Непоследний день Помпеи

Не подтверждённые научным сообществом факты
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 323
Возраст: 37
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Непоследний день Помпеи

#1 Сообщение zagadki-istorii » 18 окт 2015, 17:05

В 1 веке, сообщает история, извержение Везувия засыпало многометровым слоем пепла античные города Геркуланум и Помпеи. А обнаружили погибшие в 1-м веке города аж через полторы тысячи лет.


О страшном извержении Везувия мы знаем из письма древнего римлянина Плиния Младшего Тациту: он сообщил, что в ходе катастрофы, пытаясь спасти людей, погиб его дядя — Плиний Старший.
Однако сохранился рассказ Светония, что Плиний Старший погиб при извержении Этны, а не Везувия. Во-вторых, письма племянника о гибели дяди известны только с 14-го века, подлинников их нет, и в письмах этих Помпеи не упомянуты. В-третьих, год извержения высчитали, исходя из дат жизни упомянутых в письме персонажей, лишь в 17-м столетии. Месяц — август — определили ещё сто лет спустя, а до этого называли сентябрь, октябрь и ноябрь…
Если вдуматься, 24 августа 79 года — всего лишь расчётная дата гибели Плиния-дяди при одном из извержений вулканов Этна или Везувий (которые «бушевали» не так уж и редко). А на каком основании сделали вывод, что город Помпеи, раскопки которого велись возле Везувия с середины 18-го века, погиб в той самой катастрофе, — непонятно.
О том, что там было поселение, местные жители знали ещё до начала раскопок. Выглядит странно, если они хранили память о гибели города полторы тысячи лет, но вполне логично — если он погиб сто лет назад. И, оказывается, действительно: самое ужасное извержение Везувия произошло за 117 лет до начала раскопок, 16 декабря 1631 года!
В тот день пепел и вулканические бомбы засыпали окрестности, затем их залила вулканическая грязь и так называемые «пирокластические потоки». 18 декабря извержение сошло на нет, и 19 декабря флот эвакуировал живых. Но не забыли и мёртвых. По сию пору в 15 км от Неаполя, на фасаде виллы Фараоне Меннела висят каменные пластины с записью, что в результате извержения Везувия в 1631 году были сожжены и разрушены города Помпеи, Геркуланум, Оттавиано, Ресина и Портичи.
Авторы далёкого прошлого эпитафию знали, но когда на раскопках создалась целая туристическая индустрия, надпись эта перестала кого-либо интересовать.

Канал Доменико Фонтаны

Открывателем Помпеев считается архитектор Доменико Фонтана. Оный деятель был главным архитектором папы Сикста Пятого, а когда папа умер, перебрался в Неаполь. В 1592 году он по заданию Муцио Туттавиллы, графа Сарно, сооружал канал от одного из истоков реки Сарно к городу Торре-Аннунциата. Это абсолютно достоверно. А дальше начинается миф: сообщают, что будто бы, проводя подземный туннель под одним из холмов, строитель обнаружил часть городской стены древнеримского города Помпеи.
Однако даже в 17-м веке авторы путались, называя это поселение то Торре-Аннунциатой, то Помпеями (похоже на переименование Санкт-Петербурга в Ленинград и обратно). Современную Торре-Аннунциату построили уже после извержения 1631 года.
Стало быть, архитектор Фонтана вел свой канал в старую Торре-Аннунциату, а название «Помпеи» ему было неизвестно. В записках его нет упоминаний о каком-то найденном городе.
И «древнюю стену» никто не ломал по одной простой причине: канал — двухметрового сечения! — архитектор завёл в город под воротами и дальше прокладывал под улицами, с минимальными нарушениями городской инфраструктуры, применяя строительный материал, полностью идентичный строительному материалу самого города.
Вывод прост: он строил канал открытым способом в живом городе. Иначе зачем было бы заботиться об удобствах жителей?
Если бы тоннель шёл сквозь помпейский холм вслепую, его дома были бы пробиты насквозь. Вдобавок для вентиляции нужно было бы выводить наверх колодцы — высоченные, как пароходные трубы, — поскольку в вулканических отложениях всегда много ядовитых газов. Но таких труб нет. Есть только небольшие наклонные выходы прямо на тротуары, со ступеньками; наиболее глубокие закрыты «древнеримскими» каменными решётками. Во дворах же колодцы были вертикальные, выложенные камнем на высоту в полметра, для удобства водозабора жителями.
В 19-м веке, сообразив, что колодцы вызывают слишком много неудобных вопросов, сотрудники помпейского города-музея срезали у них надземную часть. Так сказать, отреставрировали «до нуля»… После извержения 1631 года строители почти 15 лет восстанавливали канал, прорыв русло от Помпеев до новой Торре-Аннунциаты.
Обретение города
Зимой 1748 года военный инженер Роккр де Алькубиерре проверял состояние канала, подающего воду на пороховую фабрику в Торре-Аннунциате. Один из участков водовода проходил под холмом, заросшим виноградниками и оливковыми деревьями. Из рассказов местных жителей он узнал, что холм хранит в себе какой-то погребённый Везувием город.
Алькубиерре обратился к неаполитанскому королю с просьбой разрешить ему произвести раскопки. Разрешение было дано, и 23 марта 1748 года Алькубиерре с отрядом из 24 работников, половина из которых были каторжниками, приступил к делу. И он сам, и работавший с ним неаполитанский аббат Марторелли не были профессиональными археологами (а впрочем, их тогда ещё вообще не было). Оба полагали, что откапывают город Стабии, а о датировке извержения, может, и вообще не задумывались.
Помпеи за свою историю могли погибать неоднократно. До колоссального извержения 1631 года было не менее одиннадцати других; немало их случалось и потом (последнее — в 1944 году). Бывали и просто землетрясения без извержений. Возможно, после какого-то из них город влачил жалкое существование до окончательной гибели в декабре 1631 года. Этим объясняются отсутствие дорогих предметов и оружия, сильная эрозия стен и фресок, начиная с определённой высоты от уровня мостовых, а также тот факт, что хотя Помпеи были многоэтажным городом, остатков верхних этажей в виде обрушений нет — их, скорее всего, растащили на стройматериалы ещё до финальной катастрофы.

Средневековые артефакты

Даже путеводители для туристов отмечают несоответствие помпейских артефактов 1-му веку нашей эры. Здешние фрески по композиции, колориту и стилю поразительно похожи на работы мастеров Возрождения.
Так, помпейская фреска «Три грации» даже в деталях совпадает с картинами Рафаэля и других художников на ту же тему. Мозаика, изображающая битву Александра Македонского с персидским царём Дарием (название придумали сами учёные) по композиции — почти один в один с картиной Пьетро да Кортона (Береттини) 1645 года, а по исполнению сравнима с первоклассными произведениями Рафаэля и Джулио Романо.
Фреска на стене жертвенника в «доме Эфеба» показывает ананасы и лимоны. Но лимон и апельсин родом из Китая, они попали в Европу только в 11-м веке, а ананасы стали завозить из Америки не ранее, чем оную Америку открыл Колумб. Сообразив это не сразу, помпейские музейные служители сначала отреставрировали фреску с ананасом, а потом закрыли здание с крамольной мозаикой на амбарный замок. И в Национальном археологическом музее в Неаполе коллекция помпейских фресок с экзотическими фруктами отсутствует в открытой экспозиции.
Из граффити, рисунков на стенах, тоже «выпирает» Средневековье: то палач в капюшоне, то рыцарь в шлеме с забралом. На фресках не редкость шпаги и сабли, совсем не похожие на короткие римские мечи-кинжалы.
Помпейские инструменты неотличимы по форме и технике исполнения от средневековых. Некоторые имеют винт и, самое главное, гайку, чего до 16-го века делать ещё не умели. Найдено множество водопроводных кранов практически современной конструкции. Найдены солнечные часы, разделённые на «равномерные часы», а это прибор, создание которого было трудной задачей даже в позднее Средневековье.
В Помпеях — много железа! В первых журналах раскопок писали даже так: «Сделано из стали»! Из железа делали подсвечники, замки, дверные петли, ручки и засовы. А бронза шла на изготовление предметов быта и посуды.
Есть сообщения, что якобы обнаружены два древнеримских тромбона, выкованных из бронзы и с золотыми мундштуками. Однако изогнутые трубы с подвижной кулисой известны только с 9-го столетия, а подлинный тромбон появился лишь в 15-м веке. Процесс изготовления тонкостенного духового инструмента невозможен без соответствующего уровня развития технологии и определённой инструментально-станочной базы.
Найдено много стекла — абсолютно прозрачных тонкостенных изделий и флакончиков для духов. Такие же поделки можно видеть на фресках. А ведь сохранившиеся стеклянные изделия 1-го тысячелетия, найденные вне Помпеев, прозрачностью не отличаются! Что и понятно, ведь первое прозрачное стекло получил венецианец Анджело Баровир в середине 15-го века. Секрет его производства берегли от конкурентов, как зеницу ока.
В Европе первые оконные стекла из мутного, так называемого «лунного» стекла делали для церковных окон с 1330 года примитивным методом «центрифугирования на палке», а первое оконное стекло методом вальцевания произвели в 1688 году в Сан-Гобене. Однако в Геркулануме и Помпеях найдены оконные стекла мало что стандартного размера, но и абсолютно равномерные по толщине!
Стандартный помпейский кирпич качественный, практически не расслаивается, «звенит» при постукивании до сих пор. Делали его отнюдь не кустари: на боковых гранях заметны продольные полосы, которые образуются при изготовлении кирпича ленточным прессом. А в Геркулануме для строительства домов чаще использовали пиленый жёлтый вулканический туф, чем кирпич.

Памятные кресты

Храмам Помпеев историки дали «античные» названия: храм Юпитера, Изиды, Веспасиана, Ларов. Но поскольку было решено, что город погиб через 46 лет после распятия Христа, постольку возникло желание найти здесь что-нибудь христианское. Однако на древнюю церковь — без крестов, хоть и крестовокупольную (постройка в плане представляет собой равносторонний крест), — сильно обожжённую, стоящую метрах в пятистах к северу от крепостных стен, учёные внимания не обратили. С виду византийского стиля, стоит она заброшенная; нет её в путеводителях для туристов. И понятно, почему: в Средневековье она здесь была бы к месту (подобных ей немало поставили на юге Италии и на Сицилии в 11-12 веках), но в древнеримском городе — нет.
Стали искать «правильные» артефакты — и нашли кресты, на свою голову. И рисунки есть, и мозаики; даже керамическая лампа с рельефным изображением креста есть. На одной из фресок виллы Агриппы Постума в глубине пейзажа отчётливо видно строение с крестом на фронтоне. В Геркулануме нашли следы распятия, некогда висевшего на стене дома, и там же — мозаику на полу с явно христианскими крестами. Найдены и христограммы (христианская символическая монограмма: переплетение греческих букв «хи» и «ро»). Первую обнаружили в доме Венеры в 1952 году на амфоре, с тех пор таких обнаружено более тридцати. Сейчас их особо не выпячивают. Дело в том, что и крест, и христограмма не были известны ни в 1-м, ни во 2-м, ни даже в 3-м веке. Долго преобладало мнение, что Иисуса казнили на столбе. Даже когда богословы склонились в пользу креста, как он мог бы стать почитаемым символом? Крест был ужасным орудием казни! В те века христианину ходить с крестом и рисовать его всюду было примерно тем же, как если бы русские сторонники конституции в 1870 годах в память о повешенных 46 лет назад декабристах поклонялись бы виселице. Чтобы крест стал объектом поклонения, понадобилось появление особой легенды, будто бы Бог передал на землю отросток райского древа, с которого вкусили плодов Адам и Ева, и здесь из него выросло древо для креста, и т.д. Легенда родилась не ранее 5-го века, а художественно «подвесили» Иисуса на изображение креста лишь к концу 6-го века.
Христограмма же «Хи-Ро» стала «модной» в 4-м столетии. В Помпеях туристы после сильного ливня нашли между камнями мостовой монеты Константина Великого, правившего в том же 4-м веке, с «Хи-Ро» вместо орла. Получается, обнаружение крестов и христограмм в Помпеях и Геркулануме ставит крест на версии о гибели этих городов в 1-м веке.




Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг





Вернуться в «Версии и гипотезы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей