Кредит самому себе

Путешественники, изобретатели, первооткрыватели и просто неординарные личности
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Кредит самому себе

#1 Сообщение zagadki-istorii » 30 апр 2019, 15:30

Репутация банка - это его капитал. И если надежность швейцарских банков вошла в поговорку, то у банковской системы России репутация практически сразу оказалась подмоченной.

Основатель и расхититель

Во второй половине царствования Елизаветы Петровны огромным влиянием пользовался генерал-фельдмаршал, конференц-министр и изобретатель граф Петр Шувалов. При его активнейшей поддержке в стране появилось первое кредитно-финансовое учреждение - государственный Дворянский заемный банк. Он выдавал дворянам ссуды под залог земли.

А чтобы высокородные клиенты не замарали себя общением с невысокородными, для купцов был создан отдельный банк - Купеческий. Причем Дворянский банк подчинялся Сенату, а Купеческий - Коммерц-коллегии. Еще один банк - Медный - должен был укрепить российские финансы. Он выдавал кредиты медными деньгами, а назад получал серебряные монеты, имевшие хождение в Европе.

В начале XVIII века шотландский аферист Джон Лоу создал во Франции государственный банк, но после его краха бежал из страны. А вот российские чиновники, обанкротив Дворянский заемный банк, остались на своих постах, получив изрядную прибыль. Дело в том, что банк они учреждали не для развития предпринимательства в России, а для развития собственного бизнеса. Поэтому сразу создали себе весьма льготные условия по кредитам.

Кредиты выдавались под 6% годовых на 18 лет без обязательств выплачивать проценты ежегодно. Всего было выдано кредитов на 3,2 миллиона рублей. Самый большой, естественно, получил сам Петр Шувалов - 473 тысячи рублей. Его родственник Сергей Ягужинский - 150 тысяч. Не обидели и других вельмож.

Уже тогда возникла практика «откатов». Например, Уильям Гомм, выкупивший право экспортировать российский лес, получить кредит не мог, поскольку был иностранцем. Но в виде исключения ему выдали 300 тысяч рублей на 30 лет. Правда, большую часть суммы он отдал Шувалову, а себе оставил лишь 120тысяч.

Ничего удивительного, что первый российский банк обанкротился. Правда, это произошло уже после смерти Шувалова. Дворянский и Купеческий банки расформировали, а на их основе создали Государственный заемный банк. Точно так же накрылись «медным тазом» коммерческие банки Петербурга и Астрахани, созданные в 1764 году для развития внешней торговли.

Хочу - отдам, не хочу - не отдам

Пётр Шувалов- основатель и расхититель первого российского банка
Складывается впечатление, что российским монархам банки были нужны лишь для содержания армии и двора, а отнюдь не для развития российской экономики. Так, например, Екатерина II для изыскания средств на нужды своего двора завела придворного банкира, которым стал шотландский барон Ричард Сутерланд.

Больших расходов требовал российский флот в Средиземном море. Вмешательство в польские дела тоже влетало в копеечку. Екатерине II пришлось взять крупный заем за границей - в банкирском доме «Раймонд и Теодор де Смет». В России появилась еще одна проблема - постоянно растущий внешний долг. Скажем, все расходы на русскую армию во время войны с Турцией 1787-1791 годов профинансировал голландский банкирский дом «Гопе и Ко». Разумеется, деньги давались с условием возврата и под проценты.

А банкиры в нашей стране - и русские, и иностранцы - почему-то заболевали специфической «банкирской болезнью». Они начинали считать чужие деньги своими.

Жертвой этой «болезни» пал и придворный банкир Сутерланд. В России он столкнулся с новым для себя явлением - необязательностью возврата кредитов. К примеру, Григорий Потемкин взял у нег в долг 700 тысяч рублей, а отдавать не собирался. Заставить светлейшего князя расплатиться по кредиту не было ни малейшей возможности. Сутерланд погоревал, но сделал выводы: сам стал запускать руку в банковскую кассу.

Гавриил Державин вошел в историю не только как выдающийся поэт, но и как видный государственный деятель. Именно он контролировал расследование дела в отношении Сутерланда. Когда у банкира обнаружилась недостача двух миллионов казенных денег, он объявил себя банкротом, а потом отравился.

В ходе расследования выяснилось, что Сутерланд действовал не в одиночку. Ему помогали высокопоставленные сановники. Державин докладывал об этом Екатерине II, но, разумеется, никто из «шишек» не понес наказания.

Нерядовой кассир

После отмены крепостного права страна начала путь к капитализму. В царствование Александра II Россию охватил банковский бум.

В тогдашней полиции не существовало структур, ответственных за борьбу с экономической преступностью. Положение до некоторой степени спасал энтузиазм отдельных сыщиков. Они, конечно, не разбирались в тонкостях банковского дела, но умели наблюдать и делать выводы.

В 1879 году сотрудники обратили внимание на разгульный образ жизни двух людей - Ландвагена и Шеньяна, являвшихся членами правления Кронштадтского коммерческого банка. Сыщики выяснили, что Ландваген и Шеньян несколько раз выдавали поддельные векселя. Полиция настояла, чтобы в банке была проведена ревизия. Она выявила растрату на сумму в полмиллиона рублей. Дело было передано в суд.

Ландвагена приговорили к заключению в работном доме на 2,5 года, остальных подсудимых - «к лишению всех особых прав и преимуществ и к ссылке».

В начале 1880-х годов сыщики Саратовской полиции получили сообщение от осведомителя, что председатель правления Саратовско-Симбирского земельного банка Алфимов ведет жизнь, неподобающую дворянину и отставному полковнику. Спутался с авантюристом и мошенником Борисовым, не вылезает из казино, где ежедневно просаживает деньги.

По оперативной информации, Алфимов получил в банке ссуду - 1 250 000 рублей - под залог своего имения, которое не стоило и ста тысяч. Сыщики наняли специалиста по недвижимости и тайно отправились осматривать имение банкира. Результаты осмотра подтвердили, что осведомитель в общем и целом был прав. Стоимость имения, по оценкам специалиста, составляла 120 тысяч рублей.

Естественно, в банк направили ревизоров, которые выявили «неправильное ведение счетоводства, исчезновение складочного и запасного капиталов», задолженность в размере 456 787 рублей, а также массу служебных подлогов и злоупотреблений. Алфимов и другие нечистоплотные сотрудники банка были приговорены к высылке в Сибирь.

Значительный общественный резонанс вызвало дело Юханцева, рядового кассира Общества взаимного поземельного кредита, который в течение пяти лет сумел украсть более двух миллионов рублей - огромную сумму для того времени. На эти деньги можно было купить не просто какой-нибудь свечной заводик, а большое предприятие. Но Юханцев никаких заводов не покупал, а банально прокутил миллионы в кабаках под развеселое пение цыган.

Банкрот берёт кредит

В 1881 году художник Владимир Маковский написал картину «Крах банка». Ее сюжет основан на реальном событии - банкротстве Московского коммерческого и ссудного акционерного банка.

Этот банк был учрежден в 1870 году. Для заведования иностранными операциями из Варшавы пригласили Генриха Ляндау, бывшего владельца банкирской конторы. Ему положили неплохое жалованье - 12 тысяч рублей в год. Но денег никогда не бывает много.

Ляндау помог разорившемуся прусскому предпринимателю Бетелю-Генри Струсбергу получить кредит - 8,2 миллиона рублей. Это притом что акционерный капитал банка составлял всего три миллиона. Удивляться не следует: примерно четверть кредита Струсберг «откатил» заведующему отделом Ляндау и директору банка Полянскому.

Не стоит удивляться и тому, что уже в 1875 году Московский коммерческий и ссудный акционерный банк обанкротился. Правда, члены совета банка успели продать свои акции и снять деньги со счетов. А сразу же после банкротства они имели наглость отправиться в Петербург и потребовать у министра финансов денег для поддержания их финансового учреждения на плаву.

Вместо этого банкиры попали под суд. Но наказание не был особо строгим: Струсберга выслали из Россия, а Полянского и Ляндау сослали на год в Томскую губернию.

Подобные скандалы на долгие годы подорвали доверие к частным банкам. А государство стало все больше регулировать и контролировать деятельность акционерных банков, что, с одной стороны, позволяло защищать интересы вкладчиков, но с другой - замедляло экономическое развитие.

Олег ЛОГИНОВ





Вернуться в «Открытия, путешествия, приключения и авантюры»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 14 гостей