Японцы выбрали для проведения самых бесчеловечных в истории экспериментов - испытаний бактериологического оружия - территорию Китая в провинции Биньцзян. Цинизм заключался уже в самом решении проводить опыты на чужой территории: ведь если бактерии случайно вырвутся на свободу, погибнут жители другого государства.
В 1932 году рядом со станцией Пинфан подготовили площадку для секретного объекта. При этом сожгли около 300 крестьянских домов, жителей которых выгнали на улицу.
Руководителем нового научно-исследовательского центра был назначен генерал-лейтенант Императорской армии Японии Сиро Исии. Японскому императору Хирохито понравился его проект выращивания блох, зараженных чумой. Исии предлагал начинить ими бомбы и сбросить этот груз на приграничные русские города - Владивосток, Хабаровск, Благовещенск и Читу. Правда, лабораторные блохи погибали во время сбрасывания и распыления. В секретном городке начались испытания чумного заражения на захваченных пленниках, в основном на китайцах.
Отряду Исии был присвоен номер 731 - этим кодовым названием японцы именовали будущее бактериологическое оружие в виде микробов чумы. Исследовательский центр занимал участок в виде квадрата со сторонами длиной шесть километров, на котором находились аэродром, железнодорожная ветка, жилые помещения, тюрьма, лаборатории, а также синтоистский храм. Вся территория была обнесена забором с колючей проволокой.
В обязанности самолетов-истребителей отряда входило сбивать любые летательные аппараты, в том числе и японские, которые могли обнаружить секретный объект.
[img_podpis_left]http://zagadki-istorii-talk.ru/images/otryad_731.jpg,420,Китай. Сотрудники отряда 731 проводят изуверские опыты[/img_podpis_left] Кроме работы с бактериями чумы отряд 731 занимался выращиванием и исследованиями микробов холеры, тифа, сибирской язвы и туберкулеза. Япония готовилась развязать по-настоящему масштабную бактериологическую войну.
Для опытов в распоряжение сотрудников лабораторий регулярно поступали мыши, крысы и морские свинки, а также люди, пленные или даже просто схваченные на улице. В частности, японская жандармерия отправляла сюда женщин и детей, которые приходили в полицию узнать о судьбе своих родственников.
Сотрудники отряда презрительно называли их «бревнами». При поступлении в отряд все подопытные лишались имен и фамилий. Каждому присваивался трехзначный номер, первая цифра которого соответствовала определенной лаборатории.
Подопытных неплохо кормили и не заставляли выполнять тяжелую работу - ведь японским врачам нужны были чистота опыта и гарантии того, что испытуемый умер в результате эксперимента, а не от голода или непосильного труда.
Среди узников были и советские граждане, обслуживавшие захваченные японцами участки КВЖД, а также члены их семей.
Согласно имеющимся данным, в результате варварских экспериментов отряд 731 уничтожил не менее 3000 человек. Чтобы заключенные не противились посещению лабораторий, им обычно говорили, что поступил приказ отпустить данного человека, но перед этим нужно сделать прививку.
Какие же опыты ставились на живых людях?
Им делали инъекции различных бактерий и расчленяли тела (без предварительного убийства и наркоза), чтобы понаблюдать течение болезни. Для сравнения таким же процедурам подвергались незараженные заключенные.
На полигоне проходили регулярные испытания керамических бомб с блохами. Подопытных привязывали к столбам на расстоянии 5-10 метров друг от друга - и сбрасывали бомбы под разными углами и с разной высоты, чтобы получить точные данные об особенностях заражения.
Кроме бактериологических проводились и другие эксперименты. Японские врачи выясняли, что будет, если в вены пациента закачать воздух. Или через какое время наступит смерть, если человека повесить вниз головой. Проводились опыты кружения на центрифуге, чтобы понять, сколько часов пройдет, прежде чем человек умрет, и чем этот процесс сопровождается. Кровь людям заменяли обезьяньей. Вскрывали живых людей, чтобы наблюдать любые изменения в тканях человеческого организма.
Сам Сиро Исии увлекался изучением пределов выносливости человеческого организма. С этой целью он вырезал узникам органы или их части (легкие, печень, почки, одно полушарие мозга) и наблюдал, как долго люди смогут прожить.
Одно из помещений отряда 731 называлось «выставочной комнатой». Здесь на многочисленных полках стояли стеклянные сосуды с человеческими головами, а также конечностями и внутренними органами.
Комнату посещали все работники секретного отряда. Это помогало выполнению сразу нескольких задач: во-первых, сотрудники видели работу друг друга и могли координировать действия разных отделов. А во-вторых, они привыкали к мысли, что «бревна» - неполноценные люди, и сочувствовать им ни в коем случае нельзя.
Если бы лаборатории отряда 731 продолжили работу, они, вне всяких сомнений, привели бы мир к масштабной биологической войне.
Но в августе 1945 года советские войска вошли в Маньчжурию и северный Китай. Квантунская армия была разбита буквально за несколько дней. Отряд 731 получил приказ об эвакуации.
Накопленные биологические материалы и все документы вывезли в Японию. При этом некоторые работники отряда пытались скопировать и забрать с собой данные исследований, надеясь впоследствии использовать их для дальнейшей работы или продажи. Известно, что двое ученых, пытавшихся проделать это, по приказу Исии были избиты, и документы у них отобрали.
Кроме того, Исии отдал распоряжение: уничтожить всех заключенных, а также приборы, оборудование и лагерные постройки. Узников убили ядовитым газом, который пустили по вентиляционной системе. Тех, кто не умер сразу, в упор расстреляли из пистолетов. Трупы переместили в вырытую яму, облили бензином и подожгли. Оставшиеся препараты и оборудование тоже были сожжены.
Здания уничтожили с помощью взрывов и вызванного ими пожара. Командование расположенной рядом японской военной части, не зная, что происходит, предложило помощь в его тушении - но им заявили, что ничего делать не надо. Деятельность отряда продолжала оставаться тайной даже для своих.
Животных уничтожить не удалось, крысы разбежались по соседним полям.
Для эвакуации персонала отряда 731 были подготовлены 15 эшелонов. Всем сотрудникам и членам их семей раздали пузырьки с ядом - чтобы уйти из жизни в случае попадания в плен.
Армейское командование включило эти эшелоны в разряд транспортных средств особой важности - их пропускали в первую очередь. Тем не менее во время бегства пассажиры нескольких вагонов, напуганные слухами и неизвестностью, коллективно покончили жизнь самоубийством.
Во время эвакуации Сиро Исии выступил перед сотрудниками. Смысл его речи сводился к тому, что тайну отряда 731 надо хранить в любом случае. И того, кто ее выдаст, ждет суровая кара.
Но, как часто бывает, сработал известный жизненный принцип: тот, кто устанавливает правила, живет по исключениям.
Вернувшись в Японию, Исии в том же 1945 году предложил американцам все данные экспериментов и штаммы бактерий - в обмен на то, что его не признают военным преступником и не отдадут под суд. Вместе с другими ведущими специалистами отряда 731 он переехал в США. Впоследствии все они стали успешными врачами, имеющими свои клиники.
На запрос военной прокуратуры СССР о выдаче служащих отряда 731 для суда над ними американские власти ответили, что местопребывание японцев неизвестно и что говорить о них как о военных преступниках нет оснований.
В декабре 1949 года в Хабаровске прошел процесс по делу японских военнослужащих, которых обвиняли в подготовке бактериологического оружия и жестоких опытах над людьми. Из 2600 сотрудников отряда 731 осудить удалось только 12, они в зависимости от степени вины получили от 2 до 25 лет заключения. К смертной казни никого не приговорили, поскольку в СССР она была отменена в мае 1947 года.
Двоюродный брат японского императора Хирохито принц Такеда Цунейоси, который курировал деятельность отряда 731, не понес никакого наказания и впоследствии возглавил олимпийский комитет своей страны. Доктор Сиро Исии долго занимался микробиологией и умер в Токио в 1959-м от рака горла.
Законы почти всех стран мира, в том числе и США, запрещают проводить эксперименты на людях без их письменного согласия. Тем не менее информация о подобных опытах периодически попадает на страницы американских газет. В частности, в 2004 году секретные медицинские эксперименты проводились над воспитанниками детских домов, где содержатся ВИЧ-инфицированные, - на них опробовали ядовитые препараты, от которых у детей возникали судороги и распухали суставы. Дело отряда 731 продолжает жить...
Светлана САВИЧ