Между Европой и Азией

История мест, замков, крепостей, монастырей и пр...
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Между Европой и Азией

#1 Сообщение zagadki-istorii » 20 апр 2021, 16:38

Кремль - это укрепленная часть, «сердце» древнерусского города. Самый известный кремль, конечно же, расположен в Москве. А вот на статус второго по значимости вполне может претендовать Казанский кремль.

БУЛГАРСКИЕ ВРЕМЕНА

Два военных предприятия времен Ивана Грозного - ликвидация Казанского ханства и присоединение Сибири - на столетия вперед определили лицо России как евразийской державы. Но если в покорении Сибири роль царя была минимальной, то взятие Казани стало его безусловной заслугой.

Казанское ханство появилось позже других государств, возникших на обломках Золотой Орды. Но еще до появления татаро-монголов на Волге существовало сильное и развитое государство - Волжская Булгария. В 1236 году она была разгромлена ордами Батыя. Наряду со столицей - Булгаром - захватчики уничтожили и небольшое укрепленное поселение, находившееся на левом берегу впадающей в Волгу реки Казанки.

Постепенно уцелевшие булгары смешались с поселившимися на Волге ордынцами, а один из здешних князей - Хасан - в 1370 году основал на месте разрушенного на берегах Казанки поселения город Казань.

В 1437 году в Среднем Поволжье появился изгнанный из Крыма и активно участвовавший в борьбе за золотоордынский престол хан Улу-Мухаммед. Убив в 1445 году булгарского князя Алимбека (потомка Хасана), он сделал Казань столицей своего государства.

В том же году под Суздалем Улу-Мухаммед разгромил и пленил московского князя Василия II (освобожденного позже за выкуп) и вскоре после этой победы скончался. Власть перешла к одному из его сыновей - Махмуду, в то время как другой сын - Касим - основал зависимое от Москвы Касимовское ханство.

Казанскую цитадель обнесли дубовыми и частично каменными стенами высотой около 9 метров. Ворот с проездными башнями было четыре - Нур-Али (Муралеевы), Елбугины, Большие и Тюменские.

С запада крепость защищала протока Булак (соединявшая Казанку и озеро Кабан), а на самом уязвимом - юго-восточном направлении - перед стенами вырыли глубокие рвы. Внутри цитадели, помимо ханского дворца, находились относящиеся к нему служебные здания, а также ханская мечеть с мавзолеями почивших правителей.

ПОХОД ИВАНА ГРОЗНОГО

Казанское ханство боролось с Московским царством за контроль над Поволжьем и, несмотря на отдельные успехи, медленно сдавало позиции. Казанские царевичи и представители знати вместе со своими приближенными уходили на Русь, а в самой Казани усиливались промосковские силы. Финальную черту под этим противостоянием подвел, поход 1552 года, который возглавлял лично Иван Грозный. В августе татары во главе с ханом Ядыгар-Мухаммедом потерпели поражение в полевом сражении, после чего началась осада Казани. К моменту решающего штурма (2 октября) русские частично засыпали рвы, подвели вплотную к укреплениям осадные башни, а главное, смогли взорвать участок стены и закрепиться в прилегающей к нему башне.

Сам приступ завершился ожесточенной рукопашной схваткой внутри цитадели. В какой-то момент часть штурмующих увлеклась грабежом, что позволило осажденным перейти в контратаку. Для восстановления дисциплины царские воеводы приказали «многих ближних забивати», то есть убивать мародеров.

Русские войска отразили контратаку и приблизились к мечети у ханского дворца.

Здесь погиб имам Кул Шариф, сражавшийся вместе со своими учениками, а сама мечеть сгорела. Среди пленников оказался и хан Ддыгар-Мухаммед, отправленный на Русь, где он позже принял православие и сражался против рыцарей Ливонского ордена уже под именем Симеона.

Почти всех пленных воинов перебили, а тех жителей, которые приняли новую власть, переселили на другой берег озера Кабан, где они обустроили Старо-Татарскую слободу Казани.

Поскольку цитадель лежала в руинах, ее пришлось восстанавливать, но уже исходя из новых, характерных именно для Московской Руси фортификационных и идеологических принципов.

Для руководства работами прислали псковских мастеров Постника Яковлева и Ивана Ширяя по прозвищу Барма с двумя сотнями их земляков-строителей. Оба этих мастера известны также как создатели храма Василия Блаженного, причем, согласно легенде, восхищенный Иван Грозный приказал ослепить их, чтобы они в будущем не построили чего-нибудь столь же прекрасного (эта легенда, заметим, не имеет отношения к реальности).

Началась замена деревянных стен каменными. Кроме того, в Казани были возведены первые православные храмы. Русская власть стремилась к тому, чтобы православие доминировало над исламом, но никогда не опускалась до запрета конкурирующей религии и физического истребления ее адептов.

ПРАВОСЛАВНАЯ СТОЛИЦА ПОВОЛЖЬЯ

Между Еропой и Азией. Казанский кремль
Главным православным храмом Казанского кремля и кафедральным собором всей Казанской епархии стал Благовещенский. В 1562 году его освятил первый казанский архиепископ Гурий (в миру Григорий Руготин), через год в нем и похороненный.

Несмотря на частые пожары и происходившие после них реставрации, в соборе сохранился фрагмент древней фресковой живописи.

Главный въезд в кремль сделали в Спасской башне, обустроив в ней церковь, названную по находившейся в ней иконе церковью Спаса Нерукотворного. Образ Христа на иконе списан с образа на знамени Ивана Грозного, которое победители водрузили на этом же месте.

Прямоугольная двухъярусная башня получила шатровую деревянную крышу с дозорной вышкой и боковыми галереями - стрельницами. Первоначальный проезд позже переделали в форме буквы «Г» (таким образом, чтобы штурмующие не могли развернуть в нем таран и подставляли противнику незащищенный щитом правый бок). Ключи от обитых железом дубовых ворот крепости находились у воеводы. Справедливости ради надо сказать, что столь строгие предохранительно-оборонительные меры оказались излишними, поскольку впоследствии казанскую крепость штурмовали лишь трижды, причем в эпоху, когда о щитах и таранах давно позабыли.

После пожара 1815 года Спасская церковь пребывала в запустении, пока не была восстановлена по личному распоряжению посетившего в 1836 году город императора Николая I. В 1904-1905 годах храм расширили, придав ему шатровую форму.

Название Троице-Сергиева монастыря, находившегося в Казанском кремле, связывают с тем, что перед штурмом русскому войску явился образ Сергия Радонежского. Интересно, что церковную утварь для новой обители пожертвовала братия одноименной Троице-Сергиевой лавры в Подмосковье. Однако к числу богатых монастырей казанский Троице-Сергиев не относился и в 1763 году был ликвидирован при секуляризации церковных земель. Имущество и утварь передали частично Благовещенскому собору, частично - Казанской духовной семинарии. В подремонтированных зданиях в 1825 году организовали школу военных кантонистов, которая в 1866 году уступила место Казанскому юнкерскому училищу.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА

Несравненно большим престижем пользовался Спасо-Преображенский монастырь, основанный прибывшим в Казань вместе с Гурием архимандритом Варсонофием. Проведший несколько лет в крымском плену Варсонофий знал татарский язык, чем и объяснялось его назначение. Основав обитель, он похоронил в ней своего наставника Гурия, в 1567 году отбыл в Тверь, где занял епископскую кафедру, но спустя три года вернулся в Спасо-Преображенский монастырь, чтобы провести остаток лет в постах и молитвах. Похоронили его в 1576 году рядом с Гурием.

А еще через три года в Казани произошел страшный пожар. По указанию 10-летней девочки по имени Матрона на одном из пепелищ нашли Казанскую икону Божией Матери, ставшую одной из самых почитаемых в России. С этой иконой ополчение Минина и Пожарского освобождало Москву от польских интервентов, после чего списки с образа начали распространять по другим храмам и монастырям страны.

Между прочим, ополчение создавалось по призыву патриарха Гермогена, который, прежде чем стать главой Русской православной церкви, руководил Казанской епархией. По его указанию в 1595 году останки Гурия и Варсонофия перенесли в главный собор Спасо-Преображенской обители.

Этот монастырь стал главным центром православного паломничества в Поволжье, благодаря чему рос, богател и украшался новыми зданиями. Одним из последних его настоятелей предреволюционного периода (а по совместительству и ректором Казанской духовной академии) был будущий первоиерарх Русской православной церкви за границей Антоний Храповицкий.

ЗАРЕВО ПУГАЧЕВСКОГО БУНТА

Возвращаясь к событиям XVI-XVII веков, приведем фрагмент из записок секретаря персидского посольства Оруджбека (впоследствии принявшего католичество и известного под именем дона Хуана Персидского), который посетил Казань в начале царствования Бориса Годунова: «Мы прибыли в очень большой город, принадлежащий русскому царю. Он называется Казань и имеет более пятидесяти тысяч жителей-христиан. В городе множество церквей и в них столько больших колоколов, что в канун праздника невозможно заснуть... Все дома этого города деревянные, но есть большая и сильная крепость с каменными стенами; в ней находится весьма значительное число ратников, которые ночью держат посты - все равно как в Испании, Италии и Фландрии».

Однако оборонительное значение Казани, оказавшейся в глубине расширившегося Московского царства, постепенно снижалось. Правда, некое подобие военной угрозы возникло в 1708-1711 годах, когда на территории Казанской губернии полыхало Башкирское восстание и отдельные отряды мятежников приближались к городу на расстояние 30 километров.

С этим периодом некоторые историки связывают возведение еще одной достопримечательности Казанского кремля - башни Сююмбике, относящейся к числу «падающих» башен (отклонение ее шпиля от основания составляет два метра). Правда, название отсылает к царице Сююмбике, которая являлась супругой двух казанских ханов - Джан-Али и Сафа-Гирея, а после захвата города русскими была выдана замуж за касимовского правителя Шах-Али. Но старинные планы Казанского кремля и архитектура башни показывают, что построить ее никак не могли раньше второй половины XVII столетия. В общем, налицо историко-лингвистическая загадка.

О том, что Казанский кремль является крепостью, пришлось вспомнить в июле 1774 года, когда город был взят войсками Емельяна Пугачева. Мятежники устроили в Казани погром, но так и не смогли овладеть цитаделью, в которой держал оборону гарнизон, подкрепленный добровольцами из числа ремесленников и торговцев. Среди освобожденных из тюрьмы узников самозванец неожиданно наткнулся на свою супругу Софью и четырех детей, которых власти перед этим доставили в Казань, чтобы в случае поимки устроить публичное разоблачение лжецаря. Самозванец, выдававший себя за Петра III, увидел семью и заявил, что это жена и дети его «друга» - казака Емельяна Пугачева. Звучало не очень убедительно, но разбираться было некогда, да никому и не хотелось. На следующий день появился полковник Иван Михельсон со своим отрядом в одну тысячу человек и нанес 26-тысячному войску мятежников очередное поражение.

«Гулять» после этого Пугачеву оставалось совсем недолго. До отправки в Москву он все же успел побывать в Казанском кремле, но в качестве узника, доставленного туда в железной клетке.

КРЕСТ И ПОЛУМЕСЯЦ

В 1800 году издатель Максим Невзоров составил описание Казанского кремля. Он писал, что в крепости находятся «соборная Благовещенская церковь, Спасо-Преображенский 2-го класса мужской монастырь, церковь Киприана и Иустины, архиерейский дом с духовною консисториею, присутственные места и соединенный с ними генерал-губернаторский дом со всеми службами, артиллерийский цейхгауз, гауптвахта, старый оберкомендантский дом, колодничьи казематы, деревянные старые провиантские и соляные магазины». Помянутый здесь «артиллерийский цейхгауз» в 1812 году был развернут в Пушечный двор, представлявший собой достаточно крупное оружейное предприятие.

Подлинник самой известной святыни - Казанской иконы Божией Матери - находился не в Казанском кремле, а в расположенном неподалеку от него Богородицком монастыре. Летом 1904 года святыня была похищена крестьянином Варфоломеем Чайкиным, который драгоценный оклад продал, а сам образ сжег в печке. Преступника судили и сослали на каторгу, где он сошел с ума и скончался. А на Россию после этого дикого преступления посыпались беды - проигранная война с Японией, революция 1905 года, революции 1917-го.

А год 1918-й оказался в истории Казанского кремля по-настоящему ратным, поскольку летом город штурмовали отряды выступившего против большевиков Чехословацкого корпуса и Народная армия под командованием Владимира Каппеля.

Одним из поворотных моментов многодневных боев стал переход на сторону штурмующих охранявшего кремль Сербского революционного батальона под командованием Матия Благотича. Через два дня в телеграмме о взятии Казани Каппель сообщал: «Трофеи не поддаются подсчету. Захвачен золотой запас России 650 миллионов».

Казань (но уже без золотого запаса) красные отбили 10 сентября под личным руководством Льва Троцкого, причем в ходе боев усиленно обстреливали кремль из пушек, разрушив все пять куполов Благовещенского собора. Чекист Мартын Лацис после этого докладывал: «Казань пуста, ни одного попа, ни монаха, ни буржуя».

Все храмы в Казанском кремле большевики закрыли. Часовню в Спасской башне снесли, а в 1963 году установили часы с «малиновым» боем - во время боя башня окрашивается в малиновый цвет.

В Благовещенском соборе устроили Государственный архив Татарской ССР, но в 1976-1984 годах внешний облик храма восстановили.

Реконструкция была проведена и в масштабах всего комплекса, уже в 1990-х годах была восстановлена разрушенная еще при Иване Грозном ханская мечеть, получившая имя погибшего имама Кул Шарифа.

Сейчас Казанский кремль является официальной резиденцией президента Татарстана, а с 2000 года входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Памятники православной и мусульманской культуры соседствуют здесь мирно и органично.

Олег ПОКРОВСКИЙ





Вернуться в «История мест»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 17 гостей