Британский танк «Черчилль» был типичным танком поддержки пехоты. Его проектирование началось в сентябре 1939 года - вскоре после начала Второй мировой войны. Командованию английского экспедиционного корпуса срочно понадобился тяжелый танк с толстой броней, который мог бы таранить линию Зигфрида - полосу мощных укреплений на границе Франции и Германии. Тогда союзники все еще надеялись наступать вглубь Третьего рейха. Но последующие реальные события на фронте показали всю ошибочность их планов.
Как это ни странно, но британское военное министерство поручило разработку тяжелого танка непосредственной поддержки пехоты судостроительной верфи «Харленд энд Вулф», расположенной в городе Белфаст (Северная Ирландия). Кстати, именно эта верфь построила в свое время печально известный «Титаник». Опытный образец танка получил индекс А20.
По замыслу военных, новый танк должен был быть в первую очередь хорошо защищен. Его лобовая броня должна была быть толщиной до 80 мм, бортовая - 30 мм, кормовая - 16 мм. В качестве возможного вооружения для него предлагались: 2-фунтовые (40-миллиметровые) противотанковые пушки, 6-фунтовые (57-миллиметровые) пушки, а также 75- или 76-миллиметровые гаубицы. После тщательной проработки военные остановились на 40-миллиметровой противотанковой пушке, размещенной в башне, и 76,2-миллиметровой гаубице, установленной в лобовом броневом листе корпуса. Для увеличения проходимости танк предполагалось максимально удлинить, а его широкие гусеницы должны были полностью охватывать корпус.
Североирландские судостроители провели все работы по созданию прототипа нового танка на удивление быстро. Контракт на изготовление двух прототипов А20 подписали уже в феврале 1940 года. При этом инженеры постарались учесть все пожелания военных по бронированию, габаритам и компоновке танка. Он получился довольно тяжелым (43 т), и тихоходным. Мощности 300-сильного 12-цилиндрового плоского двигателя «тип DAV» компании «Генри Мидоус» для тяжелого танка явно не хватало. Оба прототипа были собраны в июне 1940 года, и в том же месяце они прошли первые испытания.
К тому времени союзные войска во Франции потерпели сокрушительное поражение. Под ударами подвижных частей вермахта фронт рухнул. Французские войска капитулировали, а британские были прижаты к побережью Ла-Манша. Впрочем, большую часть экспедиционного корпуса удалось эвакуировать из-под Дюнкерка, бросив все тяжелое вооружение. Из 704 танков, отправленных во Францию, назад вернулось всего 25. На Британских островах в тот момент находилось чуть больше двух сотен танков (из них значительная часть устаревших и учебных).
Военное руководство Соединенного королевства всеми силами старалось восполнить потери. Теперь ему уже было не до прорыва оборонительных линий противника. Но опыт использования хорошо бронированных пехотных танков «Матильда II», которые успешно выдерживали попадания немецких противотанковых пушек, натолкнул британских генералов на мысль заняться усовершенствованием танка А20.
Один из двух его прототипов передали компании «Воксхолл Моторс», британскому подразделению «Дженерал Моторс», производившему двигатели и грузовые автомобили. Конструкторы предложили установить на танк собственный 12-цилиндровый двигатель, скомпонованный из двух 6-цилиндровых двигателей «Бэдфорд». Этот вариант танка получил индекс А22. Помимо установки нового двигателя, автомобилестроители сделали военным ряд ценных предложений по оптимизации конструкции танка с целью уменьшения его массы и стоимости.
К тому времени Гитлер уже приказал подготовить план операции «Морской лев», целью которой был захват Британских островов. Военное министерство потребовало от компании «Воксхолл Моторс» ускорить работу над тяжелым танком. Автомобилисты обещали запустить его в серию в течение года. И они выполнили свое обещание.
Проектные работы завершились к июлю 1940 года, а уже в мае 1941 года был готов первый прототип. В июне того же года серийные машины стали поступать на вооружение британской армии. Их назвали «Черчилль», в честь Джона Черчилля - первого герцога Мальборо, знаменитого полководца времен Войны за испанское наследство. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль был прямым потомком прославленного генерала. И потому многие полагали, что танк назвали в его честь.
Гусеницы шириной 356 мм изготавливались в двух вариантах: из 70 или из 71 трака. Первоначально гусеницы оставались полностью незащищенными. Но в 1942 году, начиная с модели Mk.III, в верхней части их начали защищать надгусеничными полками и броневыми экранами, а спереди и сзади - бронированными крыльями.
Корпус танка получился значительно короче гусениц, которые выступали вперед на 1,2 м. Это повышало проходимость танка, позволяя ему преодолевать глубокие траншеи, высокие валы и стенки, но в то же время ограничивало сектор обзора механика-водителя и возможности ведения огня из оружия, размещенного в лобовой части корпуса.
Силовая установка находилась в корме танка вдоль его оси. Там же монтировались шесть топливных баков общей емкостью 828 литров. «Черчилль» управлялся не рулевым колесом или рычагами, а штурвалом подобно самолету. Доступ экипажа в танк осуществлялся через два бортовых люка круглой или прямоугольной формы. Отделение управления не отделялось от боевого, которое было просторнее, чем у других британских танков.
Толщина лобовой брони корпуса на первых моделях танка (и верхний, и нижний листы) достигала 102 мм, крыши корпуса - 16-19 мм, лобового промежуточного почти горизонтального листа брони - 57 мм, борта - 76 мм, кормы -64 мм, днища и нижнего кормового бронелиста - 19 мм. По толщине брони в 1941 году танк занимал первое место в мире (на втором шел советский танк КВ). С появлением у немцев тяжелых танков в 1943 году британцы начали выпуск «Черчиллей» Mark VII, лобовая броня которых выросла до 152 мм, бортовая - до 102 мм, бронирование днища - до 25 мм.
На первых «Черчиллях» в башнях монтировали стандартную противотанковую 2-фунтовую (40-миллиметровую) пушку, а в корпусе - 6-фунтовую (75-миллиметровую) гаубицу, предназначенную для штурма полевых укреплений противника. Другой ранний вариант танка Mk.II CS вооружался 3-дюймовой (76,2-миллиметровой) гаубицей, которая могла вести огонь только дымовыми снарядами. Однако боевое применение машин показало неэффективность гаубицы, размещенной в корпусе. Замена башенного орудия на более мощное произошла в 1942 году, когда оказалось, что пробивная мощность 40-миллиметровой пушки недостаточна. Тогда же изменили и конструкцию башни. Так появилась модель Mk.III, вооруженная 57-миллиметровым орудием.
Боевой дебют новых британских тяжелых танков состоялся в 1942 году. «Черчилли» пошли в атаку на врага в Северной Африке. А в августе того же года 60 танков приняли участие в неудачной для союзников высадке в Дьеппе. Не все танки смогли добраться до берега, а те, что все же высадились на побережье Франции, были подбиты или оставлены экипажами.
Позднее «Черчилли» успешно сражались с врагом на Тунисском, Итальянском фронтах, во Франции и Германии. Особенно хорошо себя показали огнеметные танки, получившие прозвище «Черчилль-крокодил». Неуязвимые для большинства противотанковых пушек противника, эти машины в боях на линии Зигфрида приобрели настолько мрачную известность, что одного вида этого танка, приближающегося к очередному немецкому доту, было достаточно, чтобы его гарнизон сдался на милость победителей.
«Черчилли» поступали и на вооружение Красной армии. По программе ленд-лиза в СССР было отправлено 344 танка, причем до места назначения добралось всего 253 единицы. Из них комплектовались отдельные танковые тяжелые полки прорыва.
Первое боевое крещение советские «Черчилли» получили под Сталинградом. Они сражались на Курской дуге, освобождали Киев и Выборг. Советским танкистам «Черчилли» нравились за их толстую броню и хорошую управляемость. В то же время отмечались плохая проходимость танка по российскому бездорожью, слабое вооружение и недостаточно надежная подвеска.
Впрочем, и сами британцы тоже не считали этот танк вершиной конструкторской мысли. Британский же премьер Уинстон Черчилль полушутя-полусерьезно так заявил о нем: «Танк, носящий мое имя, имеет больше недостатков, чем я сам!»
Александр ЕГОРОВ