Иерусалимская катастрофа

История религий, конфессий и сект
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 319
Возраст: 37
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Иерусалимская катастрофа

#1 Сообщение zagadki-istorii » 23 авг 2016, 17:36

363 год. Император Флавий Клавдий Юлиан, известный в наши дни как Юлиан Отступник, пытался любой ценой остановить распространение христианства. Он разрешил иудеям восстановить Иерусалимский храм. Помешало то, что церковные историки сочли чудом, а ученые - крупнейшим стихийным бедствием со времен гибели Содома и Гоморры.

Месть императора


Флавий Клавдий Юлиан родился в 331 году. Его дедом был император Констанций I Хлор, а отцом брат святого Константина - Юлий Констанций. Мать Флавия умерла спустя месяц после родов. Когда мальчику исполнилось шесть лет, в империи началась очередная династическая резня. Потомков Констанция обвинили в заговоре и казнили, чтобы они не могли претендовать на римский трон. Среди убитых был отец Юлиана. Пощадили лишь малолетних детей.

Несчастный Юлиан рос, понимая, что его жизнь висит на волоске. Воспитанием мальчика занимался Евсевий, епископ Никомедии. Епископ жил не по-христиански и имел на своей совести много преступлений.
После смерти учителя Юлиана отправили в ссылку. Он жил в роскошном дворце и ни в чем не нуждался, но не мог сделать ни шагу без надзора. Стража и прислуга состояли из христиан. Узник всей душой возненавидел государственную религию и людей, которые проповедуют одно, а делают другое.

Случайный поворот судьбы сделал Юлиана императором. 11 декабря 361 года он торжественно вступил в Константинополь. В этот день Юлиан в последний раз переступил порог христианского храма.

Первым делом император распорядился разыскать тех, кто действовал против него или принимал участие в убийстве его родственников. Те, кто не успел бежать, были сожжены живьем. Потом пришла пора ненавистной религии. Импера-
тор повелел открыть языческие храмы и восстановить статуи богов.

Юлиану хватило здравого смысла не прибегать к насилию. Он знал, что ответом на прежние гонения были мученичество и умножение числа христиан. Тех, кто не боится мук и смерти, бессмысленно убивать. Лишив христиан привилегий, дарованных предыдущими императорами, Юлиан лишь запретил им занимать командные должности и обучать детей. Переделанные в церкви языческие храмы вернули прежним владельцам.

Под натиском стихии


Иудеи тоже обратились к императору за разрешением построить заново снесенный римлянами Иерусалимский храм. Юлиан распорядился выделить на строительство деньги и все необходимые материалы. Он понимал, что восстановленный храм станет страшным ударом по христианам, наглядно опровергнув пророчество Иисуса: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24:2). Надзор за стройкой Юлиан поручил Алипию, бывшему вице-префекту Британии.

Со всех концов империи в Иерусалим стекались иудеи, чтобы лично участвовать в стройке века. Женщины жертвовали все украшения на будущее убранство храма, а потом вставали рядом с мужчинами, расчищая фундамент от обломков. Вскоре все было готово к закладке первых камней.

Алипий собирался провести церемонию закладки 18 мая 363 года, но его планам не суждено было осуществиться. На Иерусалим обрушилась буря, разметав запасы алебастра и извести. Церемонию отложили до следующего дня.

Ночью всем показалось, что наступил конец света. Дворцы знати и хижины бедняков рухнули, превратившись в груды мусора. Люди метались по улицам, пытаясь вытащить из завалов тех, кому еще можно помочь. Строители не смогли приступить к работе - многие из них погибли под руинами домов.

Церковь, где той ночью молился Кирилл Иерусалимский, выстояла перед натиском стихии. Епископ приказал всем выжившим христианам идти к Масличной горе, громко распевая псалмы. Большая часть города превратилась в развалины.

«Погибших людей собрано было там великое множество, и из них одни совсем умерли, а другие найдены полумертвыми, то без рук, то без ног, то без иных частей тела», - описал трагедию историк Созомен.

Землетрясение затронуло весь Ближний Восток. Среди уничтоженных городов были Петра, Никополь, Себастия, Сепфорис (Диокесария), Ашкелон, Гиппос, Азот. Подземные толчки чувствовались даже в Константинополе.

Император Юлиан той ночью находился в Персии. Его легионы разгромили персов, но не могли захватить столицу. Боги не помогли императору. Землетрясение, если оно там и ощущалось, не поколебало неприступные стены Ктесифона.

Огненная смерть


Церковные летописцы пишут, что многих иудеев во время катастрофы уничтожило «небесное пламя». Детали трагедии в их описаниях не совпадают. Феофан Исповедник и Феодорит Кирский утверждают, что пламя вырвалось из-под земли около основания храма. Язычник Аммиан Марцеллин, находившийся вместе с Юлианом в Персии, записал с чьих-то слов, что «страшные огненные клубы» отгоняли рабочих от фундамента и сожгли наиболее упорных иудеев.

Ученые предположили, что подземные толчки могли высвободить горючие газы, вспыхнувшие из-за факелов в руках у рабочих. Но Иерусалим находится далеко от мест, богатых газом и нефтью. Высказывалось и предположение, что в уцелевших подвалах храма мог скопиться метан, выделяемый гниющими останками.

Григорий Богослов приводит более правдоподобную версию событий. Он написал, что выжившие иудеи бросились в синагогу - «одни для молитвы, другие, как обыкновенно бывает в подобных случаях, ища спасения, где пришлось, иные же увлечены были общим смятением, вмешавшись в толпу бегущих. Храм их не принял. Идя к отворенным вратам, нашли, что они затворены какою-то невидимою силою, которая чудодействует подобным образом, чтобы привести нечестивых в ужас, а благочестивых в безопасность. Но все уже говорят и удостоверены, что когда они усиливались войти, из храма вышел огонь, и одних пожег и потребил, а других, изувечив, оставил живым памятником Божия гнева и мщения на грешников».

Пожарные называют это обратной тягой. Огонь в замкнутом помещении стихает, поглотив весь кислород, а под потолком скапливаются горючие газы. Если кто-то открывает дверь и впускает свежий воздух внутрь, все мгновенно превращается в огненный ад. Пламя не ограничивается помещением, вырываясь наружу гигантским факелом. Судя по всему, в здании из-за подземных толчков начался пожар. Двери сперва не поддавались: внутри уже создалось пониженное давление. Открыв доступ воздуху, люди пали жертвой пламени.

Созомен в «Церковной истории» написал, что про огненную погибель «рассказывают все в один голос: сомнения не обнаруживает никто. Кому это кажется невероятным, пусть того уверят слышавшие от очевидцев и еще живущие иудеи и язычники, оставившие свою работу неоконченною, или которой, лучше сказать, они и начать не могли».

Нерукотворные знаки


Летописцы упоминают, что на следующее утро люди увидели несмываемые знаки, запечатленные на одежде. Созомен пишет, что «на платье у всех сам собою запечатлелся знак креста, и все одежды разукрасились как бы звездами, так что были сделаны будто из искусно вышитых тканей». По Сократу Схоластику, «световидные изображения креста» в тот день появились только на одеждах иудеев. Феодорит приводит третью версию: крест «световидного начертания» появился на небе. Одежды иудеев были испещрены крестами, «только не световидными, а черного цвета».

Григорий Богослов и здесь помогает понять, что произошло: «Видевшие это чудо да покажут и ныне одежды, запечатленные тогда знамениями креста. Как скоро кто из наших или из посторонних рассказывал о сем или слушал рассказывающих, тотчас видел чудо на себе, или на ближнем: сам был в звездах, или видел звезды на одеждах другого, испещренных лучше всякой мастерской ткани или искусной живописи».

Потрясенные люди начинали видеть звезды и кресты, только услышав об этом. В анналах медицины есть немало историй о массовых галлюцинациях, вызванных стрессом. Во время Франкопрусской войны 1870-1871 годов немецкие крестьяне видели на коньках крыш и в окнах картины религиозного и военного характера: Мадонну, распятие, солдат с пушками, холодное оружие. Случайные пятна и разводы превращались в их мозгу в яркие, красочные картины.

Историки не исключают, что иудеи могли сами рисовать кресты на одежде, надеясь избежать расправы от рук разъяренных христиан. Жители искренне верили, что город был разрушен Богом из-за попытки восстановить Иерусалимский храм. Трагедия могла увенчаться погромом.

Конец языческого ренессанса


Во время отступления из-под стен Ктесифона император оказался в гуще сражения. Тяжелая конница персов пробила строй римских центурий. В бой пошли слоны, пугавшие легионеров. В суматохе кто-то ударил Юлиана копьем в бок. Пытаясь вырвать лезвие, он разрезал руку до кости и упал с коня. Феодорит намекнул, что удар мог нанести не перс, а кто-то из христиан.

- Слишком рано, друзья мои, пришло для меня время уйти из жизни, которую я, как честный должник, рад отдать требующей ее назад природе, - сказал умирающий, когда его унесли с поля боя. - Не горюю я и не скорблю, как можно думать, потому что я проникнут общим убеждением философов, что дух много выше тела, и представляю себе, что всякое отделение лучшего элемента от худшего должно внушать радость, а не скорбь. Я верю и в то, что боги даровали смерть некоторым благочестивым людям как высшую награду. Мне дан этот дар - я в этом уверен, - чтобы я не изнемог под бременем страшных затруднений, не унизился и не пал.

26 июня 363 года Юлиан Отступник скончался. Языческий мир окончательно ушел в прошлое, освободив место христианству.

Герман МИХАЙЛОВ









Вернуться в «История и религия»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей