Бронеавтомобили... и пиво

История вещей, предметов и изобретений
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 341
Возраст: 37
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Бронеавтомобили... и пиво

#1 Сообщение zagadki-istorii » 03 фев 2016, 11:31

Смекалка - качество уникальное, вызывающее у окружающих восхищение. Благодаря ей вспыхнул первый костер, на котором человек зажарил мясо, появилось колесо и, между прочим, была построена первая пивоварня. А вот о том, как колесо и известная марка пива встретились на поле боя, сегодня и пойдет наш рассказ.

Дайте глоток свободы!

Еще со времен лорда-протектора Оливера Кромвеля ирландцы мечтали получить свободу и независимость от Британии. Но англичане и мысли не допускали об этом. Изумрудный остров, как называли Ирландию в Европе, раздирали экономические, этнические и религиозные противоречия. Лишь в 1912 году»в Туманном Альбионе приняли закон об ирландской автономии. Но увы... Первая мировая война смешала все планы, и срок исполнения закона отложили на неопределенное время.
В то время в Ирландии работало несколько политических организаций, которые очень настойчиво призывали дать автономию стране, причем требовалось сделать это в кратчайшие сроки. Это и либеральная партия «Шинн Фейн», и радикальное Ирландское республиканское братство, сформировавшие свои группы боевиков и имевшие, кроме того, хорошо укомплектованные военизированные отряды.

Пасхальное восстание, или Как снег на голову

Германское командование, начав войну, разумеется, стало активно склонять активистов-радикалов к мятежу и обещало им деньги и оружие в качестве первоначальной помощи. И вот наступило 24 апреля 1916 года - день начала восстания. Тогда в Дублине подразделения Ирландской гражданской армии во главе с Джеймсом Конноли и «Ирландских добровольцев», между прочим, так себе вооруженных, смогли без всякого сопротивления со стороны противника захватить некоторые здания администрации в центре Дублина. Декларацию о провозглашении независимости Ирландии зачитали прямо у входа в Главпочтамт Дублина. Эту почетную миссию выполнил один из лидеров мятежа. После чего на крыше почтамта был поднят золотисто-зеленый флаг новой Ирландской Республики. Впрочем, британские власти не оценили важности момента, поскольку какое-то время пребывали в ступоре ввиду стремительности произошедшего.

Превентивные меры

В целом восстание проходило стихийно. Оно едва добралось до городских окраин Дублина. А дальше... восставшие не получили подмогу из Германии из-за того, что корабль «Од», вышедший из Любека с грузом оружия на борту, был перехвачен британцами.

Поэтому через двое суток с момента начала восстания войскам британской армии удалось сформировать в столице перевес, в 20 раз превышавший силы противоборствующей стороны. Это позволило им приступить к следующей, активной фазе боевых действий, направленных на подавление восстания. Английские военные штурмовали город очень грамотно. Уличные баррикады превращались в развалины метким огнем артиллерии. Задействованные в бою морские орудия били без промаха с канонерской лодки «Хельга», находившейся в русле реки Лиффи.

И в этой ситуации руководство правительственных войск с горечью призналось в острой нехватке более новых видов вооружения, таких, например, как броневые автомобили. И разговор здесь не о машинах с пулеметами, а о заурядных грузовиках, но с кузовом (а еще лучше и с крышей), укрепленным броней!

Все дело заключалось в том, что, перемещаясь по городским улицам на обычных грузовиках, английские солдаты оказались лицом к лицу с серьезной проблемой. Обстреливаемые ирландскими боевиками с земли, британцы получали еще «сюрпризы» на свои головы с воздуха: с крыш зданий падали и кирпичи, и цветочные горшки, и куски арматуры, а это было небезопасно, да и существенно снижало возможность выполнения боевых задач. Нужна была какая-то идея. Тогда-то и выручила британцев эта самая смекалка, с упоминания которой мы начали статью. Именно сообразительность привела к созданию нового вида военной техники!

Пивные броневики


Да, бронированные автомобили были необходимы английской армии. И тут кого-то из британцев осенила блестящая мысль. С ирландского завода пивоваренной компании Guinness запросили в срочном порядке несколько авто фирмы «Даймлер» и... паровой котел, изготовленный из котловой стали, имеющей очень высокую степень прочности. Все это немедленно доставили в мастерские Южной железной дороги под Дублином, и работа закипела. Менее половины суток понадобилось умельцам из 3-го резервного кавалерийского полка, чтобы грузовик стал суперпрочной боевой машиной. Отделением для десанта стал служить котел, поставленный и закрепленный на месте кузова! Водительскую кабину и двигатель усилили стальными листами. Потом собрали еще пару таких же машин, планировалась и третья, но не нашли котла и изготовили броневик попроще, обшив его бронелистами.

Идея оказалась весьма продуктивной. Теперь солдаты британской армии, сидя в этом котле, не боялись быть убитыми, поскольку его стены оказались неуязвимы для пуль противника. На подмогу в столицу прибыли броневики «Роллс-Ройс», и операция по уничтожению повстанцев стала завершаться.

Уже 28 апреля штаб повстанцев оставил разрушенное здание почтамта. На следующий день мятежники сложили оружие, чтобы избежать кровопролития. Итог - за семь дней боев мятежники потеряли более 300 человек, 3500 повстанцев и лиц, сочувствующих им, были арестованы. 170 человек были обвинены в организации восстания и предстали перед судом, 16 из них расстреляли.

Лиха беда начало

Восстание было жестоко подавлено, и в стране наступило затишье. К сожалению, оно было недолгим. Так, в 1919 году Ирландская гражданская армия и «Ирландские добровольцы» сплотились в Ирландскую республиканскую армию (ИРА). Эта армия стала продолжательницей их борьбы «испытанными» способами, в масштабах не только массового, но и «личного» террора. В свете этих событий британцы решили вновь использовать «броневики с паровыми котлами».

Спешно стали переоборудоваться и остальные армейские грузовые авто, которые нужны были прежде всего для городского патруля. В качестве основы взяли тяжелые автомашины «Ланча». У них уже имелись бронированные борта, кабина и крыша, защищенная сеткой из стали. Она надежно укрывала от пуль и снарядов военных, находящихся внутри машины. Необходимость в укреплении крыши объяснялась просто. Террористы из ИРА стали закидывать в кузова британских машин не булыжники, как было раньше, а банки с динамитом. Но, вопреки ожиданиям боевиков, они элементарно съезжали с крыши на землю. Кроме того, на стыке крыши и борта имелся специальный паз для стрельбы. Вот так и появился на свет первый полицейский автомобиль, нашедший широкое применение в борьбе против волнений, устраиваемых в крупных городах.

А что же в итоге?

В итоге получилось вот что. Немалое количество этих бронемашин перешло к другим владельцам. Причина тому - создание независимого Ирландского свободного государства в 1922 году. Но эта независимость многим ирландцам не принесла удовлетворения, как результат - новая вспышка гражданской войны. А в схватках против восставших стали применять те же броневики, лишь «хозяином» их стала ирландская армия. Ввиду того что охране подлежала вся территория Ирландии, на полусотне автомашин «Ланча» решили заменить обычные колеса на железнодорожные пары, и пошли эти машины по рельсам не хуже паровозов, уверенно и надежно, несмотря на неудачные попытки боевиков уничтожить железную дорогу вместе с техникой. Много позже, в 1935 году, броневики Guinness использовали для подавления волнений в Белфасте. Кстати, до сих пор полицейский парк Ирландии содержит несколько десятков этих удивительных машин - преемников бронемашин фирмы Guinness, собранных исключительно для Ольстера, северной части Ирландии, все так же являющейся частью Великобритании.

Их задача неизменна - максимально уберечь полицейский патруль от всяких «сюрпризов»: как от булыжника, брошенного террористом в машину, так и от пули снайпера, укрывшегося на чердаке.

Вячеслав ШПАКОВСКИЙ






Вернуться в «Вещи и предметы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость