Доходившая только до середины бедер простенькая юбочка оказалась весьма содержательным и противоречивым элементом женского туалета. По мнению модельеров и социологов, в ней воплотились самые впечатляющие парадоксы того времени. Она многое демонстрирует, но вместе с этим что-то скрывает, воплощает в себе силу, но и подчеркивает уязвимость, совмещает показную независимость и желание нравиться, примиряет зрелость и игривое кокетство.
К шестидесятым годам повзрослевшее послевоенное «потерянное», как называл его Эрнест Хемингуэй, поколение обрело самосознание. Битники отвергали многие традиционные ценности, прежние законы морали и правила поведения, сложную и дорогую моду 50-х годов. Одеваться они тоже хотели по-своему, а не как их родители. Между тем, писала британский дизайнер Сэлли Таффи, еще в конце пятидесятых у молодежи не было своей одежды. Девушки наряжались как их матери. Причем те и другие были довольны тем, что носят одно и то же.
Свою роль в новой моде сыграла очередная волна феминизма. Женщины стали гораздо активнее на рынке труда. Они намного успешнее, чем раньше, соперничали с мужчинами в борьбе за престижную работу. В университетах появлялось все больше студенток. Исчезало представление о женщине как о счастливой домохозяйке, жене и матери. На смену пришел образ молодой, незамужней, беззаботной, сексапильной, уверенной в себе девушки. Она подбирала себе подходящий наряд и выбрала мини-юбку как одежду и символ свободы.
Мэри Куант, едва ей исполнился 21 год, сумела открыть свой бутик на ныне одной из самых дорогих улиц Лондона King’s Road. Тогда там был мир английских стиляг и рокеров. Через несколько лет жизни в таком окружении, ежедневных наблюдений, как меняется уличная одежда, Мэри Куант почувствовала, что назрела «модная революция» и у нее есть шанс ее возглавить. Она начала продавать в своем бутике то, чего не предлагали традиционные дома моды, зато охотно покупали девушки «свингующего» Лондона - юбки выше колен.
Свою первую коллекцию мини-юбок Куант представила в 1962 году на борту трансатлантического лайнера Queen Elizabeth. Презентация стала настоящим событием в модной жизни Великобритании, однако о мировом признании еще никто не думал.
Все изменилось в 1965 году. Тогда Мэри Куант повезла свою коллекцию в Нью-Йорк и продемонстрировала ее не только на подиуме, но и на улице. После показа в доме моделей она вывела тридцать манекенщиц в мини-юбках на Бродвей. Тротуары и переулки запрудили любопытные, встало движение. Мини-парад оказался на первом месте в выпусках новостей. После Нью-Йорка Куант со своей коллекцией побывала еще в двенадцати городах. У американок закружились головы.
В том же году мини-юбка «вышла в свет». Произошло это в Австралии на скачках на Кубок Мельбурна. Самый престижный в мире двухмильный гандикап считался своего рода светским мероприятием. От женщин на трибунах требовалось соблюдать особый дресс-код. Его нарушила британская супермодель Джин Шримптон, тогда известная как самая красивая девушка в мире. Она появилась на ипподроме без обязательных шляпки, перчаток и чулок, зато в белом платье на десять сантиметров выше колен. Новость о новом наряде супермодели облетела весь мир.
Мини-юбки заняли главное место в коллекциях «от кутюр» в салонах мод многих стран. Вместе с ними пришли высокие сапоги на молнии и колготки. У женщин стало чуть меньше забот: больше не нужно было следить за стрелкой на чулках, которая никак не желала лежать ровно, а норовила съехать на сторону. Мини с удовольствием начали носить звезды кино француженка Брижит Бардо, итальянка Софи Лорен...
Всего за год только во Франции было продано больше двухсот тысяч юбочек. Француженки брали их нарасхват. Им создал популярность автор многих идей владелец Дома моды Андре Курреж. Первые мини-юбки он показал еще в 1961-м, а в 1964 году, за несколько месяцев до заграничных триумфов Мэри Куант, включил их в прославившую его коллекцию Space Age. Англичане и французы до сих пор могут спорить о том, где же придумали мини-юбку: в Лондоне или Париже, но славы больше досталось Куант. Сама она в споры о приоритете предпочитает не ввязываться, только однажды миролюбиво сказала: «На самом деле мини-юбки изобрела не я и не Курреж - их придумали девушки на улицах».
В 1966-м году французы, которые провозгласили Андре Куррежа «Богом мини-юбки», присвоили Мэри Куант титул «самого известного человека в мире моды за пределами Парижа». В Великобритании ее объявили женщиной года, а немного позже стали называть «Мать мини-юбки». Королева Елизавета II, которая тоже начала понемногу укорачивать свои юбки, вручила Мэри гражданский орден Британской империи.
Идеями мини прониклись самые известные кутюрье. Пьер Карден добавлял к покрою складки, карманы, ремешки и другие детали. Он же предложил высокие, до бедра сапоги-чулки. Ив Сен-Лоран создал ставшее знаменитым миниплатье из квадратов разного цвета. Пако Рабанн, часто предпочитавший тканям другие материалы, с успехом представил юбки и мини-платья из металлических и пластиковых пластин, а также одноразовые из бумаги.
Однако женские вкусы приняли не все и не везде. Новую моду не допускали в государственные учреждения. Так, президент США Ричард Никсон объявил «зоной, свободной от мини» Белый дом. В Ватикане юбки выше колен стали называть бесстыдством, идущим от дьявола. Неожиданно их не одобрила знаменитая в мире моды Коко Шанель. Она считала колени самой некрасивой частью женского тела и в своих моделях всегда прикрывала их.
Мини-юбка создала новый рынок одежды. Поначалу его заполнили девушки, но постепенно немалую часть заняло и старшее поколение. В отличие от пятидесятых годов, теперь уже мамаши хотели выглядеть как их дочки.
Как ни странно, казалось бы, откровенно сексапильная мини-юбка вызвала к жизни образ девушки-подростка почти без женских форм. В Англии такой типаж назвали school girl - школьница. В середине шестидесятых могло показаться, что «школьницы» от пятнадцати до двадцати лет захватили весь Лондон. В одежде у них был свой «Стиль Лолиты». Они старались выглядеть почти как куклы.
Новые модели появились на подиумах и в журналах мод. Полногрудые красавицы с яркими губами, в длинных юбках и на высоких каблуках исчезали. Их заменили длинноногие худышки с почти мальчишескими фигурами. На несколько лет новой супермоделью стала семнадцатилетняя девочка-тростинка Твигги. Ее фигурка 80-55-80 при росте 166 см и весе 41 килограмм, короткая стрижка, бледные губы и большие наивные глаза с густо накрашенными ресницами превратились в идеал. Модницы старались похудеть, выдумывая самые фантастические диеты, чтобы быть как Твигги.
Она была супермоделью примерно четыре года, а в 1970-м на закате мини-юбки покинула подиум.
К тому времени женщинам, особенно феминисткам, надоело, что из-за мини-юбок мужчины то и дело называли их красотками и куколками. В моде взяли верх ностальгические мотивы. Появились юбка «миди» немного ниже колен и самая длинная после 1914 года «макси», доходящая до щиколоток.
Однако через десять лет настроения опять начали меняться. Популярность мини-юбки снова возросла, во многом благодаря панкам. Она органично вписалась в их антимодный стиль. В мини больше всего любила выходить на сцену «икона панков» рок-звезда Дебби Харри, она же Блонди. Под влияние субкультуры панков попали и некоторые дизайнеры. Появились новые мини-юбки из натуральной и искусственной черной кожи.
Еще десятилетие спустя склонная к неожиданным поступкам мини из панк-юбки вдруг стала корпоративной. В новом фасоне, который совмещал деловитость и сексапильность, она быстро и надолго вошла в гардероб бизнес-леди лет тридцати и чуть старше. Такая юбка по-своему помогала женщинам уверенно чувствовать себя и хорошо выглядеть в самостоятельной незамужней жизни.
В XXI веке мини-юбка, познавшая разные времена, сохранила и свое главное качество - сексапильность, и место на модных дефиле. Без внимания девушек и женщин не остались ни скромная юбка-бандаж, ни откровенная микро-мини, которая больше всех напоминает прародительницу всех юбок - набедренную повязку.
Кутюрье и через пятьдесят лет после триумфального появления мини-юбки предлагают новые модели. Как пишут модные издания, в нынешнем сезоне на первом месте пока «А-образный фасон, который плотно посажен на талии и чуть расклешен в подоле». Однако на носу уже следующий сезон с новыми мини-юбка-ми на осень и зиму.
Виктор ГОРБАЧЕВ