Страница 1 из 1

Русский Клондайк

Добавлено: 11 ноя 2018, 10:11
zagadki-istorii
Каторжники и авантюристы, любители вольницы и анархисты всех мастей, мечтатели, торговцы и бандиты — все они шли в Амурскую Калифорнию, и многие нашли там не только золото, но и погибель.

Все помнят о золотой лихорадке, охватившей Америку в XIX веке. Но мало кто знает, что практически в это же время подобная лихорадка охватила десятки тысячах умов русских людей. Которые кто в обозах, кто в кибитках, а кто и вовсе пешком шли за Байкал, мечтая лишь об одном: поймать за хвост легендарного «золотого полоза» и разбогатеть — в один миг!

Хищники


Всё началось весной 1883 года, когда в Игнашинскую станицу на берегу Амура с китайской стороны пришёл тунгус. В качестве оплаты за продукты он принёс несколько самородков, которые показал добытчику Середкину. Охотник рассказал, что нашёл самородки, когда хоронил мать, и согласился за мзду указать место. Середкина не смутило, что речь идёт о китайском береге Амура, и он отправил с охотником несколько работяг.

Тунгус привёл русских в ущелье реки Желтуги, впадавшей в Малую Албазиху. Первые же пробы показали, что здесь проходит богатая жила. Через несколько дней в ущелье появилась уже бригада рабочих с инструментами и припасами. А потом — словно прорвало плотину.

Если в начале 1883 года в Желтугино работало 120 старателей, то к концу года китайские власти насчитывали уже 4 тысячи непрошеных гостей, 700 домов и 500 хозпостроек. По другим данным, население быстро разраставшегося посёлка доходило до 10 и даже до 25 тысяч человек.

Больше всего здесь было старателей, но были и каторжане, казаки, якуты, корейцы и 6 тысяч китайцев.

Золото добывали хищнически — разрывали землю, снимали торф, засоряя соседние участки, выбирали золото или копали галерею, которую вели во все стороны. Выбрав лучшее, переходили к следующему участку. На хорошем месте 100 пудов «гравия» давали почти три килограмма золота!

За один день старатели добывали до трёх пудов золота, а к февралю 1885 года было добыто 500 пудов.

Карты, деньги и стволы


Но не только золото рекой лилось в карманы старателей. Рекой текла и водка, которой обеспечивали их торговцы — молокане, евреи, китайцы. За рюмку спиртного расплачивались щепоткой золотого песка — на глаз, да кто ж его будет считать, этот песок, когда его килограммы! А там, где есть золото и водка, там будет и кровь.

На весь посёлок было 22 кабака, пять постоялых дворов и казино «Чита», где в карты просаживалось добытое за день.

Несколько месяцев в посёлке царила анархия — с драками, грабежом и убийствами. В конце концов, криминал достиг такого размаха, что старатели поняли — выжить на прииске поможет только самоорганизация.

Тогда на сходе было решено провозгласить образование республики Амурская Калифорния, разбить поселение на пять «штатов», каждый из которых представляли два старосты, и выбрать… президента! Мечта интеллигенции XIX века была близка к свершению!

Авантюрист?


Но кто же возглавил республику? Краеведы и историки до сих пор об этом спорят.

По версии публициста тех дней Владимира Гиляровского, Амурскую Калифорнию возглавил известный авантюрист корнет Савин — дескать, только его изощрённый ум мог возглавить этот сброд и справиться с ним.

Преступник и повеса, Савин был замешан в любовной интриге и в краже бриллиантов из оклада иконы, висевшей в спальне великой княгини Александры Иосифовны, воевал в Русско-турецкую кампанию, но исчез с деньгами, на которые должен был купить лошадей. Подвизался в столицах, пытаясь произвести впечатление «революционера», был осуждён за мошенничество, жил в США под именем графа де Тулуз-Лотрек Савина, а в 1911 году пытался занять болгарский трон, убеждая турецкого султана, что перед ним великий князь Константин Николаевич. За самозванство его сослали под Иркутск.

Но возможно, Гиляровский попал под обаяние авантюриста, тем более что журналист указал в статье совершенно другую дату — 1901 год, когда республики уже не существовало.

Рискну предположить, что на современников Савин производил впечатление, обладал фантазией и даром пудрить мозги, но очевидно и другое — чтобы совладать с лихими людишками на Желтуге, этого было мало. Нужна была железная воля и железная же рука.

И она нашлась.

Немец?


Лавка торговца на Желтугинском золотом прииске
Выходец из Австро-Венгрии Карл Иоганн Фассе приехал в Россию в 1874 году, имея за плечами юридическое образование. Служил в телеграфном ведомстве города Владивостока. Услышав о россыпях золота, оставил службу и застолбил участок на Желтугино, однако участок оказался пуст.

В возможности возглавить собравшийся на реке сброд Фассе увидел ещё и возможность разбогатеть, ибо власть даёт деньги.

В воспоминаниях он писал, что старосты в Желтугино больше двух недель не жили — они либо сбегали, либо их ловили на воровстве и убивали. Треть населения посёлка была уголовниками.

Очевидно, старателям все это надоело, и они решили «призвать варяга».

Фассе дал согласие, но на определённых условиях — и он, и старосты должны получать жалование, все население — платить налог в казну, а законы должны исполняться в точности.

Он написал свод из 20 законов, взяв за основу 10 заповедей, но первое, что он сделал — это перепорол и перевешал всех преступников. «Секли ежедневно и за воровство, и за мужеложство, за половое сношение с домашними животными… словом — секли с утра и до вечера за всякий проступок» — и через две недели старатели «угомонились».

В один из дней пришлось повесить 30 убийц и ещё несколько десятков — выдрать розгами. После этого наступил порядок, а Фассе занялся разграничением участков и установлением правил золотодобычи.

В республике появилась своя гвардия из 150 человек, казначей и больница на четыре палаты. Фассе получал 400 рублей в месяц, а старосты — по 200 рублей. Известно, что торговцы спиртным платили в казну 25%, купцы — 10%, а трактирщики — 20% от дохода.

Всё шло неплохо, но в конце 1885 года Фассе вызвали в Нерчинск, где арестовали. Держали его под арестом недолго, отпустили, и он тут же уехал в Санкт-Петербург. Считается, что арестовали его по навету молокан, которые были недовольны, что он допустил в посёлок евреев и те сбили цены.

Всё вроде бы сходится, если бы не одно «но» — в отчёте амурских чиновников о событиях в Желтугино Фассе даже не упоминается. Впрочем, он мог «договориться» с властями, чтобы его имя не упоминалось в сводках.

Или всё же земляк?


Советский писатель Валентин Пикуль считал, что президентом Амурской Калифорнии был староста одного из «штатов» Н.А. Прокунин, о котором известно лишь то, что он умер в 1896 году в возрасте 47 лет. Очевидно, он был старателем, имел авторитет и был достаточно опытен для того, чтобы возглавить «республику».

Статья некоего А. Лебедева, вышедшая в 1896 году в журнале «Русское богатство», описывает, что решение покориться китайцам было принято при участии пяти старост, одним из которых был Прокунин: «Оставшиеся желтугинцы… под главенством старшин своих Прокунина, Тарасова, Гармонина, Жарова и Золотухина, составили совет, на котором… большинство высказалось за необходимость… оставить Желтугу, и всем вообще выйти из нея…».

Где много золота — там появляется дракон


После ареста «немца» Амурская Калифорния просуществовала недолго. Желтугино заинтересовались китайцы, которые до этого лишь высылали на Желтугу переговорщиков, убеждая старателей уйти из империи Цинь.

В январе 1986 года из Айгуня в горы выдвинулся отряд империи Цинь из 1600 солдат, который должен был русских разогнать, жителей-китайцев казнить, а посёлок сжечь. Поняв, что им грозит гибель, китайцы упросили русских довести их до границы в надежде, что власти оставят их покое. Не тут-то было! Когда старатели перешли Амур и вошли в Игнашинскую станицу, китайские каратели последовали за ними.

Избивать китайцев стали ещё на льду реки, затем продолжили в станице. Местные пытались укрыть инородцев, но солдаты бесцеремонно обшаривали дома, забивали китайцев тупыми концами пик, отрубали головы и бросали тела на берегу Амура.

Желтугинцы пополнили армию старателей, которая продолжила искать золотишко на Дальнем Востоке.

Несмотря на то, что на Желтуге было добыто около 11 тонн золота, мало кто из старателей разбогател — их обобрали торговцы и скупщики, которые покупали золото по дешёвке. Известно, что большая часть желтугинского золота осталась в Китае — оно ушло туда через скупщиков. Недаром китайцы так долго не обращали внимания на русских, которые, по сути, делали за них всю работу.

Михаил ТРОИЦКИЙ