Оплот Иоаннитов

История мест, замков, крепостей, монастырей и пр...
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Оплот Иоаннитов

#1 Сообщение zagadki-istorii » 30 июн 2019, 08:01

Орден госпитальеров (иоаннитов) считается одним из старейших монашеско-рыцарских орденов Средневековья. За время своего существования он сменил несколько мест обитания. Самые славные страницы его военной истории связаны с островами Родос и Мальта. Город Родос превращенный госпитальерами в мощнейшую крепость, подвергся двум ожесточенным турецким осадам.

Орден Святого Иоанна возник как братство на Ближнем Востоке примерно в 1080 году. Братство ухаживало за больными паломниками в Иерусалиме. Постепенно орден из монашеского превратился в военно-духовный.

От Иерусалима до Родоса

В 1291 году после падения Акры госпитальеры потеряли все свои владения в Святой земле и почти всех братьев. Великий магистр Жан де Вилье с семью рыцарями с боем пробился на орденскую галеру и уплыл на Кипр. Здесь госпитальеры вынуждены были признать вассалитет короля Кипра, что не устраивало гордых рыцарей. Поэтому Великий магистр Гийом де Вилларе решил обосноваться на острове Родос. Возможность для этого появилась в 1306 году, когда генуэзский пират Виньоло де Виньоли предложил совместными усилиями захватить Родос и прилегающие к нему острова. Формально они принадлежали православной Византии (с точки зрения католиков, лишь ненамного лучше неверных). Фактически же это было почти независимое государство. Была надежда, что папа римский посмотрит на это мероприятие сквозь пальцы.

27 мая 1306 года был заключен тайный договор между орденом и Виньоли. 23 июня 1306 года отряд госпитальеров, состоящий из 25 рыцарей и 500 солдат, под предводительством самого Великого магистра (Фулька де Вилларе) отплыл с Кипра и отправился к Родосу. Однако затея оказалась непростой. Гарнизон Родоса оказал отчаянное сопротивление, а Византия прислала подмогу. Захват острова растянулся на три с лишним года. Только 15 августа 1309 года родосский гарнизон принял условия капитуляции. Во владении ордена Святого Иоанна оказался не только Родос, но и семь соседних островов. Штаб-квартирой ордена стал город-крепость Родос на одноименном острове.

К моменту обоснования на Родосе госпитальеры имели уже большой опыт возведения, поддержания и обороны замков. К началу конфликта с Салах-ад-Дином иоанниты владели 27 замками. Неудивительно, что обладание столь значительным числом замков сделало их знатоками оборонительного зодчества.

Поначалу после того как госпитальеры перебрались на Родос, они довольствовались византийскими укреплениями.

Серьезные работы по укреплению города стали проводить только с начала XV века. В это время фортификация госпитальеров испытала испано-португальское влияние, которое отразилось в появлении башенок на уровне парапета по углам некоторых башен, а также отдельных башен, сильно вынесенных за линию стены и соединенных с ней легко удаляемыми мостиками. Тогда же, в начале XV века, в родосской фортификации появляются круглые башни и пушечные амбразуры.

Возведенные госпитальерами стены крепости имеют протяженность около 4 километров. До осады 1480 года они были довольно тонкими и напоминали стены средневековых замков. В почти неизменном виде они сохранились на менее ответственных участках обороны. На более опасной сухопутной стороне укрепления в период между осадами 1480 и 1522 годов были значительно изменены. Толщину стен существенно увеличили за счет земляной присыпки: если раньше толщина стен составляла около 4 метров, то теперь на сухопутном участке она достигала 12 метров. Стены сухопутного сектора состояли из двух линий: более мощная и высокая внутренняя стена нависала над внешней.

Орден Святого Иоанна имел земли во многих странах Западной Европы. Соответственно члены ордена были разделены на национальные группы, известные как «языки». К моменту прибытия на Родос орден насчитывал семь «языков»: Арагон (все представители Пиренейского полуострова), Овернь (область во Франции), Англия (включая Шотландию и Ирландию), Франция, Германия, Италия и Прованс. Позднее из Арагона выделился еще «язык» Кастилия. Гарнизон крепости Родос состоял из представителей всех «языков». За каждым «языком» был закреплен свой участок обороны. Это стимулировало соперничество в храбрости и стойкости между представителями разных национальностей.

На усилении тех или иных мест Родосской крепости сказывалась национальность Великого магистра. В этом был подводный камень разделения фортификации крепости на «языки» по национальностям. Например, Великий магистр Пьер д'Обюссон, родом из Оверни, значительно укрепил весь город, но особенно мощный бастион (Святого Георга) построил на секторе Овернь. Великий магистр Эмери дАмбуаз, француз, построил мощные ворота д'Амбуаз на французском секторе. Наконец, итальянец Фабрицио дель Карретто немало сделал для укрепления всего города, но особое внимание уделил итальянскому сектору, соорудив здесь полукруглые внешние укрепления.

Осада 1480 года

Замок Родос - оплот иоаннитов
В конце мая 1480 года на острове высадилась огромная турецкая армия. Перед тем как сделать первый выстрел, турки предложили сдать город, обещая общую амнистию и специальные привилегии для греков. Защитники отвергли эти предложения. Тогда осаждающие начали бомбардировку города. Целями обстрела были не только укрепления города, но и жилые кварталы - турки надеялись подорвать боевой дух греческого населения и заставить его сдаться.

Основным объектом для атаки турки выбрали башню Святого Николая, расположенную на мысу и контролировавшую вход в порт. Разрушив ее, турки могли бы ввести свой флот в порт Ман-драки и при его поддержке атаковать северные стены города. После десяти дней жестокой бомбардировки башни турки предприняли первую попытку штурма. Для этого они переоборудовали несколько галер, разместив на них легкие пушки. Большинству галер удалось приблизиться к башне, и с них стал высаживаться десант. На берегу разгорелась яростная рукопашная схватка. Несмотря на отчаянную атаку турок, рыцарям-госпитальерам при поддержке арбалетчиков, лучников и стрелков из ручниц удалось сбросить противника в море. Уцелевшие в этой резне уплыли на галерах.

После неудачи с башней Святого Николая турки сосредоточили все свои усилия на итальянском секторе. Здесь турки разместили батарею из 8 больших бомбард и вели ожесточенный обстрел укреплений и города. Стены итальянского сектора к этому времени превратились в груду обломков, и только башня Италии, частично разрушенная, еще возвышалась над остальными укреплениями. В стенах пробили брешь, и ничто не могло предотвратить штурм.

На рассвете 27 июня бомбардировка стихла, а из лагеря турок раздался грохот барабанов и рев труб. Турки подняли черный флаг. Это значило, что городу не будет пощады - он будет разграблен, а жители будут убиты или проданы в рабство.

Рыцарей-госпи-тальеров турки грозились посадить на кол. Все это защитники узнали из посланий, прикрепленных к стрелам. Затем в повисшей тишине прозвучал выстрел из орудия - сигнал к началу штурма.

Первой волной в атаку пошли башибузуки, нерегулярные войска, не знавшие дисциплины и служившие не за жалованье, а за добычу. Второй волной, следом за башибузуками, шли янычары, державшие великолепный порядок, несмотря на жестокий обстрел. Д'Обюссон понимал, что удержать руины стен итальянского сектора невозможно, это приведет только к потере людей. Поэтому защитники отступили к ретраншементу. На защиту последнего была привлечена большая часть защитников, включая отборные отряды рыцарей каждого «языка» и местное население. Волны атакующих перекатились через руины крепостных стен и пошли на штурм ретраншемента. Положение было отчаянным. Осаждающие и защитники сражались за ретраншемент. 300 янычарам удалось проникнуть в город, но они были отрезаны от основных сил и уничтожены.

Д'Обюссон, несмотря на свой возраст (ему было 57 лет) и ранение (стрела пробила его бедро), с горсткой рыцарей возглавил контратаку, пробился к башне Италии, перебил здесь турок и сбросил на землю турецкий флаг. Этот героизм дорого обошелся Великому магистру: он был четыре раза ранен, причем одна из ран была тяжелой. Однако д'Обюссон не зря пролил кровь - когда его уносили с поля боя, он увидел, как башибузуки бросились бежать. Янычары пытались остановить отступление, убивая беглецов. Однако защитники, увидев панику среди атакующих, перешли в наступление. Это решило исход сражения. Турки обратились в бегство. Защитники преследовали турок до самого их лагеря и вернулись в город. Каждый из них на копье нес голову врага.

Через десять дней после этого турки сняли осаду, погрузились на корабли и уплыли.

Поход Сулеймана Великолепного

28 июля 1522 года на остров Родос прибыл султан Сулейман Великолепный, чтобы возглавить осаду крепости. Христианские хронисты утверждают, что турецкая армия насчитывала 200 тысяч человек, из которых 60 тысяч составляли искусные минеры. Эти цифры несомненно завышены, но можно быть уверенным, что турецкая армия была очень многочисленной.

Гарнизон Родоса состоял примерно из 2000 человек: 500 рыцарей и сержантов, 1000 наемников и около 500 человек милиции (по другим данным, гарнизон насчитывал от 5000 до 7500 человек). Уже во время осады прибыло подкрепление - около 50 рыцарей и 200 солдат и моряков.

Не успев как следует окопаться, турки с ходу открыли огонь. Ответный огонь защитников был ошеломляющим - примерно половина орудий осаждающих была вскоре выведена из строя. Тем не менее турки упорно бомбардировали город. К 14 августа внешние укрепления на английском секторе были сильно повреждены. Вскоре были пробиты бреши в стенах секторов Испании, Англии и Прованса.

К 19 августа была пробита брешь в стенах итальянского сектора. В тот же день защитники совершили вылазку против брешь-батареи в этом секторе, убив многих саперов, и уничтожили несколько орудий. Подобные вылазки повторялись 20, 22 и 24 августа, и каждый раз защитники возвращались с пленными и головами турок на копьях.

К началу сентября под большую часть стен крепости были подведены минные галереи, а в стенах крепости пробито столько брешей, что в любой момент можно было ожидать общего штурма.

24 сентября начался самый ожесточенный штурм. На рассвете турки открыли сильный огонь из пушек, используя специальный порох, дававший черный дым, образовывавший дымовую завесу. Не успели защитники понять, где ожидать атаки, как отборный отряд янычар вскарабкался на стены и больверк испанского сектора. Вслед за этим последовал общий штурм на участке от испанского до итальянского секторов. Все жители Родоса приняли участие в отражении штурма, и после отчаянного шестичасового рукопашного боя турки были отбиты.

К началу декабря укрепления города, особенно в секторах Испании, Англии, Прованса и Италии, лежали в руинах. Горожане были истощены и находились на грани мятежа и заключения мира с турками. Порох и снаряды кончались. По словам инженера крепости итальянца Тадини, враг был уже в городе, «над и под землей». Это была правда: турки создали целую сеть подземных галерей, из которых они появлялись в самых неожиданных местах города. Спасти город не было никакой надежды.

Поэтому, когда 10 декабря 1522 года султан Сулейман поднял белый переговорный флаг и предложил условия капитуляции, Л'Иль-Адам тоже поднял белый флаг и принял условия турок. Они были мягкими: орден и все его члены могли покинуть остров со всем своим имуществом и оружием; жителям города гарантировалась безопасность, они могли покинуть Родос вместе с орденом или в течение трех лет после этого. Всем оставшимся гарантировалась свобода вероисповедания. Турки сдержали обещание, а мародеры, встречавшиеся в любой армии, были жестоко наказаны.

После нескольких лет скитаний орден Святого Иоанна нашел новое пристанище - в 1530 году император Священной Римской империи Карл V по просьбе папы римского передал иоаннитам на вечные времена остров Мальту.

Александр ФЕДОРОВ





Вернуться в «История мест»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 20 гостей