Кто ты, шамаханская царица?

Не подтверждённые научным сообществом факты
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 319
Возраст: 37
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Кто ты, шамаханская царица?

#1 Сообщение zagadki-istorii » 05 фев 2017, 21:47

С этой прекрасной правительницей из таинственной Шамахи, наверное, каждый из нас познакомился еще в годы детства. Героиня знаменитой сказки А.С. Пушкина, написанной по ней опере Н.А. Римского-Корсакова и современных мультфильмов, шамаханская царица «зарекомендовала» себя как коварная обольстительница, обладающая некоторыми магическими способностями. Но оказывается, у этой дамы были реальные исторические прототипы, и вполне возможно, что ее владения когда-то присутствовали на географических картах Древнего мира.

«Шелковый» город


В современном мультфильме владения шамаханской царицы показаны как цветущий город с дворцами, мечетями и огромной башней. Вот только все же неясно, где располагался этот сказочный город.

В одной из своих работ Вольтер писал, что Шемаха являлась столицей древнего Мидийского царства, что находилось на западе современного Ирана. Однако, согласно другой версии современных исследователей, город правительницы из легенд существует и в наши дни, и находится он на территории современного Азербайджана.

Город Шемахы (Шемаха, Шамахы), расположенный неподалеку от Баку, еще несколько столетий назад был центром самостоятельного ханства. Надо сказать, что жизнь в этих владениях была неспокойной, так как правителям маленького государства постоянно приходилось отражать набеги арабов, персов и османов, стремившихся покорить богатые земли. Дело в том, что на весь мир славилась Шемаха своими прекрасными шелками отменного качества и удивительной красоты. Чтобы купить благородные ткани, приезжали сюда купцы не только из азиатских стран, но и из Европы, ведь на протяжении нескольких веков платья из шелка особо ценились придворными модницами Франции, Англии и других западных стран. Хотя надо сказать, что особой роскошью было изготавливать из знаменитого шелка ливреи для слуг, конские черпаки или же походные и охотничьи шатры - совсем как тот, что был у коварной царицы в сказке Пушкина.

Кроме того, известна была Шемаха оригинальными женскими танцами, искусством которых владели не только рабыни-танцовщицы, но и высокородные дамы. А потому неудивительно, что дева из этого города могла сразить наповал своими плавными движениями любого приглянувшегося ей мужчину.

Вторая из восьми


И все же, как бы то ни было, история не оставила нам имен женщин - правительниц Шемахи, способных покорить своей красотой и изяществом русского или какого-нибудь другого правителя. А вот прототипом сказочной девы историки зачастую называют кабардинскую княжну Кученей Темрюковну - вторую жену царя Ивана Грозного.

После смерти Анастасии Романовой овдовевший правитель послал гонцов в кабардинские земли, что недавно стали частью русского государства, дабы те разыскали там ему подходящую невесту. Этим браком царь хотел укрепить союз с кавказским народом, пожелавшим «встать под его руку».

Подходящая красавица нашлась в семье знатного мурзы Темрюка. Увидев парсуну (портрет) юной Кученей, царь влюбился в нее с первого взгляда и приказал как можно быстрее привезти невесту ко двору. Приняв крещение, кабардинская дева получила и новое имя - Мария Темрюковна, а приехавшие с ней в русские земли многочисленные родственники стали родоначальниками знаменитой семьи князей Черкасских.

Новая царица почти сразу же после венчания проявила себя как гордая и независимая натура. Ей ничего не стоило надеть привычную черкеску, вскочить на коня и умчаться на соколиную охоту, к великому изумлению бояр и прислуги, не привыкших к такому поведению женщин. Надо сказать, что именно Мария стала «первооткрывательницей» нынешнего Рублевского шоссе, ведь в XVI веке на его месте располагались леса, богатые дичью, - любимое место охоты «бешеной черкешенки», как называли в Москве царицу.

А кабардинская красавица и в самом деле отличалась бешеным нравом. Она могла без жалости собственноручно отходить плетью провинившегося слугу и выбить хлыстом глаз ненароком споткнувшемуся под ней коню. Многие историки считают, что именно Марии пришла в голову мысль о создании опричнины, которую ее не менее жестокий супруг воплотил в жизнь.

Свои палаты царица украсила в привычном ей стиле. Полы были устланы коврами, на стенах висело оружие, а в комнатах лежала лошадиная упряжь, и данные «интерьеры» поражали сенных девушек Марии. Влюбленный царь закрывал глаза на маленькие прихоти своей супруги, а та управляла им как хотела, выпрашивая новые милости для родственников и угодных ей людей.

Но все же царская семейная идиллия была непродолжительной. Спустя восемь лет после свадьбы царица, сопровождая мужа в поездке по северным землям, простудилась и вскоре скончалась. Однако существует версия, что Мария Темрюковна была отравлена самим Иваном Грозным. Узнав о том, что жена, забыв о супружеской верности, изменяет ему сразу с несколькими мужчинами, царь решил извести изменницу. Терзаясь ревностью и боясь, что его позор станет достоянием общественности, Иван Васильевич сам подсыпал яд в пищу Марии, а на ее похоронах поклялся более не искать жен в чужих землях. Это обещание царь сдержал, ведь все последующие его супруги были русскими. Однако ни с одной из них у правителя не было такого взаимопонимания, как с Марией Темрюковной.

И хотя вторая жена Ивана Грозного - не самый известный персонаж русской истории, в ее родных землях - городе Нальчике - поставлен памятник этой царице, надпись на котором гласит: «Навеки с Россией!».

Ужель та самая Тамара?!


Неужели грузинская царица Тамара стала прототипом загадочной шамаханской царицы?
Еще одним прототипом роковой дамы из Шемахи нередко называют правительницу Грузии - знаменитую царицу Тамару. Мол, и владения ее неподалеку от «шелкового» города располагались, да и репутация коварной обольстительницы крепко за ней закрепилась. Большинство слухов о любовных интригах этой женщины и убийствах ею возлюбленных являются чистым вымыслом, но все же сердце одного русского князя она разбила навеки.

Так уж вышло, что отец Тамары Георгий III, не имея наследника мужского пола, оставил трон своей старшей дочери. Однако в XII столетии молодой женщине, даже такой умной и волевой, как Тамара, трудно было без мужской поддержки управлять государством, окруженным со всех сторон воинственными соседями. Когда пришло время выбирать супруга, выбор молодой царицы пал на русского княжича Юрия, сына Андрея Боголюбского. Потенциальный жених, не имеющий в русских землях своего удела, не стал отказываться от выгодной партии, однако брак, заключенный по политическим соображениям, стал для него браком по любви. Едва увидев свою невесту, Юрий влюбился в нее без памяти, но, видимо, Тамара не отвечала ему взаимностью. Для царицы на первом месте было благополучие ее народа, а муж ей был нужен лишь только как полководец, возглавляющий армию во время войны.

Некоторое время Юрий мирился с холодностью жены и со своей ролью «второго плана», но все же конфликт был неизбежен. Устав от упреков надоедливого супруга, Тамара выслала его в Константинополь, но вскоре тот вернулся и поднял восстание, желая с помощью оружия вернуть себе свою царицу. И хотя во время вспыхнувшей смуты русского княжича поддержала добрая половина Грузии, в решающем сражении победа досталась законной правительнице.

Оставив своих сторонников вымаливать прощение у царицы, Юрий отправился в половецкие степи и занялся там набором нового войска. Вернуться домой он не захотел, так как знал, что отец не окажет военной помощи и запретит возвращаться в Грузию, а княжич не представлял себе жизни без своей Тамары.

Однако и во втором походе Юрий потерпел поражение от любимой женщины, после чего он снова скрылся от преследователей, чудом избежав плена. Поняв, что уже не вернуть семейного счастья, княжич навсегда покинул русские и грузинские земли, и его дальнейшая судьба, к сожалению, неизвестна.

И все же злоключения сына Андрея Боголюбского и его сложные отношения с царицей Тамарой нашли свое место в песнях и сказаниях русского народа. И, возможно, одно из них было рассказано няней великому поэту, вдохновив его на создание сказки.

Анна МУРОМЦЕВА






MariaProge

Кто ты шамаханская царица

#2 Сообщение MariaProge » 27 фев 2017, 01:22

дааа вот бы мне скорость побыстрее





Вернуться в «Версии и гипотезы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей