Крестовый поход в Индию

А что было бы если?
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 319
Возраст: 37
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Крестовый поход в Индию

#1 Сообщение zagadki-istorii » 13 авг 2016, 10:24

Второй крестовый поход обернулся для европейцев катастрофой. До Святой земли добрались жалкие остатки воинства, но здесь их ждали одни неудачи. Осада Дамаска не принесла никаких результатов, и два короля, германский и французский, с позором вернулись домой. А ведь если бы все сложилось иначе, то, вполне возможно, их путь лег бы далеко на Восток, в Индию, которой владели воинственные раджпуты. Кто вышел бы победителем из этой схватки?

В 1144 году мусульманское войско взяло Эдессу. Это было серьезным ударом по позициям крестоносцев, в конце XI века захвативших Иерусалим и основавших на Ближнем Востоке свое королевство. Жизнь в постоянном окружении врагов оказалась нелегкой, и потеря любого города или крепости была ощутима. Сразу же после потери Эдессы в Европе заговорили о том, что необходимо собирать новый крестовый поход на помощь Иерусалиму.

Марш за бесчестьем


К 1147 году определились предводители Второго крестового похода. Ими стали два короля: французский - Людовик VII и германский - Конрад III. Летом два больших войска двинулись в путь. Сначала немцы, спустя месяц - французы. Император Византии Мануил организовал переправу германского войска в Малую Азию, где оно потерпело сокрушительное поражение от турок-сельджуков в Каппадокии.

Осенью оба войска - сильно потрепанное германское и изнуренное дорогой французское - соединились в Никее. Дальше они действовали предельно бестолково, постоянно неся потери в мелких стычках с врагом и споря о том, что следует предпринять. В конце концов, армии снова разделились. Людовик VII задержался в Антиохии, а Конрад III отправился прямиком в Иерусалим. Оттуда совместно с королем Иерусалимского королевства Балдуином III он двинулся на Дамаск. Осада большого и хорошо укрепленного города оказалась безрезультатной.

В 1149 году оба короля возвратились в Европу с остатками своих армий, не достигнув абсолютно ничего. Между тем сложись обстоятельства иначе, и Второй крестовый поход мог обернуться не позором, а славой христианского оружия. Историки отмечали, что французы изначально хотели идти другим маршрутом - через Италию. Через земли Венгрии и Болгарии поход пошел исключительно благодаря настоянию Конрада III, который, кстати, поначалу вообще отказывался идти в крестовый поход.

Итак, если бы германский король не поддался на уговоры проповедников и остался в Европе, то французское войско добралось бы до Византии в гораздо более лучшем состоянии, чем это произошло в реальности. Заметим, что именно французы составляли основную ударную силу Второго крестового похода. По некоторым данным, в Святую землю их отправилось порядка 70 тысяч, тогда как немцев - лишь около 20 тысяч.

Добравшись до Палестины, не тратя время на споры с Конрадом и объединив силы с Балдуином III, Людовик VII вполне мог мощным ударом выбить мусульман из Эдессы. Тогда к 1148 году в Иерусалимском королевстве оказалась бы мощная, вдохновленная победами армия. Куда бы направили своих коней крестоносцы?

Совсем не фантастичным кажется вариант, что они не стали бы размениваться на затяжную войну с сельджуками, а двинулись бы дальше на Восток. А именно - в Индию. Ведь они верили, что именно в Индии находилось легендарное царство пресвитера Иоанна.

В поисках пресвитера Иоанна


Согласно легендам в этой таинственной восточной стране правил царь-священник, исповедующий несторианство (одну из раннехристианских ересей). Войско, которое якобы мог выставить пресвитер Иоанн, превосходило по силам все армии в Палестине.

Естественно, что обрести такого могущественного союзника мечтали христианские короли. Считалось, что царство пресвитера Иоанна находится в Индии. Ведь там якобы проповедовал апостол Фома. До сих пор в Индии можно увидеть могилу, в которой, как считают, был похоронен ученик Христа. Пресвитер Иоанн, таким образом, был наследником Фомы, за что ему можно было простить даже несторианскую ересь.

Добраться до Индии по суше было трудно. Для этого пришлось бы пройти по территории могущественных мусульманских держав (современных Ирака, Ирана, Афганистана и Пакистана). До Индии в лучшем случае добрались бы жалкие остатки войска. А вот морем, с помощью византийского флота, - шансы на успех были бы выше.

Людовик VII - романтик и истинный рыцарь, ставший впоследствии святым, не смог бы упустить шанс возглавить этот поход. Какие силы у него были в наличии? Ядром, безусловно, стали бы отборные французские рыцари из числа тех, кто пришел с королем из Европы. Следует знать, что когда мы говорим «рыцарь» как боевая единица, то имеем в виду в среднем от трех до десяти человек. Ведь рыцаря сопровождали один или несколько оруженосцев и вооруженные слуги. Все вместе это называлось «рыцарское копье». Присоединилось бы к восточному походу и какое-то количество рыцарей-вассалов короля Балдуина. Но их точно было бы немного. Силы Иерусалимского королевства и так были невелики. Так что много воинов Балдуин просто не смог бы дать.

Кто точно бы не остался в стороне от поисков царства пресвитера Иоанна, так это военно-монашеские ордена. Тамплиеры и госпитальеры точно выделили бы по сильному отряду. И для того, чтобы защитить короля Франции (большинство тамплиеров были французами), и для того, чтобы не упустить возможности прикоснуться к мудрости Востока. А заодно и пополнить сокровищами орденскую казну.

С учетом всего этого общая численность войска вряд ли могла превысить 10 тысяч человек. Впрочем, для Средневековья это было большой армией.

Государство воинов


Понятно, что царство пресвитера Иоанна - вымысел. Что на самом деле ждало крестоносцев в Индии? До объединения страны под властью Делийского султаната было еще далеко. На полуострове существовало несколько государств раджпутов - воинского сословия, относящегося к варне кшатриев. Эти сравнительно небольшие княжества часто воевали друг с другом, но объединялись против общего врага (они смогли дать достойный отпор мусульманам в VIII веке).

Раджпуты были воинами и не мыслили себя вне войны. Сражения были обставлены большим количеством ритуалов. Каждый раджпут почитал свое оружие. Причем каждый вид оружия находился под покровительством того или иного божества.
Оружие делилось на «высшее» и «низшее». Каждый воин владел (в порядке «повышения») копьем, дротиками, луком, мечом. Как правило, имели при себе раджпуты и чакру - метательное оружие в виде плоского заточенного кольца. Классический индийский меч назывался кханда. Он имел прямой или расширяющийся к острию обоюдоострый клинок и был довольно тяжелым. Вообще, часто считают, что кханда был скорее ритуальным, чем боевым оружием. Гораздо чаще воины пользовались мечами типов тальвар или сирохи, больше похожими на сабли.

Раджпутская армия состояла из четырех традиционных видов войск: колесницы, кавалерия, пехота и боевые слоны. При этом пехоты было довольно мало. Кавалеристы частично сидели на лошадях, а частично - на боевых верблюдах. Колесницы к XII веку уже не использовались. А вот слоны на всем протяжении индийской истории представляли собой самое грозное оружие.

Для слонов изготавливали специальные латы, защищающие их от ударов. Огромное, закованное в железо животное было почти неуязвимо. Только опытные воины могли поразить его точным ударом по хоботу, глазам или в щели между латными пластинами. Убить гиганта при этом было почти невозможно. Главной задачей было заставить его повернуть против своих. Взбесившийся от боли слон представлял жуткую угрозу для всех окружающих. Вооружены слоны были специальными цепями с металлическими шарами, утыканными шипами. Этот «кистень», прикрепленный к хоботу, сметал все на пути «живого танка». На спине устанавливалась башенка хоуда, в которой сидели несколько воинов, обычно лучники.

Кавалерия против демонов


Главным слабым местом армии раджпутов была тактика. Точнее, ее почти полное отсутствие. Внимание уделялось прежде всего личной доблести воина, а о каких-то построениях, тактических приемах и согласованных действиях никто и не думал. Сражение раджпутских армий представляло собой череду поединков. Причем проведенных по всем правилам - на одинаковом оружии, с уважением к противнику. Воины обеих сторон, оказавшиеся на поле боя рядом, нередко прекращали сражаться, чтобы посмотреть на поединок двух героев.

Особым шиком были внезапные приемы, демонстрирующие доблесть раджпута и его презрение к смерти. Одним из таких приемов был знаменитый угара - спешивание на полном скаку. Это демонстрировало мастерство наездника, его отвагу и решимость не покидать поля боя. Угара должен был деморализовать противника.

Европейское рыцарское войско XII тоже имело довольно примитивное представление о тактике ведения боя. Но по сравнению с раджпутами являло собой просто идеал организованности. Пехота в рыцарских сражениях в расчет не принималась вовсе, а главным приемом кавалерии был таранный удар копьем. Собственно, согласованные действия всего войска можно было заметить только в самом начале, когда плотный конный строй устремлялся на врага, выставив длинные копья. А после столкновения начиналась серия мелких стычек между отрядами или отдельными воинами. Исключение составляли рыцари монашеских орденов, обученные действовать, поддерживая друг друга.

В ближнем бою в ход шли романские мечи (они были не очень приспособлены для нанесения сильных уколов, но ими уже можно было фехтовать, в отличие от мечей каролингского типа). А чаще - секиры и булавы, позволяющие нанести сильный сокрушающий удар. Пробить доспехи было сложно, а нанести травму ударом булавы - гораздо легче.

Кстати, снаряжены европейские и индийские воины были примерно одинаково. Кольчуги и стеганые куртки, обшитые металлическими бляхами, были самым популярным видом доспехов и в Европе, и в Индии XII века.

Так что же ждало рыцарей, вторгшихся в страну раджпутов? Первые бои они, скорее всего, выиграли бы сравнительно легко, используя преимущество своего сомкнутого строя и таранного удара. Благородные раджпуты напрасно ожидали бы поединка по всем правилам. Крестоносцы просто не знали этих правил, да и не снизошли бы до того, чтобы равнять себя с язычниками.

Но удача явно покинула бы крестоносцев, как только им пришлось бы столкнуться с объединенной армией нескольких княжеств. Формально силы оказались бы примерно равны - раджпутские армии были невелики. Но на этот раз на поле боя точно появились бы слоны. Если всадников на верблюдах рыцари еще могли встречать в Палестине, то невиданные ранее чудовищные звери внушали бы неподдельный ужас. Нанести удар сомкнутым строем на взбесившихся от страха лошадях не представлялось возможным. Не умея сражаться со слонами, рыцари гибли бы под их ногами и бивнями десятками и сотнями. Стоит учитывать крайнюю суеверность людей Средневековья. Многие могли решить, что имеют дело с воинством сатаны, который выпустил на них своих демонов! О каких-то шансах на победу можно было бы говорить лишь при существенном численном преимуществе европейцев.

Возможно, часть войска смогла бы отступить к кораблям и покинуть негостеприимные индийские берега. Вернувшись, они рассказали бы о жутких сражениях с «демонами», и эти легенды передавались бы из уст в уста наряду с рассказами о чудесном царстве пресвитера Иоанна, попасть в которое можно, только победив воинство бесов.

Кирилл ИВАНОВ




Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг





Вернуться в «Альтернативная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость