Страница 1 из 1

Засуха - бич империй

Добавлено: 15 сен 2016, 16:22
zagadki-istorii
Главный закон природы - равновесие. И если оно нарушается, то это моментально отзывается серьезными последствиями. Сколько бы ни мнил человек себя «царем природы», на самом деле его жизнь зависит от глобальных процессов, повлиять на которые он не может, как бы ни пытался. Это касается и великих империй прошлого. Аккадская держава и Древнее царство Египта рухнули задолго до нашей эры из-за климатических колебаний.

Один из главных циклов, от которых зависит вся жизнь на нашей планете, - это круговорот воды в природе. Как только в нем обнаруживаются сбои, это моментально отзывается повсюду. Реки мелеют, леса сохнут, животные мигрируют в другие края. Люди, как часть природы, тоже не могут остаться в стороне от этих глобальных процессов. Будет ли империя процветать, устоят ли великие города и уцелеют ли огромные народы, всегда было связано не только с мудростью правителей или агрессивностью соседей, но и с милостью стихии, с обильностью дождей и разливом рек.

Циклы Бонда


Засуха никогда не случается вдруг. Этому предшествует довольно долгий процесс, который в науке принято называть аридизацией. Упрощенно говоря, это такое состояние природы, когда воды испаряется больше, чем выпадает в виде осадков. Сначала это начинает сказываться на растительности, затем - на животных. И, наконец, на человеке, который привязан к своим возделанным полям. Затем постепенно баланс влаги восстанавливается, и снова реки становятся полноводными, а леса - зелеными. Если же аридизация приобретает слишком сильный размах, то расширяются пустыни, земли утрачивают плодородность.

Наблюдая за историей климата, ученые выяснили, что сильные засухи случаются с определенной периодичностью. В 1997 году американский ученый Джерард Бонд опубликовал статью, в которой выдвинул теорию о том, что глобальные климатические сдвиги происходят примерно раз в 1470 лет. Как правило, все начинается с сильного похолодания. Это провоцирует сбой в системе круговорота воды, и до земель, далеких от полюсов, процесс докатывается в виде засухи.

Так называемым «событием Бонда 3» климатологи называют сильнейшую засуху, которая постигла Землю около 2200 года до нашей эры. Ее следы отчетливо видны в Северной Африке, на Ближнем Востоке, на Аравийском полуострове, в Индостане и даже в центральной части Северной Америки. Но это то, что фиксируют геологи и климатологи. Гораздо интереснее то, что эта засуха изрядно «наследила» и в истории.

В то время параллельно существовали три мощные цивилизации. В Египте цвело Древнее царство, которым правила VI династия фараонов. Месопотамия была впервые в истории объединена под властью царей Аккада. А в долине Инда развивалась одна из самых малоизвестных древних цивилизаций - хараппская. Ни одна из этих трех держав не избежала влияния большой засухи.

От расцвета к дикости


Египет периода Древнего царства был одной из самых передовых держав своего времени. Как раз тогда в долине Нила возводились монументальные пирамиды, стоящие до сих пор. Но Египет не был централизованной империей. Да, фараон обожествлялся и считался воплощением бога Хора (Гора), так что формально вся неограниченная власть принадлежала ему. Но фактически номархи (правители отдельных областей, которые назывались номами) чувствовали себя совершенно независимо. Они ограничивались тем, что платили налоги и совершали обряды, прославляющие фараона. Последнее было не проявлением подобострастия. Люди искренне верили, что если не провести ритуал вовремя, то Нил не разольется и урожая не будет.

Но далеко не во всем египтяне полагались на богов. Стремясь выжать из долины своей великой реки все, что возможно, они уже тогда создали великолепную сеть ирригационных каналов, позволяющую снимать с полей обильные урожаи. Причем содержали эти каналы все номы сообща, понимая, что нарушение системы на любом участке моментально отразится на всех. Поэтому даже когда дело доходило до междоусобиц, то каналы поддерживались в порядке. Другим важным достижением египтян был «государственный резерв» зерна, создаваемый на случай неурожая.

И все-таки созданная в Древнем царстве система оказалась недостаточно гибкой. Когда около 2200 года до нашей эры засуха начала губить один урожай за другим, «резервное» зерно стало быстро заканчиваться. А система орошения уже не могла спасти от голода - просто не хватало воды, которая могла бы течь по прекрасным египетским каналам.

В этих условиях номархи стали бунтовать. Их логика была проста - такое несчастье может быть наслано только богами. А виноват в этом может быть только наместник богов на земле, то есть фараон. После того, как около 2184 года до нашей эры завершилось необыкновенно длинное правление фараона Пиопи II, страну начала охватывать анархия.

Сын Пиопи II продержался на престоле всего год, после чего умер - то ли от болезни, то ли в результате заговора. Власть перешла к его жене и сестре Нитокрис, которая попыталась жестко навести порядок. Но видимо, жесткости ей не хватило. К тому же она была первой женщиной в истории Древнего Египта, дерзнувшей править самостоятельно. Номархи не захотели ей подчиниться, и Нитокрис продержалась у власти всего несколько очень беспокойных лет.

А страна после этого окончательно распалась на 42 независимых нома, которые принялись воевать друг с другом. Власть фараонов пришла в упадок, система ирригации оказалась заброшена, прекрасные храмы и гробницы подверглись разграблению. По стране бродили шайки разбойников, всюду царили голод и разруха. Это мрачное время, сухо называемое историками Первым переходным периодом, продолжалось около 200 лет. Затем, наконец, земли в долине Нила вновь были объединены фараоном Ментухотепом II, и началась эпоха Среднего царства.

Перед лицом вторжения


Тем временем, в долине двух других великих рек, Тигра и Евфрата, клонилось к закату государство, которое многими считается первой империей в истории - Аккадское царство. Хотя Древний Египет возник раньше, но по размаху и охвату территории во второй половине III тысячелетия до нашей эры Аккад явно превосходил его. Активно велись войны, строились (или захватывались) города, возделывались поля. Правители Аккада гордо носили громкий титул «царь всех царей» или «царь четырех сторон света». И мало кто решался оспорить эти претензии.

Проблемы начались тогда, когда засуха стала планомерно сокращать урожаи. Это ударило не только по самой аккадской державе, но и по племенам, жившим вокруг. Главную проблему представляли гутии - горцы, жившие на территории современного Ирана. Голод и нужда гнали их на покорение новых земель. А многочисленность и агрессивность делали гутиев опасными противниками даже для такого мощного государства, как Аккад.

В полную силу гутии обрушились на Аккадское царство при Шаркалишарри, правившем с 2200 по 2176 год до нашей эры. Хотя с ними приходилось воевать еще его деду. Чтобы противостоять натиску свирепых горцев, нужно было постоянно содержать сильную армию. Но ослабевшая экономика империи этого уже не выдерживала. От Аккада стали постепенно отваливаться покоренные земли, а вчерашние союзники прекращали отношения.

В результате после смерти Шаркалишарри в стране воцарился хаос. Цари сменялись на престоле быстро, и никто из них уже не мог претендовать на звучные титулы своих великих предшественников. Реальную власть захватили олигархи, которым принадлежала земля. Гутии, которые не прекращали своих походов, только подливали масла в огонь. Один из их вождей теперь сам желал быть царем Аккада. В конце концов, около 2137 года до нашей эры столица царства была захвачена гутиями и разрушена. Великая империя, объединявшая Месопотамию, перестала существовать.

Легче всего перенесла последствия глобальной засухи хараппская цивилизация на территории Индии. Здесь также существовала великолепно отлаженная система оросительных каналов, связывавших всю страну воедино. Видимо, она меньше пострадала от недостатка воды, чем египетская. Возможно, также сыграло свою роль отсутствие сильных врагов и то, что древние жители Индии смогли удержаться от междоусобиц.

Однако условия жизни продолжали ухудшаться. И к XVIII веку до нашей эры хараппская цивилизация была вынуждена покинуть обжитые места и сместиться на юго-восток Индостана. Видимо, это сломало отлаженную систему, и древняя культура пришла в упадок. Когда в Индию пришли арии, хараппская цивилизация уже не смогла дать им достойный отпор.

Виктор БАНЕВ