Штирлиц без грима

История спецслужб, разведки и спецопераций
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Штирлиц без грима

#1 Сообщение zagadki-istorii » 10 авг 2016, 19:02

В 1973 году на телеэкраны страны вышел сериал «Семнадцать мгновений весны». И уже более 40 лет зрителей интересует вопрос: а существовал ли Штирлиц на самом деле? Пусть под другой фамилией - но мог ли советский разведчик служить в центральном аппарате гитлеровских спецслужб? Рассекреченные документы дают однозначный ответ: агент советской разведки там действительно работал. Это был немец Вильгельм Леман, которого называли дядюшкой Вилли и который стал прообразом кинематографического штандартенфюрера.

Проще завербовать, чем внедрить


Внедрить в 6-е управление РСХА офицера Красной армии не представлялось возможным - все кандидаты на службу в данном ведомстве проходили самую жесткую проверку, которую созданная для разведчика легенда могла не выдержать. Гораздо проще и эффективнее было завербовать уже работавшего там немца.

Некоторые исследователи сомневаются в том, что именно Вильгельм Леман стал прототипом Штирлица из романа, а позже пьесы и киносценария Юлиана Семенова. Дело в том, что личное дело Лемана было рассекречено только в 1990-е годы, то есть спустя 20 лет после создания фильма.

Но Юлиан Семенов, во-первых, известен дружбой со многими представителями власти, благодаря которым имел доступ к секретным архивным документам. А во-вторых, у писателя имелись свои источники информации - в том числе и среди бывших работников главного управления имперской безопасности (в частности, Семенов в Испании брал интервью у знаменитого диверсанта Отто Скорцени).

Поэтому большинство историков не сомневаются: часть истории советского разведчика Штирлица списана с биографии дядюшки Вилли, который являлся главным немецким агентом Москвы накануне и во время Второй мировой войны. Кем же был этот человек и почему он согласился работать на советскую разведку?

Деньги или убеждения?

Вильгельм Леман родился в 1884 году и получил имя в честь тогдашнего кайзера Германии. Спустя 27 лет, после демобилизации из военно-морского флота, он поступил на службу в берлинскую полицию, где быстро сделал карьеру, став одним из руководителей политического отдела, на базе которого в 1933 году было образовано гестапо.

Из-за солидного возраста коллеги звали его дядюшкой Вилли. Завербовать сотрудника такого уровня было бы мечтой любой иностранной спецслужбы. Но это удалось именно работникам ОГПУ (Объединенного государственного политического управления, пришедшего на смену ЧК и в 1934 году преобразованного в НКВД СССР).

Все началось с того, что один из приятелей Лемана, сотрудник немецкой контрразведки Эрнст Кур за пьянство и дисциплинарные нарушения был уволен со службы без права на пенсию. Он обратился к другу за помощью и услышал неожиданный совет: пойти в советское полпредство и предложить свои услуги.

Кур отправился туда и бросил в висевший на стене почтовый ящик письмо с просьбой о встрече, которая состоялась в начале 1929 года. Убедившись, что приятель стал работать на СССР и его контакты с ОГПУ не были раскрыты, Вилли Леман решил последовать его примеру.

Почему он пошел на это? Существуют две версии, объясняющие такое поведение. Первая принадлежит руководителю немецкой контрразведки Вальтеру Шелленбергу, по мнению которого, Леман из-за болезни (у него был сахарный диабет) и страсти к лошадиным бегам постоянно нуждался в деньгах, и его завербовали прямо на ипподроме - одолжив крупную сумму и поставив перед выбором: либо продать все имущество и расплатиться, либо сотрудничать с советской разведкой.

Нужно отметить, что Шелленберг в своих воспоминаниях намеренно путает даты и события. К примеру, он пишет, что вербовка Лемана произошла в 1935 году, а из документов ОГПУ следует, что это случилось на шесть лет раньше. Кроме того, жена Лемана Маргарита получила в наследство гостиницу и ресторан, так что в деньгах семья особо не нуждалась.

Другая точка зрения: дядюшка Вилли стал сотрудничать с ОГПУ из-за неприятия фашизма - хотя в 1929 году Гитлер еще не пришел к власти.

Скорее всего, свою роль сыграли оба обстоятельства. Вилли Леман не любил фашизм - и с удовольствием получал деньги за борьбу с ним. Тем более что чекисты не скупились: его ежемесячный заработок до 1934 года составлял 500 марок, а с 1934 по 1938 год - 580 (снять в Берлине хорошую квартиру стоило в то время примерно 180 марок в месяц).

Оперативный псевдоним Брайтенбах


Вильгельму Леману были присвоены оперативный индекс А-201 и псевдоним Брайтенбах. Московское руководство ценило значимость нового агента - и прислало в Берлин циркуляр с требованием максимальной осторожности при контактах с ним, чтобы избежать провала.

Кроме того, следовало убрать из страны Эрнста Кура - из-за пьянства и склонности сорить деньгами он мог вызвать подозрения, а его арест неминуемо привел бы немецкую контрразведку к Леману. Кура отправили в Швецию, где ему купили магазин, служивший для связи советских агентов.

История с радисткой Кэт - выдумка писателя Юлиана Семенова. Рация, работающая в центре Берлина, была бы тут же запеленгована и обезврежена. Вся информация от Лемана шла через нескольких агентов, которыми руководил советский резидент Эрих Такке.

Известно, что одна из агентов, американская журналистка Люси Буккер, под видом любовницы встречалась с Леманом на съемных квартирах и фотографировала принесенные им документы.

Также в ОГПУ разработали оригинальный трюк. Леман зашивал копии важных бумаг в подкладку шляпы. Встреча с агентом происходила в кафе. Оба клали головные уборы на столик и перед уходом менялись ими.

Согласно документальным свидетельствам, дядюшка Вилли передал в Москву ценнейшие документы о фашистской агентуре в СССР и среде белогвардейских эмигрантов, шифры для немецких правительственных телеграмм, а также сведения о новом вооружении и секретных заводах.

Гестапо до поры не подозревало о двойной игре своего сотрудника. В канун Рождества 1936 года Леману в качестве подарка вручили портрет фюрера с автографом - такой чести были удостоены всего четыре работника тайной полиции.

Смерть резидента


В 1938 году сотрудничество советской разведки с Леманом неожиданно прекратилось. К тому времени у дядюшки Вилли было двое кураторов из НКВД - Василий Зарубин и Александр Агаянц. В Москве главой чекистов вместо арестованного Генриха Ягоды стал Николай Ежов, и против многих сотрудников разведки начались репрессии. Зарубина отозвали в Москву, он чудом избежал ареста, но в Германию больше не вернулся.

Вскоре после отъезда Зарубина Агаянц из-за обострения язвы желудка был госпитализирован в берлинскую клинику и скончался во время операции. Вильгельм Леман остался без связи - из 15 советских чекистов, работавших с ним в разное время, в живых после репрессий остались только трое, остальные, исключая Агаянца, были расстреляны.

Но борьба с фашистским режимом уже стала частью жизни Лемана. В 1940 году, почти через два года ожидания, он решился на беспрецедентный шаг - опустил в почтовый ящик советского полпредства письмо с предложением немедленно восстановить сотрудничество.

Новым куратором дядюшки Вилли стал работник полпредства Борис Журавлев. Сменивший Ежова Лаврентий Берия дал личное указание: НКВД в первую очередь интересуют сведения о деятельности немецкой агентуры в СССР. Именно эти документы Леман приносил резиденту, тот делал фотокопии и отправлял их в Москву.

19 июня 1941 года агент Брайтенбах вызвал Журавлева на экстренную встречу и сообщил, что в гестапо поступил текст секретного приказа Гитлера о начале военных действий против СССР ранним утром 22 июня. После этого связь с Вильгельмом Леманом была потеряна навсегда.

Ошибка дежурного радиста


Что именно случилось с дядюшкой Вилли, советские разведчики узнали только в 1945 году, когда группе сотрудников под руководством Александра Короткова было поручено разобрать уцелевшие документы гестапо. Среди них нашлась учетная карточка Вильгельма Лемана с пометкой о его аресте в декабре 1942 года.

Сравнив эти сведения с архивными данными НКВД, удалось восстановить произошедшие события.

После начала войны Журавлеву, работавшему под прикрытием сотрудника полпредства, пришлось уехать на родину. Только в мае 1942 года для связи с дядюшкой Вилли в Берлин был направлен агент по кличке Бек (немецкий коммунист Роберт Барт, сдавшийся в плен). Но сотрудники гестапо выследили и арестовали его. Роберт Барт действовал строго по инструкции: он согласился на радиоигру с Москвой и во время передачи сообщения послал сигнал о том, что работает под контролем противника. К сожалению, советские радисты пропустили это предупреждение, и Беку передали данные Лемана и еще нескольких агентов, после чего дядюшку Вилли немедленно арестовали. Судя по всему, Гиммлер и Мюллер не решились доложить Гитлеру о том, что советский агент долгое время работал в секретном фашистском ведомстве, его арест и ликвидация были проведены тайно. Жене и коллегам сообщили, что Вильгельм Леман в состоянии комы выпал из вагона поезда и разбился насмерть.

В СССР в гибели ценного агента обвинили Роберта Барта - после войны он был приговорен к расстрелу. В 1969 году, во время награждения участников немецкого Сопротивления жене Вилли Лемана вручили золотые часы с гравировкой «На память от советских друзей». В этом же году вышла книга, а в театре имени Ленсовета г. Ленинграда состоялась премьера пьесы Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны».

Николай МИХАЙЛОВ





Вернуться в «Специстория»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 23 гостя