. От сурян и сегодня шарахаются, как от прокаженных, считая, что в Суре одни «икотницы» живут. И крестятся случайно, повстречав женщину из Суры: «Упаси меня Господь!»

«Не буди лихо, пока оно тихо»

Чураются сурян жители других мест не зря. Ведь в 1970 году именно в одной из деревень Сурского сельского совета была страшная эпидемия «икотки». И много позже случалась «икотка» в тех краях, но в 1970 году это была настоящая эпидемия. В деревне Шуйга кричали женщины едва ли не через двор. Учителя, врачи, медсестры, воспитательницы детского сада, продавцы сельмага... Казалось бы, люди образованные, а вон оно как вышло. При одном только упоминании имени «икотника», того, кто мог подсадить эту заразу, женщины и начинали кричать. На «икотников» подавали в суд на полном серьезе, их пытались выселить из деревни. Были случаи нападения и попытки удушить, побои и истязания, попытки поджога домов «икотников». Словом, началась самая настоящая охота на ведьм, как в Средневековье. Пришлось Архангельскому обкому КПСС и милиции с прокуратурой вмешаться, чтобы не начались бунты и погромы со смертоубийствами. Ведь народ свято верил, что излечение от «икотки» возможно, только если убить того, кто ее наслал.

Власть обратилась за помощью к медикам, чтобы те помогли разобраться в ситуации и оказать медицинскую помощь всем заболевшим этой болезнью. Зараженных «икоткой» женщин из Шуйги везли на грузовиках в Суру, в больницу. Всю дорогу они голосили как сумасшедшие, наводя жуть на тех, кто попался на пути. В больнице их лечили гипнозом, давали снотворное и успокоительные. Добровольно пройти лечение желающих было очень мало.

Болезнью «икотка» была признана еще в XIX веке с подачи все того же епископа Вениамина, который пришел к выводу, что икота не колдовство, «но натуральная болезнь», и лечили ее успокоительными препаратами. Но в порчу, насланную «икотниками», на Русском Севере верят по сей день даже молодые. И носят при себе защиту - соль в кармане, молитву за пазухой, крещеный крестик православный. Защитой может стать даже отборный русский мат. Существует поверье, что «икотник» или «икотники» не могут умереть по старости или по болезни, не передав кому-либо свои поганые знания. Годами будут мучиться, пока не передадут своим детям, а то и случайному человеку, если детей Бог не дал. Да и затаились они давно ото всех, боятся теперь людей, но люди-то все равно знают, что они есть, и тоже боятся их.

Но говорить об этом нынче не принято - не буди лихо, пока оно тихо. Так что, несмотря на то что «пинежская икота» давно признана болезнью и включена в международный список психиатрических заболеваний, жители Русского Севера по-прежнему верят в «икотку». К слову, последние упоминания об «икотке» датированы 2009-2010 годами, и случилась она в деревне Карагай Пермского края. Там же, где и до революции ее эпидемия бушевала.

Ирина МИНАЕВА




Как победить болезнь

Болезнь, называемая «икоткой», лечили очень жестоко - женщин, заболевших этим недугом, нещадно били батогами, неделями морили голодом, натравливали на них, чтобы вызвать испуг, цепных псов и медведей, обливали ледяной водой на лютом морозе.






Вернуться в «Разное»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей