Рыцарь с большой дороги

Путешественники, изобретатели, первооткрыватели и просто неординарные личности
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Рыцарь с большой дороги

#1 Сообщение zagadki-istorii » 29 янв 2019, 09:19

В мемуарах, которые Готфрид фон Берлихинген писал на склоне лет в своем замке Хорнберге, он едва упоминал о знаменитой железной руке, что прославила его имя на всю Европу. Эти любопытные записки были в основном посвящены различным аспектам военной карьеры рыцаря. Правда, некоторые существенные детали своих приключений он предпочел опустить. И речь вовсе не о сношениях с нечистой силой, приписываемых ему молвой. Не касался он и мотивов, которыми руководствовался, воюя там, куда его занесла судьба. Между тем мотивы эти были весьма прозаическими: рыцаря по прозвищу Железная Рука всегда интересовали только деньги.

Кормиться с острия меча

Готфрид фон Берлихинген, или, для близких, Гёц, родился в родовом замке Ягстхаузене в 1480 году и был пятнадцатым ребенком в семье своих родителей. Никаких надежд на наследство Гёц не имел, и единственным видом дохода, на который мог рассчитывать молодой человек, был заработок от карьеры наемника.

На первых порах ему повезло. Под крыло юношу взял его дядя Конрад, бывалый вояка. Он воспитал Гёца в духе близких ему ценностей, то есть научил, образно выражаясь, кормиться с острия меча, после чего отправил искать счастья на службе у маркграфа Фридриха IV Бранденбург-Онольцбахского. Но оттуда юноша быстро сбежал на осаду Нюрнберга.

Из-под стен этого города умевший договариваться с начальством и соратниками Гёц ушел не только с солидной добычей, но и с собственным отрядом. Впрочем, наличие в подчинении ландскнехтов хоть и стало доказательством его возрастающего авторитета, но в то же время это было проблемой, в чем Берлихинген очень скоро убедился. Ландскнехтов нужно было кормить, поить и одевать, и однажды скуповатого Гёца едва не ограбили собственные солдаты. Отбившись от нападавших соратников и положив парочку из них в ближайшем лесу, Гёц крепко задумался над тем, как ему быть дальше. Ответ пришел сам собой - с помощью меча кормиться можно не только на войне!

На имперской дороге

Гёц фон Берлихинген - рыцарь с большой дороги
Понимая, что конкуренция в разбойном деле даже выше, чем на поле боя, Гёц нашел оригинальное решение. Он решил грабить проезжих на имперской дороге, ведущей в город Байройт, находящийся недалеко от родового замка рыцаря. Никто до него не решался этого делать, потому что за любое подозрение в разбое провинившимся по указу императора Максимилиана грозила виселица. Но Гёц выкрутился. После того как он захватил и ограбил купцов, имевших имперский «путевой лист» на руках, и против его отряда направили карательную экспедицию, Гёц смиренно сдался в плен и сразу же попросил защиты у своего сюзерена - герцога Альбрехта V Баварского. Дело в том, что по феодальному праву за вассалов всю ответственность нес именно сюзерен. Только в его воле было казнить и миловать провинившегося. Поэтому только после решения Альбрехта V имперский палач мог претендовать на шею пленного Гёца.

Хитрец рассчитал все верно. Баварскому герцогу было не до рыцаря-грабителя. В тот момент он вступил в борьбу с Рупертом Пфальцским за обладание лакомой Ландсхутской провинцией, и все воинские силы, тем более такие опытные солдаты, как Гёц, были ему остро необходимы. Поэтому на сей раз Берлихинген отделался внушением и отправился со своей ватагой под стены Ландсхута, где его настиг еще один неожиданный поворот судьбы.

Железная рука

Осада этого города отмечена для Гёца фон Берлихингена только одним значимым событием. Во время очередной атаки рыцарской кавалерии ему выстрелом из пищали отстрелили правую руку. Для рыцаря это фактически означало гражданскую смерть. Он больше не мог держать в руках меч, а значит, не мог участвовать в боях. Напомним: в те давние времена полководец, даже самого высокого ранга, как правило, находился на поле боя в ряду своих солдат. А полководцу без руки в бою делать нечего. Этому моменту Гёц уделил отдельное внимание на страницах своих мемуаров, и неудивительно. Впереди маячила бедность на грани нищеты, потому что наворованных денег надолго не хватит, а Гёц умел только одно - воевать.

Но тут, по словам самого Берлихингена, его вдохновил пример одного оруженосца, который прекрасно справлялся на поле боя одной рукой, правда, правой. Гёц обратился за помощью к одному из оружейников Нюрнберга. Тот с воодушевлением взялся за сложную задачу, однако сумму за свои услуги заломил несусветную. Увидев первый опытный образец искусственной руки, Гёц, не раздумывая, согласился. Любой протез лучше обрубка, а то, что ему показал мастер, было похоже на настоящее чудо. Почти год рыцарь время от времени посещал мастерскую, где под него подгоняли механическую руку, и в итоге получил протез, в котором пальцы двигались попарно - мизинец вместе с безымянным, указательный - со средним, а большой палец представлял собой крючок, которым можно было удерживать поводья. Кисть двигалась с помощью рычажков, закрепленных на тыльной стороне ладони, сама «железная длань» выглядела очень внушительно, и Берлихинген научился виртуозно пользоваться своей новой конечностью, поэтому имел полное право заявлять в мемуарах, что владел «железной рукой» лучше, чем иные данной от природы. Так что нюрнбергский оружейник мог собой гордиться. Правда, других поводов для радости у мастера не было. Верный своей манере, Гёц заплатил ему едва ли половину обещанной суммы. Говорили, что раздосадованный оружейник проклял свое творение и его владельца, напророчив рыцарю гибель от железной десницы. Мастер, видимо, был чернокнижником, потому что однажды это предсказание сбылось...

Адвокат простого люда

Все эти годы в имперских землях было неспокойно. Князья грызлись между собой, притесняя простое население. И если бюргеры были как-то защищены статьями Магдебургского права, то крестьяне, привязанные к земле и своим господам, страдали больше всех. В этих условиях среди крестьянства неизбежно началось брожение, которым тут же поспешил воспользоваться временно оказавшийся не у дел фон Берлихинген. Скучая у себя в поместье, Гёц изобрел для себя новую роль. Он назначил себя «адвокатом простого люда», по собственному разумению и к немалой для себя выгоде рассматривая тяжбы-между крестьянами - жителями окрестных городков и мелкими дворянами. Такой метод правосудия нравился отнюдь не всем. Но многие убедились на собственной шкуре, что спорить с Железной Рукой себе дороже. Так Гёц исполнял свою общественную роль, попутно набивая карманы и не брезгуя старым добрым грабежом, пока в 1524 году не разразилась Великая крестьянская война.

Сразу три региона - Тюрингия, Франкония и Швабия - подняли знамя борьбы против угнетателей. Крестьян возглавили яркие вожди, умевшие зажигать людские сердца словом, но, увы, плохо представлявшие, как следует держать в руках оружие. Полководцы Швабского союза, объединявшего феодалов, без труда разбивали плохо организованные «Светлые полки» крестьян в открытом бою. Вот тут-то начальнику «полевой канцелярии» крестьян Венделю Гиплеру пришла на ум мысль пригласить для руководства крестьянской армией своего приятеля Гёца. Поначалу тот попросту испугался предложенной чести. Но когда стало ясно, что в случае отказа его замок постигнет такая же незавидная участь, как владения многих окрестных дворян, Гёц согласился.

Всего за несколько месяцев - с конца 1524-го по начало 1525 года - Железной Руке удалось переломить ход войны. Грабежи монастырей и поместий знати он поставил на поток, а львиную долю добычи прятал у себя в замке. Отряды крестьян проходили армейскую муштру, а все захваченное оружие сортировалось по соображениям целесообразности. Результат не заставил себя ждать. Император Максимилиан на собранном с членами Швабского союза совещании удивлялся, обсуждая Берлихингена и его соратника, одноногого Селбица:

- Господь всемогущий, что это?! У этого всего одна рука, у другого только одна нога. А если бы у них обоих было по две руки и ноги, что бы вы тогда делали?

Но князьям было нечего ответить на упреки сюзерена, до тех пор пока в их рядах не появился свой яркий полководец -трухзес Георг фон Вальдбург. (Трухзес, или сенешаль, - одна из высших руководящих должностей при короле.)

Вовремя предать

В марте 1525 года Вальдбург якобы под прикрытием мирных переговоров стянул во Франконию основные силы союза и начал выдавливать войска крестьян из занятых ими городов, где-то действуя грубой силой, а где-то подкупом. Берлихинген принял участие только в одном сражении с трухзесом и сразу понял, что дело крестьян проиграно. Тем не менее молва приписывает ему хвастливый ответ, якобы данный посланцу императора, прибывшему предложить ему помилование:

- Скажи своему капитану: к его императорскому величеству я, как обычно, отношусь с подобающим уважением. Но сейчас скажи ему, что он может поцеловать меня в задницу!

Впрочем, Берлихинген мог на самом деле высказаться в таком духе, тем более что торговаться он всегда любил. Так или иначе, с посланцами самого Вальдбурга он договорился быстро. В обмен на часть награбленного Берлихинген получал помилование, сохранение владений и даже охранную буллу от императора. Получив все, что хотел, Гёц покинул лагерь восставших. Крестьяне были разгромлены. Жертвами последующих гонений стало до 300 тысяч жителей восставших регионов. Но Берлихингена эти неприятности миновали. Он мирно жил в своем замке до смерти, последовавшей в 82 года. Впрочем, надолго покидать пределы замка он все равно не решался. Слишком уж многим Гёц успел насолить за свою жизнь.

Сбывшееся предсказание

Все произошедшее с рыцарем Гёцем, в том числе его необыкновенное везение, долголетие и, конечно, наличие чудесной руки, обыватели связывали с нечистой силой, с которой Берлихинген якобы заключил договор еще в юности. Поговаривают, что его железная рука жила своей жизнью, и когда Гёц перестал в старости приносить ей кровавые жертвы, она вышла из-под контроля и по ночам сама вершила черные дела в окрестностях замка. Во всяком случае, дворецкий, обнаруживший тело рыцаря после смерти, твердил, что на шее у него были заметны следы чьей-то стальной хватки.

Так это было или нет, но сама рука после смерти хозяина таинственным образом исчезла...

Петр ИЛЛЮВИЕВ





Вернуться в «Открытия, путешествия, приключения и авантюры»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей