Славянский Новый Год

История Руси, России и СССР
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 319
Возраст: 37
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Славянский Новый Год

#1 Сообщение zagadki-istorii » 29 дек 2015, 09:52

Мы давно привыкли встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января, под бой кремлевских курантов, под просмотр традиционной «Иронии судьбы» и под хлопанье пробок бутылок с шампанским. А ведь этот веселый праздник пришел на Русь по указу царя Петра I всего-то лет 300 с небольшим назад. Как же до этого указа отмечали приход Нового года наши предки? И всегда ли это происходило только зимой?

В допетровские времена праздник, связанный с наступлением нового года, отмечали в сентябре, когда на улицах еще не лежал снег, а деревья шумели лишь слегка пожелтевшей листвой. Но еще ранее, до Крещения Руси, Новый год отмечали весной.

Все врут календари?


В языческие времена наступление нового года на Руси отмечали 1 марта. В этот день славяне старались умилостивить Дажьбога и Хорса, украшая вишневое дерево свечами и разными подношениями. А в хоромах князей и бояр вишневое дерево, которое росло в кадке, зацветало, и вокруг него устраивалось ритуальное действие - восхваление богов.

Надо немного рассказать об астрономических познаниях славян, которые были поистине уникальными. Славяне первыми ввели понятие високосного года, который у них назывался Священным Летом и который наступал каждые 16 лет, с 41 днем в каждом месяце.

Встречи Нового года в марте, по одной из версий, продолжались до 988 года, когда в княжение князя Владимира Святославича Русь приняла христианство. Новый год тогда начали праздновать в Симеонов день -1 сентября. По древним обычаям, в этот день полагалось поздравлять всех родных и знакомых, дарить им спелые яблоки прямо с дерева. Но в народе еще долго не забывали весенний Новый год. О нем напоминала Масленица - языческий праздник, который отмечают до сих пор.

В конце концов, в 1342 году глава Русской православной церкви митрополит Феогност, дабы покончить со всей этой неразберихой, велел праздновать Новый год в сентябре, и только в сентябре.

Так продолжалось до 20 декабря 1699 года, когда царь Петр I издал указ, возвещавший об изменении старого календаря, согласно которому летосчисление велось с Сотворения мира, а не от Рождества Христова. То есть, из 7208 года Россия попала прямиком в год 1700-й. Царевым указом всем было велено в этот день быть в церкви на богослужении, а по выходе из храма обмениваться приветствиями. Дворянству и мещанам предписывалось украшать дома снаружи ветвями сосновыми, еловыми, можжевеловыми в знак наступления нового года. Кроме того, следовало учинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни.

Петра ничуть не смутила разница между датой 7 января - днем рождения Иисуса Христа по православному календарю (у католиков он приходится на 25 декабря) и 1 января. Он поступил так, как обычно поступал в подобных случаях - указал праздновать, значит, и быть посему. Ну а кто не послушается царева указа...

В городах стали отмечать Новый год 1 января. Но народ в деревнях, не зная обо всех этих «царских штучках», продолжал встречать Новый год в сентябре, как испокон веков делали предки. А в некоторых селах, где еще сохранились пережитки язычества, продолжали отмечать Новолетье - так они называли наступление Нового года в декабре, празднуя так называемые Коляды.

Велес и Дед Мороз



Древние славяне в декабре отмечали сразу несколько праздников: 22-24-го Велесовы дни; 21-31-го - Коляды; а 31-го - День Деда Мороза. Коляда - это божество пиршеств и мира. Одновременно Коляда один из главных языческих праздников года, который отмечается в морозные дни зимнего солнцестояния - Хорса Зимнего. В этот день «живым огнем» (огнем, добытым с помощью трения двух деревяшек) разжигались костры, через которые прыгали молодые парни и девушки, ряженые ходили по домам, веселились, плясали и пели особые песни - колядки. Упомянутый выше Велес (Волос) - это бог богатства, торговли и скота (скотий бог), а также бог мудрости. Он покровительствовал волхвам, пастухам, торговцам и поэтам.

Фигура же Деда Мороза была окутана тайной. Считается, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец или Мороз. Переплетение христианских и языческих традиций породило причудливый мир Святок, которые были одновременно и церковным праздником, и «погаными», «нечистыми» днями. Пожалуй, из всех ранее существовавших святочных запретов крепче всего сохранился запрет на работу во время праздника, особенно после наступления темноты. Это время, свободное от суеты повседневных дел, именовалось «святыми вечерами».

Почему праздновали Коляду именно в это время? Все дело в том, что 22 декабря - это день, когда Солнце переходит из одного состояния в другое, и, как считали славяне, создаются условия для появления в нашем мире «навиев» - обитателей другого, потустороннего мира. До Водокреста (19 января) их присутствие и влияние все усиливаются. Последняя неделя перед Водокрестом даже называлась «страшными вечерами».

Считалось, что в этот период людей может захватить потусторонний мир, в котором действуют другие законы, да и время течет по-другому. Известны ведь истории о том, как люди попадали к злым существам и могли не заметить, как проходили дни, месяцы, годы. У многих народов бытовали такие поверья. В одной из самых известных русских былин гусляр Садко попадает к морскому царю и теряет чувство времени, пока в человеческом мире в его отсутствие происходят страшные события.

Потому-то люди и славили Коляду как защиту от темных сил.

«Щедрик, ведрик...»


Как на Руси праздновали Коляды? Да везде по-разному, хотя в общих чертах празднование на юге России мало чем отличалось от празднования на севере. Обычно ряженые шумной толпой вваливались в избы, в окне которых горели свечи - особый знак того, что живущие в этом доме ждут участников Коляд. Вся толпа кричала, смеялась, плясала. Участники веселья рассказывали смешные истории, сказки. Кто-то начинал гадать, кто-то просил угощенья.

Вот как описал Коляды Николай Васильевич Гоголь в своей повести «Ночь перед Рождеством»:

«Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:

Щедрик ведрик!
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кильце ковбаски!


Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только вместе с степенными отцами оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! И еще белее казался свет месяца от блеска снега».

Так праздновали Коляды на Полтавщине, где их наблюдал Гоголь. Примерно то же самое происходило и на севере Руси, где люди так же радовались наступлению праздника и пели похожие песни:

«Мы ходили-походили,
Коляда-коляда!
Мы искали-поискали все
Иванова двора!
Коляда-коляда! Подавай
пирога!
А Иванов двор на пяти
столбах!
На пяти столбах, на семи
верстах!
Коляда-коляда! Подавай
пирога!»


«Славильщики» - то есть те, кто распевал колядки, сопровождаемые «мехоношей» одним из участников праздника, таскавшим мешок, куда складывались подарки, останавливались под окнами, заходили в дома и просили у хозяев разрешения спеть колядки.

Как правило, в каждом доме славильщиков встречали радушно и гостеприимно, заранее готовя для них угощение и подарки. Не оттуда ли появился обычай, согласно которому Дед Мороз на новогодних утренниках всегда просит детей спеть, сплясать, стишок рассказать, а за это он дарит им подарки?

Сегодня у нас принято отмечать лишь Новый год. О Колядах многие просто не знают. Но в последнее время появилось немало фольклорных групп, которые пытаются возродить этот забытый праздник и, распевая колядки, ходят по улицам наших городов.

Алексей СМИРНОВ









Вернуться в «Отечественная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей