Метрополитен для империи

История мест, замков, крепостей, монастырей и пр...
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 319
Возраст: 37
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Метрополитен для империи

#1 Сообщение zagadki-istorii » 19 сен 2016, 14:57

В 1814 году российский император Александр I, победитель Наполеона, с почестями был принят в Лондоне, где ему представили всех виднейших деятелей Англии. Среди них был и Марк Изамбар Брюнель, талантливый военный инженер, член лондонского Королевского общества. В ходе разговора с ним всплыла тема устройства постоянной переправы через Неву, и в конце концов Брюнель получил заказ на ее проектирование. В начале 1820-х годов он представил на рассмотрение два проекта: мостовой и туннельный. Первый был отвергнут из-за опасности повреждения моста ледоходом, поэтому сосредоточиться решили на туннельном варианте. Любопытно, кстати, что восемью годами ранее император отверг подобный проект русского подданного мещанина Торгованова.

Подкоп под Невский


Однако подземную дорогу под Невой построить так и не удалось - в 1825 году император умер, и все силы и средства были брошены на осушение знаменитых питерских заболоченностей. К концу века, когда Петербург во всех направлениях прорезали осушительные каналы, вновь встал вопрос о решении транспортной проблемы. Мосты были дорогостоящими, медленно строились и часто ломались, так что отцы города вновь вернулись к идее подземных туннелей. В 1895 году российский инженер-путеец Я.К. Ганеман предложил построить между Троицкой площадью и Марсовым полем, под Лебяжьим каналом (он же - Лебяжья канавка), транспортно-пешеходный туннель. Это был прообраз метрополитена - двухкилометровый перегон (из них 620 метров - под водой), три этажа для пешеходов, экипажей и канатной дороги. Согласно расчетам, туннель стоил бы дешевле Троицкого моста, рассматривавшегося как альтернатива, на миллион рублей (эквивалент 774 килограммов золота), однако градостроители выбрали мост, который стоит до сих пор.

В 1901 году появился следующий проект - туннель под Невским проспектом, по которому должны были ходить трамваи на электрической тяге. Автор проекта Г.А. Гиршсон, исходя из особенностей грунта, рекомендовал мелкое заложение при открытой проходке и лишь на пересечениях с Мойкой, Фонтанкой и Екатерининским каналом использовать закрытый щитовой способ. Всего же линия протяженностью 3,6 километра должна была насчитывать восемь станций с боковыми платформами длиной 36 метров и шириной - 3. Поезд представлял собой моторный и прицепной вагоны - в последнем помещались 40 пассажиров, что означало показатели вчетверо лучше, чем у конки. Правда, несмотря на одобрение проекта Товариществом конно-железных дорог, он так и остался на бумаге.

Петербург-Радиальная


В том же 1901 году появился еще один проект петербургского метрополитена - работы знаменитого изобретателя П.И. Балинского, выпускника петербургского Института гражданских инженеров. Его проект городской железной дороги был разработан при участии американского банкирского дома «Мэри Вернер и компания» и предусматривал в первую очередь обеспечение транспортом малоимущих жителей окраин, которые составляли тогда 80% населения города.

Метрополитен, представленный Балинским, имел радиально-кольцевую структуру с расположением центральных станций под землей на небольшой глубине, а периферийных - на наземных эстакадах. Протяженность линий составляла порядка 100 километров. Станции предлагалось делать деревянными (позднее - из камня и металла), без архитектурных изысков, сугубо утилитарными. Поезд должен был состоять из 3-4 вагонов наподобие трамвайных.

Петербургские власти отнеслись к проекту вяло. Архиерей Русской православной церкви Сергий писал митрополиту Московскому: «Не унизит ли себя человек, созданный по образу Божию разумным созданием, спустившись в преисподнюю? А что там есть, ведает один Бог, и грешному человеку ведать не надлежит», В общем, проект опять осуществлен не был.

Туннель... вдоль канала


Станция метро «Автово» - одна из первых станций питерского метрополитена
К идее метрополитена в Петербурге (тогда уже Петрограде) вернулись сразу после революции - планировалось засыпать Екатерининский канал, предварительно оборудовав там туннель. Позже схема трасс поменялась, к закладке шахтных стволов приступили в 1941 году, но грянула Великая Отечественная война, и работы пришлось отложить, а пройденные стволы и выработки - затопить, опасаясь обрушений. Все рабочие-метростроевцы были кинуты на строительство оборонительных сооружений вокруг Ленинграда.

Сразу после войны, в 1946 году, был создан «Ленметропроект», где еще раз пересмотрели методы и технологии работы над созданием метрополитена. В итоге было принято решение уменьшить диаметр туннеля (с шести метров по «московскому стандарту» до пяти с половиной) и сделать перегоны ниже станций.

В следующем году строительство подземной железной дороги возобновилось, в 1949-м метростроевцы получили первый горнопроходческий комбайн (который, к слову, был произведен здесь же, в Ленинграде). В 1954 году постановлением Совета Министров СССР был создан Ленинградский метрополитен, и спустя год подписали акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди подземки - линии «Площадь Восстания» - «Автово».

Сталин в подземке


Поскольку на момент открытия метро со времени смерти «отца народов» товарища Сталина прошло очень немного времени, убрать с каждой станции изображение Иосифа Виссарионовича не успели - портреты вождя остались на станциях «Технологический институт», «Площадь Восстания» и «Нарвская». Больше всех пострадало оформление станции «Технологический институт», где по первоначальному проекту планировалось установить скульптуру вождя, в кассовом зале разместить мозаичное панно с изображением принятия Кобой учеников высшей школы в Кремле 17 мая 1938 года, а сверху купол здания должен был быть опоясан памятной надписью «Слава великому Сталину - зодчему коммунизма, корифею науки». В итоге скульптура и панно исчезли. В 1961 году барельеф с изображением вождя также был снят в ходе работ по строительству перехода на соседнюю станцию (компанию «вождю народов» составил барельеф Фридриха Энгельса), но обратно уже не вернулся и ныне находится в Музее Петербургского метрополитена.

До наших дней дошло лишь одно изображение - барельеф «Объявление Лениным советской власти» на станции «Площадь Восстания»: Сталин там располагается между колонной и знаменем, за спиной Ленина. А мозаичное панно на «Нарвской» (которую изначально планировали назвать «Сталинская») в 1961 году было закрыто фальшстеной и, по слухам, существует под слоем штукатурки до сих пор.

Мозаичные панно, барельефы, скульптуры и бюсты вождя также предусматривались на «Балтийской», «Кировском заводе» и «Автово», но в итоге были заменены на те элементы оформления, которые можно увидеть сегодня. В кассовом зале «Автово» тогда, кстати, планировалась надпись по периметру под потолком «Великому Сталину слава», но текст в итоге заменили на «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках». И вправду - слава!

Юрий ДАНИЛОВ









Вернуться в «История мест»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей